И миллионы погибающих


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bort1412» > И миллионы погибающих душ...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

И миллионы погибающих душ...

Статья написана 14 июля 2010 г. 16:27

Звезда Смерти уничтожает планеты... В один момент гибнут миллиарды людей. Теперь вдумайтесь — миллиарды. В один момент. Как правило, такие картины подробно и красочно описываются в книгах и показываются в фильмах. Те же «Звездные войны» все смотрели, да? У Вячеслава Шалыгина читателей, думаю, поменьше, чем зрителей у Лукаса, но у него как раз на уничтожении планеты значимая часть сюжета строится.

Вообще, конечно, жутко должно быть запредельно — во, представьте, вы капитан корабля, который отдает приказ на уничтожение целой планеты, населенной разумными существами. Вполне возможно — точно такими же, как вы сами. таких картин в фантастике хватает. ну вот, надо так для сюжета. Вы такой капитан и вы берете и нажимаете ту самую кнопку.

А теперь представьте, что должно твориться в душе у такого человека после того, как он увидел разлетающуюся к чертям планету. Хиросима и Нагасаки кажутся воскресным пикником, ядерная зима — пребыванием на горнолыжном курорте. А ведь вы не один такой — есть экипаж, есть планета, население которой теперь осознает, что его доблестные вооруженные силы только что уничтожили разумную расу... А герой, в лучшем случае, шмыгает носом и идет дальше. А потому, что так для сюжета надо.

На самом же деле,  никакое масштабирование поведения человечества сейчас не поможет. Вот не верю я и все тут. Возможность и, главное, факт хотя бы однократного применения средств уничтожения такой мощности должно привести к капитальному изменению как сознания отдельного человека, так и общества в целом. Человек должен будет жить с постоянным осознанием того, что не просто он умрет, а исчезнет вся ноосфера его обитания. Сейчас, грустно конечно, что «без меня — отрывной календарьна стене», но отчасти утешает сознание того, что Земля — она остается на своем месте и боги этой самой Земли, тоже. Даже если человек неверующий — культура, с которой связан человек, останется.

А тут — ты понимаешь, что не будет ни-че-го.

Меняется ценность человеческой жизни.

Другая сторона — те, кто обладает таким оружием и должны его применять. У них восприятие отдельных человеческих личностей, по идее, вообще может исчезнуть. Как на уровне взгляда в перископ — вот она, цель, так и на уровне общения с людьми, не принадлежащими к их кругу. Кастовое общество Индии, по идее, должно показаться развеселым непотребным балаганом.

Сложно пытаться представить себе общество, культуру, систему социальных связей, которые основаны на возможностях и угрозах, сейчас попросту не существующих. Вполне возможно (на самом деле, однозначно) все будет не так, как я думаю. Но насколько интересно было бы проработать такую модель и наложить на нее сюжет.





65
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 16:47
«Battlestar Galactica» — довольно близко к этому. И довольно удачно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 16:58
кстати, да.
Согласен.


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 17:42

цитата bort1412

Сложно пытаться представить себе общество, культуру, систему социальных связей, которые основаны на возможностях и угрозах, которых сейчас попросту нет. Вполне возможно (на самом деле, однозначно) все будет не так, как я думаю. Но насколько интересно было бы проработать такую модель и наложить на нее сюжет.

Это было бы здорово! Но тогда прорабатывать надо детально. Боевиком тут не обойтись.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 18:02

цитата Dark Andrew

Боевиком тут не обойтись.

безусловно. Но не боевиком же единым, ага? Тот же «Космический Апокалипсис» — не боевик, а вполне себе.


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 23:03
Вынужден заметить, что с определенного момента восприятие смерти (количественное) перестает драматизироваться. Вы полагаете, что подводник, пустивший на дно лайнер переживает больше, чем утопивший рыбацкую шхуну? Нажатие кнопки приводит к исчезновению цели на экране и не больше того. Все остальное — личные проблемы восприятия и самооценки. Летчики, героически стершие с лица земли деревни и города, начинали комплексовать только после того, как видели — близко — дело рук своих. Ну и, кроме этого, далеко не все люди, убив первый раз и увидев чужую кровь на своих руках приобретает аллергию на убийства. Если бы чувство вины нарастало от количества убитых, то мировые войны превратили бы в сумасшедших миллионы. Так что — не стоит в масштабе уничтожения искать философские глубины. Для одних и убийство единицы — драма, а для других и миллион покойников всего лишь рутинное выполнение работы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 июля 2010 г. 01:22
AKZolotko :beer: хотел отписаться, но Вы в принципе всё уже сказали.


Ссылка на сообщение14 июля 2010 г. 23:08
И еще. Рассуждая (красиво) об ответственности и моральных страданиях, вы почему-то выпустили из виду создателей подобного оружия. Вначале общество просто допускает мысленно возможность уничтожения целых планет, совершает это виртуально, а потом просто выполняет морально разрешенную операцию. Вот романы, описывающие подобные изыски, в чем-то и готовят наше сознание к таким вещам. В том числе, и к применению. Лично вас в репортажах потрясают до колик и слез изображения ракет поражающих цели? А ведь это настоящие ракеты и живые люди в этих машинах и бункерах. Так отчего же вас огорчит красочное зрелищеразлетающейся в пыль планеты?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 июля 2010 г. 11:21

цитата AKZolotko

Рассуждая (красиво) об ответственности и моральных страданиях, вы почему-то выпустили из виду создателей подобного оружия.

не упустил. Просто не стал расписывать отдельно.
И, кстати, Вы в своих рассуждениях совершенно правы. Точнее — поднимаете еще один, если угодно, пласт развития общества. Только дело в том, что процессы, связанные с развитием средств уничтожения и развитием общества, они неоднозначны и неоднонаправленны. Вы сами сказали — зрелище горящей деревни уже не трогает. Восприятие страданий (да и любых переживаний) тех, кто не рядом с тобой — уже не трогает, не входит в твою эмоциональную сферу. Ну а я о чем пишу?:)
Я просто пытаюсь представить, по каким путям может идти развитие этих процессов.
 


Ссылка на сообщение15 июля 2010 г. 12:03
Да всегда так было. Читайте народные сказки, былины и песни послушайте. Махнул направо — улочка, налево — переулочек. Во все времена то, что напрямую не касалось Вас — Вас и не беспокоило.Такая защитная функция психики. Которую стали применять как нападательную. И самооправдательную. Не обращали внимания, что борцы за абстрактное милосердие и всеобщую доброту — либо сумасшедшие, либо неплохо на этом зарабатывают?
 


Ссылка на сообщение15 июля 2010 г. 18:31

цитата AKZolotko

Не обращали внимания, что борцы за абстрактное милосердие и всеобщую доброту — либо сумасшедшие, либо неплохо на этом зарабатывают?


Вы не поверите — обращал. Именно поэтому сейчас с интересом смотрю, что происходит в Западной Европе и Америке. Не обращали внимания, насколько там сейчас сильно расхождение официальной позиции, декларируемой морали и реального положения дел?
Ну и что касается «всегда так было» — не совсем согласен. даже в жестко кастовых обществах идут процессы изменения взаимоотношений — Индию ту же возьмите.


⇑ Наверх