| Статья написана 29 мая 13:53 |
Написал тут для газеты "Солидарность" колонку по следам любопытного исследования о положении дел на нашем книжном рынке. Кому интересно, текст ниже: Есть такое творческое объединение — “Союз 24 февраля”. В него входят авторы патриотической направленности — разных возрастов, известности и степени таланта. От многих других объединений участников этого отличает то, что они решили заняться не только творческими, но и вполне прикладными проблемами творческих людей. И тем, я считаю, уже сделали для российской культуры больше, чем многочисленные литобъединения с тысячелетней историей. Например, не побоялись поднять крайне острый, хорошо известный всем, кто хоть как-то относится к литературе, вопрос. Прямо так свой доклад и назвали — “Доклад “Союза 24 февраля” о монополии, сложившейся на рынке издания и распространения книг”. Коротко: российское книгоиздание и распространение в данный момент контролирует де-факто монопольная структура, принадлежащая известному бизнесмену. Авторы доклада очень грамотно и жестко формулируют основной вывод: “Литература — базовая часть любой культуры, ее фундамент, именно она формирует идеи, которые потом берут на вооружение все прочие формы искусства, прежде всего театр и кино. И именно литература в текущей ситуации целиком отдана на откуп частной монополии, которая не ставит перед собой никаких государственных стратегических целей и задач”. Государство, конечно, понять можно. Оно выбрало этакого Единого Подрядчика, который формирует художественную реальность в стране, ему удобно направлять финансирование, несложно получить, если что, отчеты об освоении средств, да и вообще — уважаемые же люди в структуре задействованы. Вот только последствия такого решения мы уже начинаем хлебать, и будем хлебать завтра и послезавтра. О многих последствиях говорят в докладе авторы, например об исчезновении института литкритиков. Но, честно говоря, их судьба меня заботит в куда меньшей степени, чем судьба других, гораздо более приземленных, но важных и полезных для культуры специальностей. Я говорю в первую очередь о редакторах, корректорах, переводчиках, иллюстраторах, верстальщиках и прочих бойцах невидимого фронта литературы. Которых защитить, между прочим, просто некому. Поскольку монополия — это еще и гарантированное отсутствие профсоюза, защиты условий труда, соблюдения интересов профессионалов. И, кстати, заботы о надлежащей квалификации профессионалов. Думаю, не открою особого секрета, если скажу, что институт корректуры сейчас попросту умирает. Нетоповые книги зачастую просто уходят в верстку без корректуры, а расценки и сроки корректуры таковы, что сотруднику приходится работать в потогонном режиме, чтобы заработать хоть что-то. С редактурой столь же “весело”. Жесткая ориентация на снижение издержек, на продажи книг автора практически со старта уже привела к тому, что с начинающими либо малоизвестными авторами ни редакторы, ни отделы рекламы и пиара не работают. Редакторы просто не имеют возможности и, как следствие, навыка работы с начинающим автором, его раскрутки, выстраивания взаимоотношений. И еще следствие — многие книги, которые могли бы отлично “выстрелить” при минимальной редактуре, выходят сырыми, проваливаются, разочарованный автор уходит продавать посудомоечные машины. Все, о чем я пишу, в первую очередь бьет, конечно, не по высокоинтеллектуальной боллитре (большой литературе), а по жанровой, беллетристике для ширнармасс, — детективам, фантастике, приключенческому роману (жанр уже умер). Но как раз судьба боллитры не столь критична для общества. Не будет качественной жанровой литературы — исчезнет и “большая”, поскольку исчезнет и квалифицированный читатель, а он растет и развивается как раз на хорошей беллетристике. Увы, монополии умеют работать только по принципу “выжженных полей”, выдаивания темы или жанра досуха. С минимальными, повторю, издержками. Пока я знаю только одну встречную “инициативу”. Минцифры который год задумчиво разрабатывает стандарт профессии “писатель”.
|
| | |
| Статья написана 14 декабря 2023 г. 15:47 |
В какой-то момент мне показалось, что Ускова себя спросила — что будет, если изобразить Пелевина, который Виктор, изображающего Донцову, которая Дарья. И решила оторваться по полной программе. Поскольку, начинаются «Этюды черни», как разухабистый сюрреалистический дамско-иронический детектив, с похищением «Илона Маска» в юбке и прочей атрибутикой. В какой-то момент начинаешь оглядываться в поисках цыганского хора с медведем и шалями. Да — самоирония и самопародия ниличествуют в товарных количествах. Кто читал телеграм, или ВК Ольги Усковой — поймёт. Не читали — почитайте. Потом, очень постепенно, начинают доходить мысли и идеи автора. И тут понимаешь, что вся эта удалая разухабистость, это сахар, вкус карамели, и прочих ирисок для детского сиропа от кашля, или жаропонижающего. Средство, чтобы понемногу, небольшими дозами донести до читателя те самые идеи о стремительно меняющейся реальности, которые и составляют суть «Этюдов черни». И, наверное, иначе нельзя. Иначе получится слишком концентрированно. И так, в какой-то момент делается жутковато, особенно, когда понимаешь, что вот эта текучая реальность, в которой искусственный интеллект G-pilot и клоны президентов действуют по-настоящему, она уже твоя. Ты в ней по самые.... Эти самые. И начинаешь читать уже совершенно иначе. Ищешь если не инструкцию, то хотя бы совет — как дальше то жить? Поскольку, фразочка «об этом мы с тобой поговорим, когда у нас не будет смартфона в кармане», она смешной уже не кажется, хотя, еще вчера, услышав её, добропорядочные граждане крутили пальцем у виска. Мол, совсем чердак на конспирологии поехал. Поехал. Ага, как же. Искренне советую читать «Этюды черни», хоть немного узнав о биографии Ольги Усковой, особенно, о компании Cognitive Technologies. Мягко говоря, человек имеет представление, о чем пишет. Редко бывает так в художественной литературе, что восприятие книги, информации, заложенной в ней, столь сильно зависит от личности автора. В этом случае — зависит. Правда, в какой-то момент я перестал воспринимать книгу, как художественный текст. И мне стало чертовски интересно, в какой степени уже существует в нашей реальности Ипполит (не скажу, кто это, мучайтесь, пока не прочитаете), и обращается ли он уже, анализируя пси-операции российско-украинского конфликта к сотрудникам Cognitive Technologies «уважаемые биологические коллеги». Кстати, как обращается к ним сама Ольга, я тоже не знаю. После прочтения книги, вопрос этот меня очень сильно интересует.
|
| | |
| Статья написана 20 февраля 2023 г. 17:25 |
Недавно мой хороший знакомый музыкальный продюсер Валерий Мифодовский дал послушать несколько альбомов лейбла Spiralmind Records. Оказалось — шикарная космическая музыка, под которую лично мне очень хорошо пишется. И мы решили затеять совместный проект. Добро пожаловать на космический маяк в дальнем углу Вселенной, где смотритель маяка с позывным Midgarddancer слушает музыку из иных ветвей Мироздания и ждёт корабли неведомых цивилизаций. Вот, первая ласточка. "Denny Kay, Ансамбль «РОССИЯ» имени Людмилы Зыкиной, альбом Cosmos of illusion. Музыка для настоящей глубокой медитации в центральном зале космического маяка – я ставлю аппаратуру в автоматический режим и выключаю гравитацию. Делаю переднюю стену зала прозрачной, кресла, пульты и полупрозрачные пластины биовычислителей теряют привычные очертания, сполохи наполняют зал тревожными танцующими тенями – такими же атональными, тревожными и полными скрытых смыслов, как весь альбом. Танец звездных теней постепенно входит в полную гармонию со звуковым узором, вынуждает тянуться за ним, все глубже уводит туда, где исчезают все иллюзии, включая космос. Denny Key смог сделать то, то мало кому удавалось – перенести русские народные инструменты во вроде бы совершенно чуждое им пространство инди-электроники и дать им полную свободу. Высокие технологии отвечают здесь за создание пространства, а наполняют его, создают объем и глубину именно народные инструменты. В одних композициях, например Interstellar Symphony , они ведут с самого начала, в других — Sentimental Dub Techno Track — постепенно перехватывают инициативу у жесткого ритма, растворяют его в себе и, вот, уже надо снова прислушиваться к каждому звуку, выплывающему из пауз, любая из которых обладает собственной притягательной силой космической черной дыры. Denny Key создает пространство, в котором мастера ансамбля «Россия» получают возможность в полной мере раскрыть глубину и сакральное звучание русских народных инструментов. Путешествие в глубины вашей внутренней вселенной может здесь начаться с балалаечного наигрыша, с окраины деревни, с запаха весенней травы – и уносится сюда, к звездному маяку, где я наблюдаю за кораблями неведомых цивилизаций, Богами и Первопредками. С вами был Midgarddancer. Сеанс связи окончен.
|
| | |
| Статья написана 16 июня 2022 г. 12:45 |
Я очень люблю советскую космическую фантастику. И не только космическую — "Акванавты" Павлова, "Посейдонова арфа" Балабухи прекрасны. И довольно долго я бродил вокруг смутной идеи — написать большой текст, где события происходили бы в мире вот из той, любимой, фантастики. И такой, чтобы он был интересен мне сегодняшнему и не был просто попыткой убежать от реальности. Я уже подступался к этому в своих рассказах — "Земледел", "Нечто чужое", они как раз оттуда. Так и появился "Объект "Фенрир". Пока, выкладываю здесь — https://author.today/work/198796
|
| | |
| Статья написана 11 марта 2021 г. 16:34 |
Есть книги, которые читать надо непременно понемногу. По главам, а то и по паре абзацев. Во-первых, чтобы получить удовольствие от процесса, во-вторых, чтобы спокойно осмыслить прочитанное. Для меня одна из таких книг «Великая симметрия космоса» Валентина Куликова и Дмитрия Гаврилова. Небольшая по объему, удачного компактного формата книга, которую удобно положить в карман куртки, чтобы в метро открыть — и забыться. С головой уйти в парадоксы человеческого мышления, жизни, осмысления мира и самого существования во Вселенной. Книга именно об этом – о парадоксах. Точнее, как мне кажется, о том. Насколько парадоксально логичен, красив и сложен окружающий нас мир. И, действительно ли он нас окружает? Приведу только названия глав: «Парадокс времени», «Фрактальность Вселенной», «Древо личности»… Интересно, правда? Смело рекомендую эту книги тем, кто пишет, или хочет писать фантастику. Да и, не только им. Гарантированно разгоняет мозги до околосветовых скоростей, помогает генерировать идеи, ломает шаблоны мышления. Проверено на себе.
|
|
|