Кто сегодня играет в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «GrLebedev» > Кто сегодня играет в бисер?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кто сегодня играет в бисер?

Статья написана 11 января 16:02

Мы живём в эпоху, когда некоторые люди возвели на пьедестал золотого тельца как символ успеха в жизни и смеются над ценностями семьи, дружбы и доверия. Постмодернизм потерпел поражение, на мой взгляд. Его творцы из Европы и США так и не нашли духовных и нравственных правил, которые бы приняло общество. Но сегодня я хочу совершить путешествие в прошлое и поделиться с вами впечатлениями от романа «Игра в бисер», написанного Германом Гессе.

Данное произведение было впервые опубликовано в 1943 году, во время Второй мировой войны. В романе автор задал несколько важных вопросов к читателям о значении искусства и наук для человека, о гармонии в жизни и о понимании реального положения дел. Структурно произведение состоит из небольшого вступления к читателю, истории жизни выдающегося игрока в бисер Йозефа Кнехта и его сочинений.

Поначалу у вас может сложиться впечатление, что история, рассказываемая автором в книге, происходит в XIX веке. Однако, примерно в середине романа в тексте встречаются упоминания техники (радио, автомобиль), получившей массовое распространение в XX веке. Также упоминается мировая война.

Перейдём к истории о провинции Касталии и жизнеописанию Йозефа Кнехта, пропустив вступительную часть романа.

Будучи способным к музыке, подросток Йозеф оставил обычную школу и переехал в одно из учебных заведений Касталии, где помимо музыки и медитаций обучающиеся изучают загадочное искусство игры в бисер. Можно прочесть весь роман, но так и не понять, что же на самом деле представляет из себя эта игра, придуманная Германом Гессе. Об этом я напишу в заключительной части данной статьи.

Важной чертой обучения в Касталии, игры в бисер, членства в Ордене является то, что все участники исключительно мужчины. При этом Герман Гессе упоминает в тексте, что женщины в Касталии всё же есть, но они являются жёнами и матерями местного населения (не имеющего отношения к искусству игры в бисер). Почему же автор на протяжении всего романа мягко подчёркивает превосходство мужчины над женщиной? Как вы полагаете?

Итак, одарённый Йозеф Кнехт учился в Касталии, подружился с Плинио Дезиньори, который обучался там же, но через некоторое время вернулся в привычный мир. Фамилии у друзей говорящие. Кнехт – это слуга или раб, а Дезиньори означает господин (от слова «сеньор»). Йозеф защитил идеалы Касталии в трудном интеллектуальном поединке с другом Плинио, и каждый остался при своём мнении.

Провинция Касталия предстаёт перед нами сперва как оплот духовности, науки и смысла. Но в конце романа этот волшебный воздушный замок растворяется, не выдержав критики с земли. Хотя провинция обучает и направляет в другие части страны своих высокообразованных выпускников, хотя Орден заботится о сохранении духовных ценностей… Жители страны не понимают касталийцев, а мудрецы не хотят признать опасности, причина коей в изоляции Касталии. Благодаря общению с монахом-бенедиктинцем Иаковом Йозеф принялся изучать историю и, занимая пост магистра игры в бисер, пришёл к осознанию угрозы для Ордена и провинции.

Разумеется, он предпринял попытку предотвратить крах Касталии, написав подробное письмо в совет Ордена, предложив, как минимум, направлять учителей из провинции в обычные школы страны. Тем не менее, Йозеф не объяснил в своём письме, чем игра в бисер будет полезна для обычных людей. Члены совета Ордена не приняли во внимание предостережения и не поняли мнения Йозефа Кнехта. Магистр игры Кнехт сложил с себя полномочия и покинул провинцию, чтобы заняться обучением сына Плинио и принять смерть.

Йозеф якобы стал мудрым человеком, а его друг Плинио провёл молодость в веселье и кураже, поучаствовал в политике, женился и у него растёт сын. Но при этом Плинио Дезиньори признался Йозефу, что несчастен. Что ему не хватает чего-то, что жена им манипулирует. Выходит, что Герман Гессе считал удел монаха лучшим, чем удел мирянина? Намёки на это можно встретить и в следующей части романа, где приведены три жизнеописания.

Кроме Плинио у Йозефа было ещё два друга – любящий сложные задачи Фриц Тегуляриус и одарённый музыкант Ферромонте. Эти два человека оказали помощь и поддержку Йозефу.

Когда я читал основную часть романа, так и не понял, кто обеспечивает быт членам Ордена в Касталии. Ведь все они целыми днями заняты решением каких-то важных интеллектуальных проблем, научных задач, написанием писем и циркуляров. Эти люди настолько вжились в свои роли, что когда магистр Томас умер, его заместитель Бертрам испугался ответственности за проведение игры.

Сочинения Йозефа Кнехта являются стихотворениями и жизнеописаниями неких мудрецов. Среди стихотворений мне больше всего понравилось одно, в котором отражена суть заблуждений касталийцев и последствия их невнимательности к миру за пределами провинции.

Последний умелец игры в бисер

Согнувшись, со стекляшками в руке

Сидит он. А вокруг и вдалеке

Следы войны и мора, на руинах

Плющ и в плюще жужжанье стай пчелиных.

Усталый мир притих. Полны мгновенья

Мелодией негромкой одряхленья.

Старик то эту бусину, то ту,

То синюю, то белую берёт,

Чтобы внести порядок в пестроту,

Внести в сумбур учёт, отсчёт и счёт.

Игры великий мастер, он немало

Знал языков, искусств и стран когда-то,

Всемирной славой жизнь была богата,

Приверженцев и почестей хватало.

Учеников к нему валили тыщи…

Теперь он стар, не нужен, изнурён.

Никто теперь похвал его не ищет,

И никакой магистр не пригласит

Его на диспут. В пропасти времён

Исчезли школы, книги, храмы. Он сидит

На пепелище. Бусины в руке,

Когда-то шифр науки многоумной,

А ныне просто стёклышки цветные,

Они из дряхлых рук скользят бесшумно

На землю и теряются в песке…

Первое жизнеописание называется «Кудесник» и повествует об обучении, становлении и работе заклинателя погоды Кнехта. В отличии от Йозефа, этот Кнехт женился, у него родились дети, и его сын стал следующим магом в поселении. Эта история о жертвенности собой ради блага других. В этом жизнеописании есть два типа женщин – одни руководят жизнью племени, а другие обеспечивают быт и рожают детей. Главный герой относится к своей жене как к служанке.

Во второй истории перед нами предстаёт отшельник Йозефус Фамулюс, живущий в период становления христианства. Оставив жену, он стал схимником и молча выслушивал простых людей, которые приходили к нему исповедоваться. Под конец жизни он пришёл к принятию того, что сам является великим грешником, так как знает границы зла. А простой человек ведёт себя как ребёнок, не ведая что творит. И поэтому его следует жалеть и прощать.

Здесь стоит отметить, что любой взрослый сознательный человек несёт ответственность, прежде всего, перед самим собой за свои поступки. И списывать на неведение и непонимание те или иные действия человека, принёсшие вред, боль и страдания другим людям, на мой взгляд, неверно.

В третьем жизнеописании рассказывается история Дасы (с санскрита – слуга). Его жизнь наполнена разными событиями. Однажды перед ним встал выбор. Он увидел сон, в котором он – раджа своей страны, у него есть любимая жена и сын. Однако, это не принесло ему счастья: жена стала считать его слабаком и флиртовала с военноначальником, его страна проиграла войну, а его сын погиб. Пробудившись от сна, Даса решил отказаться от своих амбиций, усмирить свой дух и стать учеником йога.

Эта история хорошо отражает поведение несознательного мужчины, который не знает, чего хочет на самом деле. Всю жизнь он за что-то борется, добивается, строит дом и создаёт семью. Но под конец жизни он всё равно чем-то недоволен и жалеет о чём-то.

В всех трёх жизнеописаниях автор представил в качестве норм поведения мудрого мужчины принятие на себя определённой роли и ответственности, и отказ от личного счастья. Но чтобы стать мудрым, мужчине надо прожить долгую насыщенную жизнь, а судьба отшельника (мудреца, йога) – удел единиц. На мой взгляд, настоящий мужчина может прожить достойную уважения жизнь, воспитав с женой детей и научив чему-нибудь внуков. И такой человек будет не менее мудр, чем какой-нибудь монах или йог.

Выдающаяся игра в бисер в Касталии, по сути, представляет попыткой поставить искусство вне общества в виде некой игры. Вот только несмотря на всю сложность, в этой игре не важен результат. Для членов Ордена важен только сам процесс игры. Герман Гессе неспроста сделал ставку на музыку как основу для игры в бисер. Как вы думаете, почему?

Есть игры, в которых азарт, сила и победа не так важны. Периодически я играю в шахматы с приятелями, и меня не волнует выигрыш. Я получаю удовольствие от процесса игры. Но много ли у вас знакомых мужчин, для которых процесс интереснее и важнее результата?

Так какова же основная проблема, которую автор пытался разрешить на страницах романа «Игра в бисер»? На мой взгляд, это ошибочность идеализации искусства и его отдаление от человека и общества. Потому что такой процесс неизбежно превратит искусство в беспредметную игру, понять и оценить которую смогут лишь единицы людей.

Почему в романе все основные персонажи – мужчины? Почему женщины в Касталии выполняют роли прислуги и матерей? Отчасти это вызвано тем, в какое время жил Герман Гессе. В конце XIX и в начале XX века были сильны гендерные стереотипы, как сегодня в США всё ещё сильны расовые предубеждения. Возможности женщин в части образования, карьеры и самостоятельной жизни значительно уступали возможностям мужчин. Возможно, на гендерное превосходство мужчин над женщинами в романе повлияло и то, что первая жена писателя (Мария Бернулли) болела шизофренией, и сам Герман Гессе лечился у психоаналитика. Тем не менее, после развода с Марией, автор женился ещё дважды.

Когда мои родители учились в Ленинградском государственном университете, роман «Игра в бисер» был популярен, как и другие произведения постмодернизма. Мой отец был в восторге от этой книги, так как считал себя интеллигентом и не любил всё, что связано с обязанностями мужа и отца. Возможно, он хотел уйти в православный монастырь, чтобы обрести духовность, но так и не сделал этого. Полагаю, потому что монахи не только молятся, пишут иконы и читают книги, но и работают, чтоб обеспечить жизнь в монастыре.

Роман «Игра в бисер» мне понравился. Эту книгу я читал с интересом, поначалу искал на её страницах скрытый смысл и не находил его. А секрет оказался прост – только прочитав данное произведение полностью, можно разгадать его ребус.

А вы читали роман Германа Гессе «Игра в бисер»? Понравилась вам эта книга? Поделитесь своим мнением о ней и моей статье в комментариях. Играете ли вы в бисер?





32
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх