630 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 630. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. И. Кириакиди; Худ. В.Вторенко; Худ. В.Юшин; Худ. Т.Семенова).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

630. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. И. Кириакиди; Худ. В.Вторенко; Худ. В.Юшин; Худ. Т.Семенова).

Статья написана 11 января 15:43

"Золотые ключики" поздне-советского периода. Книжки, в которых нет полноценных сюит, но имеются отдельные образы главных героев. Здесь не только тексты А.Толстого, но и продолжателей.

Поздне-советские вариации на тему Буратино (1986-1996)

Интересное переходное время: смелые решения региональных издательств, первые частники, попытки использовать художников-неформалов... Но откровений в то время не случилось.

1. Худ. Т.А. Семёнова (1986)

Толстой А. Золотой ключик или Приключения Буратино (книжка-раскраска). — Л.: Художник РСФСР, 1986. Худ. Т.А. Семёнова.

Художницу идентифицировать сложно — фамилия распространённая. На Фантлабе есть страничка художницы Т.Семёновой. Раскраска про Незнайку 1990 года — точно нашей художницы, остальные книги — не очевидно (кроме того, и второй инициал разный).


Книжка, изданная в престижном ленинградском издательстве, была, конечно, коммерческим проектом (раскраска). Здесь от художника требовалась простота и чёткость линий.

1) Буратино довольно мил, а крыса в платье и шляпке — очень мила.


2) Карабас с бородой.


3) Алиса и Базилио — нормальные лиса и кот.


4) Мальвина — слабохарактерная лесная девчушка.

2. Худ. И. Кириакиди (1989)

Толстой А. Золотой ключик или Приключения Буратино. — Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1989. Худ. И.Д. Кириакиди.

Кириакиди — своеобразный художник с собственным почерком. Был у него опыт и театрального художника, что всегда интересно преломляется в книжной иллюстрации.


1) Папа Карло и Буратино. У Буратино оригинальный облик — чёрные кудри, нестандартная форма носа. Из канонических атрибутов одежды — только полосатый колпак. Всё остальное — прикид советского модника.


2) Уравновешенный Карабас и невозмутимый Буратино на гвоздике.


3) Кот и лиса — европейские нищие, как их представляли советские люди.


4) Вот и Мальвина промелькнула.



3. Худ. В.Юшин (1992)

Данько Е. Побеждённый Карабас. — Астрахань: МКПП "Волга", 1992. Худ. В.Юшин.

Ну вот и "кооперативные" издания появились. Первый фанфик по следам "Золотого ключика" — "Побеждённый Карабас". Астраханское переиздание 1992 года — памятник бытовой истории. Что написано в предисловии-аннотации от издателя, обращённой к детям?

цитата

Из этой книжки вы узнаете, что в ленинградском театральном буфете тридцатилетней давности можно было запросто купить бутерброды и с колбасой, и с ветчиной, и с салом, и пирожки, и сосиски, и рябчиков, и свиные котлеты с косточкой, не говоря уж о самых лучших мандаринах, румяных яблоках и самом сладком винограде — да ещё по такой цене, что и папе Карло вполне была по карману

Видать, печатали по изданию "Побеждённого Карабаса" 1960-х гг. (раз буфет "тридцатилетней давности"). А ведь впервые фанфик (с иллюстрациями Конашвича, которые мы смотрели) был опубликован в 1941 году. Так что театральные бутерброды с салом — довоенные.


Рисунки астраханского художника Юшина — графический максимализм. Вот эти рисунки как раз ближе всего к иллюстрации Шестидесятых.


Персонажи — Пьеро, Мальвина Буратино — оригинальные и запоминающиеся. В таком стиле персонажей "Золотого ключика" никто не рисовал.


Жалко, среди рисунков нет изображения лисы Алисы. Да и Карабас только на обложке.

4. Худ. В.Вторенко (1996)

Кумма А., Рунге С. Вторая тайна золотого ключика. — М.: Самоцвет, 1996. Худ. В.Вторенко.

А вот и второй фанфик. Первая публикация "Второй тайны золотого ключика" была в 1975 году. У меня переиздание 1996 года — уже и не СССР, и не кооператив. Но как-то тянет причислить эти иллюстрации к прошедшей эпохе.


На титульном развороте — куклы и злодеи (из-за угла). Папа Карло с метлой, Мальвина и Артемон в камзоле и парике (это уже из Пиноккио) — больше на иллюстрациях толком и не появятся. А злодеи будут.

Художник Вторенко использует технику объёмной фактуры, которую сейчас называют 3D. Ранее ассоциировалось с кукольной мультипликацией, и это неслучайно — художник имел отношение к этому направлению.


1) Из старых персонажей "Золотого ключика" — сверчок, от лица которого ведётся рассказ.


2) Неожиданный облик Буратино — без колпака, в униформе. Даже и с таким носом не узнаешь.


3) Омерзительный Карабас — куда ж без него в фанфике.


4) Участвуют в сериале также Алиса, Базилио и Дуремар.


5) Благодаря Карабасу, удача улыбнулась и котику с лисичкой — приоделись они, приосанились. Ненадолго, конечно.





88
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 января 09:02
Все представленные художники по-своему интересны.
Вторенко со «Второй тайной» — ничегЁ...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 января 09:30
Да, и ведь все эти художники — второй, если не третий ряд.


Ссылка на сообщение13 января 21:50
цитата Zivitas
В таком стиле персонажей «Золотого ключика» никто не рисовал.
Но как хорошо! Стильно и характерно. Буратино на пьедестале...
Правда, такой стиль накладывает ограничения на область применения: как видно на первой картинке, многофигурные надо разбирать поэлементно и это не для пейзажей.
цитата Zivitas
Художник Вторенко использует технику объёмной фактуры, которую сейчас называют 3D. Ранее ассоциировалось с кукольной мультипликацией, и это неслучайно — художник имел отношение к этому направлению
тридэ? Не знаю.. Не уверен.
Основная проблема в курсе на милоту, когда в тексте орудуют ломом.
Зато кот с лисой естественных размеров.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 января 07:08
:-)


⇑ Наверх