1980-е. Молодой человек, имя которого не названо, работает в ателье и делит комнату с предприимчивой Олей и дворником-ворчуном Михалычем. Молодые люди постепенно сближаются, Михалыч настойчиво намекает им на женитьбу, но в это время владельца ателье и его семью расстреливают посреди города. Преступники сразу же скрываются, оставляя за собой много вопросов. Милиция вместо того, чтобы расследовать дело, пускается искать компроматы на убитого, который на самом деле кое-где замешан, поэтому за расследование берётся главный герой вместе со своей возлюбленной Олей.
Кирилл Берендеев позиционирует роман «Не судьба» как исследование эпохи восьмидесятых годов прошлого века и выбирает не очень подходящий для этого жанр детектива. По ходу текста становится ясно, что детективная составляющая заботит автора чуть меньше, чем размышления о последних годах советской власти в декорациях провинциального шахтёрского городка. Берендеев будто бы хочет усидеть на двух стульях: написать добротный роман поколения, в котором был бы виден срез эпохи, и остаться в рамках жанровой литературы — так и не понятно, зачем.
Для детектива текст Берендеева — утяжелённый, неудобный, наполненный не самыми нужными подробностями и деталями. В то время, когда читателю интересно было бы знать, кто же убил семью владельца ателье, главный герой переключается на какие-то бытовые вещи и считает необходимым рассказать, как у них в квартире сломался холодильник и ему срочно нужно искать замену. В других моментах герой выступает своеобразной сноской, погружая читателей, например, в обстоятельства конфликта в Нагорном Карабахе — совсем ненужный для основной линии романа.
Немного побочной линией выступают романтические отношения главного героя с Олей. Тандем детектива и его помощника, впоследствии нередко оказывающимся его возлюбленным, конечно, не новый — взять, к примеру, Корморана Страйка и Робин Эллакот из цикла Роберта Гэлбрейта или Микаэля Блумквиста и Лисбет Саландер из серии книг Стига Ларссена. Но если персонажи Гэлбрейта и Ларссена прошли сложный, небанальный путь к друг другу — от холодности и деловой отстранённости до взаимных глубоких чувств, то герои Берендеева практически сразу притягиваются, и дальше дело оборачивается простыми «заями» и «солнышками» в тексте. Там, где читателю нужно вовлечься в расследование, он натыкается на очередное «Солнышко», и всё напряжение, характерное для остросюжетной прозы, сводится к нулю.
По ходу чтения «Не судьбы» возникает ощущение, что Кириллу Берендееву детективная линия очень мешает. Как человеку, который застал последние годы советской власти, ему, конечно, хочется осмыслить этот период, показать читателю полную картину со всеми необходимыми приметами времени. Поэтому роман Берендеева больше похож на ностальгические зарисовки восьмидесятых — с варёными джинсами, новыми холодильниками, музыкальными пластинками и ворчаниями на Горбачёва. Такой подход тоже интересен и имеет право быть, просто не нужно тогда вешать на книгу ярлык детектива. К книге гораздо больше подходит подзаголовок — «Роман о восьмидесятых», и если рассматривать историю в этом ключе, то всё становится на свои места.
Сам роман можно почитать и оценить вот здесь https://ridero.ru/books/ne_sudba_4/