ПАНТОМИМА СТАРОГО СМОРЧКА


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ПАНТОМИМА СТАРОГО СМОРЧКА ("Nowa Fantastyka" 236 (329) 2/2010). Часть 8
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ПАНТОМИМА СТАРОГО СМОРЧКА («Nowa Fantastyka» 236 (329) 2/2010). Часть 8

Статья написана 29 декабря 2024 г. 13:33

12. В виде врезки в статью «SCIENCE FICTION по-немецки» публикуется неведомо чья (Катажины Совы?) статья:

ЧЕМ ЖИВУТ НЕМЕЦКИЕ ФЭНЫ

(Czym żyją niemieccy fani)

Первый клуб любителей научной фантастики был основан в Германии в 1955 году.

Сегодня Клуб научной фантастики Германии (Science Fiction Club Deutschland, SFCD) является крупнейшим немецким клубом, объединяющим в своих рядах 450 членов. Клуб ежегодно вручает награды творцам литературы и кино.

Он также издает собственные журналы и информационный бюллетень «Andromeda Nachrichten».

Среди многочисленных периодических изданий, играющих важную роль на немецкой научно-фантастической сцене, первым следует упомянуть журнал «NOVA». Он издается с 2002 года каждую весну, осень и зиму. Печатается в книжном виде с форматом страниц А5.

Каждый том обычно содержит около дюжины рассказов, несколько статей о немецкой научно-фантастической литературе или интервью с авторами. Красочная обложка и черно-белая графика, служащие иллюстрациями к рассказам, дополняют целое.

Ежеквартальный информационный журнал «Phantastisch!» публикует обзоры, интервью и новости. В каждом выпуске также обычно печатаются два коротких фантастических рассказа.

Журнал издается регулярно с 2001 года. Это профессиональный журнал для тех, кто хочет получить полный обзор немецкого рынка научной фантастики и фэнтези.

«Exodus» — полугодовой журнал, больше похожий на фэнзин, чем на профессиональный журнал. Издавался с 1975 по 1980 год, затем исчез с рынка, возобновил работу в 2003 году.

Печатается в формате А4 с цветной обложкой и репродукциями картин НФ, вставленных внутрь тетрадки. С каждым новым номером он становится все более конкурентоспособным среди других журналов. Тематический юбилейный номер под названием «Новые люди» («Die neuen Menschen»). получил большое признание. Профессиональная полиграфия, прекрасная обложка и прежде всего хороший контент неплохо свидетельствуют об амбициях редакции. Рассказы иллюстрированы черно-белой графикой, а информация об иллюстраторах указана наравне с информацией об авторах текстов в коротких отдельных заметках с фотографией.

Компьютерный журнал «c't» выходит раз в две недели и кроме статей, связанных с информатикой и программированием, печатает в каждом выпуске хорошие научно-фантастические тексты.

Об этом свидетельствует количество номинаций на премии. Редакция старается отбирать рассказы, авторы которых затрагивают непростые проблемы влияния технологического развития на человечество и его моральных и социальных последствий.

Стоит упомянуть ежегодники, издаваемые «Heyne» – крупнейшим издательством фантастических и приключенческих книг.

1600-страничный журнал-альманах “Science Fiction Jahr 2009” подводит итоги прошедшего года в нескольких разделах: книги и авторы, интервью, наука и предположения, фильмы, искусство, аудиокниги, комиксы, компьютерные игры, рецензии, отчеты и список фантастической литературы, изданной в прошедшем году в издательстве. Основной темой этого издания являются герои фантастической литературы.

Есть также издательства, такие как «Wurdack-Verlag», которые публикуют книжные дебюты и антологии, составленные из произведений не обязательно молодых, но в целом неизвестных авторов. Интересна его книжная серия «Lotos-Effect”.

В продаже находится одиннадцатый том, в котором можно прочитать много интересных рассказов. Некоторые из них получили премии как лучшие научно-фантастические рассказы 2008 года.

Характерным явлением для самого молодого поколения авторов являются попытки предсказать результаты новых религиозных или политических движений, а также последствия инновационных технических решений и их влияние на жизнь человека.

Подсказкой о том, какие романы и рассказы стоит прочитать, служат награды и премии, присуждаемые лучшим авторам. Самой важной наградой в области научной фантастики вот уже 29 лет является Мемориальная премия Курда Ласвица (Kurd Lasswitz Preis). Премия вручается в восьми номинациях: немецкоязычным авторам (в Германии, Австрии, Швейцарии), переводчикам, лекторам, издателям, графическим дизайнерам и профессиональным журналистам за лучшие публикации прошлого года. Среди часто повторяющихся имен авторов, получивших премии, следует назвать, например, Андреаса Эшбаха (Andreas Eschbach), Оливера Хенкеля (Oliver Henkel), Герберта В. Йешке (Herbert W. Jeschke), Михаэля Маррака (Michael Marrak) и Михаэля К. Иволейта (Michael K. Iwoleit).

Немецкая премия научной фантастики (Deutscher Science Fiction Preis) присуждается немецкоязычным писателям за лучшие романы, повести и рассказы прошедшего года. Здесь можно найти повторяющиеся имена лауреатов премии Курда Ласвица и таких писателей, как Карл Михаэль Армер (Karl Michael Armer), Рональд М. Хан (Ronald M. Hahn) и Райнер Эслер (Reiner Esler).

Существует также Немецкая премия фантастики (Deutscher Phantastik Preis), вручаемая посетителями онлайн-журнала «Phantastik-News.de». Победителей выбирают в нескольких номинациях: лучший немецкоязычный роман, лучший книжный дебют, лучший переводной роман, лучший рассказ на немецком языке, лучшая оригинальная антология или лучший сборник рассказов, лучшая книжная серия, лучший графический дизайнер, лучшее исследование по теме научной фантастики, лучшая аудиокнига и лучший веб-сайт. Среди лауреатов этой премии следует назвать Андреаса Эшбаха, Вольфганга Хольбейна (Wolfgang Holbein), Михаэля Маррака, Монику Фельтен (Monika Felten), Герберта В. Йешке, Корнелию Функе (Cornelia Funke). Признание, которым фэны одаривают своих любимцев, не омрачается случающимися время от времени неоднозначными событиями в немецкоязычной издательской среде. В настоящее время, например, обсуждается переведенный на немецкий язык военно-фантастический (military fiction) роман «Стальной фронт» (“Stahlfront”, 2007) американского писателя Торна Чейнса (Thorn Chaines). В нем рассказывается о новой войне между Китаем и США. Еженедельник “Der Spiegel” счел книгу спорной и рекламирующей так называемый «коричневый фольклор». После публикации поднялся шум и мнения в обществе крайне разделились. Некоторые считают, что это просто научная фантастика, другие видят в романе замаскированного носителя нацистской идеологии. Фактом является то, что ни одно немецкое издательство не взялось издавать роман Чейнса, и это сделало швейцарское издательство “Unital-Verlag”. Переводчик также неизвестен. Эта путаница доказывает, что дискуссию нельзя игнорировать. Немецкие фэны сочли важным обсуждение этой темы и приняли самое деятельное участие в дебатах. (C этим американским писателем что-то непонятное. Начнем с того, что Thorn Chaines (Разорванные Цепи) – явный псевдоним. И вряд ли он американец, скорее всего немец. В сети действительно ловятся обрывки дебатов, но они, дебаты эти, ни к чему вроде бы путному не привели. В общем, мутная история… W.) Кстати, стоит вспомнить подобную суматоху с романом Нормана Спинарда «Железная мечта» {Norman Spinrad “The Iron Dream”), вышедшим в Германии в 1981 году. Книгу “Der stählerne Traum” тут же запретили как пропаганду нацизма.

Это альтернативная история, рассказывающая о жизни Гитлера, эмигрировавшего в США в 1919 году. Там он стал иллюстратором и автором научно-фантастических комиксов, а также опубликовал роман под названием «Повелитель свастики». О написании этого романа и рассказывает «Железная мечта». В 1987 году книга Спинрада вернулась на полки книжных магазинов, поскольку крупнейшее издательство немецкого научно-фантастического рынка «Heyne» добилось права на ее публикацию в суде.

Однако творчество такого рода -- в Германии явление маргинальное. Характерны аллергическая реакция и атмосфера скандала, сопутствующие таким публикациям. По мнению немецкого социолога Дирка Спрена (Dirk Spreen), оно существуют на принципах порнографии: поскольку пропаганда национализма и расизма является злом и запрещена, такие книги приобретают известность и покупаются скорее из любопытства, чем из убеждений.

Рынок немецкой фантастической литературы очень динамичен. Неустанно появляются новые издатели, ранее неизвестные имена авторов рассказов, новые романы. Любителей фантастической литературы также становится все больше. Можно спорить, связано ли это с кризисом и экономическими изменениями, или это явление, вызванное исключительно социальными факторами. Тем не менее, здесь происходит очень многое, и немецкие фэны не остаются пассивными. Сцена научной фантастики быстро эволюционирует. Взаимное влияние автора и читателя порождает новые тенденции, заново открывая и развивая проверенные литературные тенденции. Поэтому стоит интересоваться этим рынком и тщательно следить за достижениями наших западных соседей.





66
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх