Когната Алексей


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Double Black» > “Когната”. Алексей Сальников.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

“Когната”. Алексей Сальников.

Статья написана 14 декабря 2024 г. 13:49

“Когната”. Алексей Сальников.

8.5 из 10

Алексей Сальников — не мой писатель, хотя это не означает, что он пишет плохо. Пишет он замечательно и от книги к книге лучше. Поэтому “Когната” это странная и страшная местами книга. Которую стоит читать. Даже если вас отпугнет слово “фантастика”. Просто перешагните.

Мир людей и мир драконов, можно сказать, что это такой странный немного, искаженный словно через призму выкуренного косяка, крепкого и забористого, взгляд на наш мир пятидесятилетней давности. Холодная война. Социализм с его унылым бытом и идеями, такими же богатыми и сочными, как жидкая манная каша на воде. И буржуи, которым на человека, в общем, вроде бы начхать. Злобные империалисты, готовые весь мир утопить в крови. И, чтобы далеко не ходить, не люди это вообще, а драконы. В человеческом облике драконы.

И эти два мира схлестываются в войне, которая опустошает их. Материально и морально. Остается выжженная земля и уже даже не озлобленность и не враждебность, а глухая неприязнь, словно выросшие на пустыре колючие кусты.

А там и есть пустырь. Поскольку теперь война в прошлом, а между обоими мирами — Зеркало. Хотите параллелей — Зона, как у Стругацких. Странная, необъяснимая, только она не безлюдна, а населена. Вот через это Зеркало главный герой и ведет дракона-подростка, Когнату. Работа у него такая — переводить заблудившихся детей на ту сторону. На какую на ту? Да на правильную.

И, пока он идет, и повествование идет, и раскручивается цепочка прошлых лет. А на этой цепочке тяжеленные якоря, скелеты не из шкафов даже, а вместе со шкафами, и каждое звено этой цепочки становится на свое место, пока… пока ты не видишь, что и не цепочка это, а картина. То ли маслом написанная, то ли акварелью, хотя нет, для акварели тяжеловато выходит. Хочется сказать, кровью, но там слишком много всего намешано. Крови. Любви. Презрения. Благородства. Хороших поступков, оборачивающихся ничем. Плохих, становящихся добром. И, как в жизни, ты делаешь то, что должен. Режешь себя на куски. Не ожидая награды, ничего не ожидая. Молишься не о награде. О справедливости. И получаешь в награду ничто. Были иллюзии, не было ли… Все равно в итоге — прах.

Пока читаешь, особенно вначале, не понимаешь. Потом доходит. Постепенно. Медленно. Но очень правильно. Нарастая.

Роман, как гора, к которой подходишь, глядя в землю и видишь вначале тень горы. Огромную. А потом поднимаешь взгляд к небу и видишь, как эта гора устремляется ввысь, и нанизывает небеса на свою острую, как жертвенный нож, вершину.

Роман о том, какими бывают люди, и какими бывают нелюди.

О том, что делает нас людьми и уж точно не умение связно говорить и ходить на двух ногах. А что? Умение отдавать. Свое. Иногда не свое. Иногда самое дорогое. То, что никто бы не отдал. А потом жить всю жизнь без просвета, только с тенью надежды. И знать, что тень эта на свету исчезнет. И не останется ничего кроме памяти, которая за твои годы стала дырявой и зыбкой. А еще нас делает людьми умение находить свет там, где ему и места вроде бы нет. Начинать заново после того, как все сгорело. На пепелище. На том, что внутри.

Поэтому так. Мрачная светлая книга. Читать ее вначале даже скучновато. Потом трудно. Потом тяжело и больно. Но, когда закрываешь последнюю страницу, понимаешь, что читал не зря. Что это не книга вовсе. Дорога. Которую стоило пройти.




Файлы: images.jpeg (8 Кб)


771
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 декабря 2024 г. 07:00
Книга отличная, но финал открытый, так и просит продолжения или экранизацию. :cool!:


Ссылка на сообщение28 декабря 2024 г. 11:03
Приветствую всех в этом комментарии.
Был очарован известным романом «Петровы в гриппе», отсюда и некая заинтересованность в других произведениях автора.
Наткнувшись на эту рецензию с высокой оценкой новой книги Сальникова, не смог устоять, скачал через телеграм и прочитал.
Экспертом и литературным критиком не являюсь нисколько, никаких претензий на компетентность в данном жанре и литературе в целом не имею, почему данный комментарий, что называется, имхо.
Считаю, что больше 7 баллов из 10 данное произведение получить никак не может. Ловите цитату:
Все засмеялись, так что только Константин услышал, как она, окуная ложку в варенье, быстро добавила шепотом:
— Он лучше есть.
«Если бы», — подумал Константин.
Простенько, примитивно, и в целом, вполне допустимо — да, НО. После этой фразы у возникло стойкое внутреннее чувство, что меня кхм, обманывают. Создаётся устойчивое понимание, что не может такого быть, даже в этом нарисованом мире.
Далее, эпизод с электричкой в целом ок, идея, интересная, НО далее объявляется некто людоед, по неизвестно какой причине симпатизирующий нашим героям и уничтожающий всех других.
Как положили они восемь или десять драконов, которые положили других драконов :). Как счастливо, по-доброму и предсказуемо происходят события. Как в целом подаётся этот мир, где многое, на мой взгляд, слишком многое остается за скобками, а то, что подаётся — такое классическое для супергеройской литературы штампование, которое, безусловно, вполне допустимо и даже классно почитать, но, извините, до высоких оценок оно не дотягивает. Моя оценка — не более 6.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 17:30
Оценки — штука субъективная. Поэтому то, что мне нравится, не нравится вам и все такое :). Я увидел в книге моральные аспекты, а супергеройское и тому подобное — это там действительно не айс, но и не для того, как мне кажется, «Когната» писалась.


⇑ Наверх