Вегетация Алексей


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» > "Вегетация" Алексей Иванов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Вегетация» Алексей Иванов

Статья написана 6 декабря 2024 г. 20:42

В жизни героев не должно быть ничего хорошего, кроме финала...

Итак, Россия через три-четыре десятилетия после современных событий.

Территория фактически продана Китаю — на орбите висят спутники, которые ускоряют вегетацию растений, облучают леса. Древесина вырубается, из неё делается топливо бризол. Бензак бризол гонится в Китай.

Есть особые деревья — вожаки — из древесины которых можно делать особо мощную взрывчатку или электронику. Их вырубают бригады — очень много ассоциация с золотоискателями — и гонят уже в Европу, для той же электроники. Но в лесу опознать эти деревья могут только облученные люди, Бродяги, которые постепенно срастаются с лесом. В лесу бродит дичающая китайская техника: покрытые плесенью приборы грузовиков и харверов начинают жизнь своей жизнью, машины гоняются за людьми и жадно сосут бризол.

При том все повторяют друг другу, что война не закончилась, что лес — это последствия радиации от американских бомбардировок. Города и даже отдельные трактора — под интерференционными решетками, и даже среднего образования хватает, чтобы понять, что вокруг совсем не радиация.

Соответственно, в малых уральских городках и на станциях — одни настроения. Смерть Западу, вот накопим взрывчатки побольше, и ахнем (хотя бригадиры вполне открыто гонят ту же древесину "вожаков" на экспорт).

В крупных городах — совсем другие. С Европой надо дружить, технику развивать. А лесовозы, которые обеспечивают экспорт бризола в Китай — вообще взрывать надо.

Между городом и селом завтрашняя гражданская война, сегодня просто еще не успели начать.

                            

Автор не жалеет черных красок и фекальных масс, чтобы изобразить персонажей будущей страны как можно более мерзкими.

Люди матом не ругаются, они им разговаривают.

Мать спокойно говорит, сыну, что его близнеца она оставила в роддоме.

Другой сын бросает мать в смертельной опасности, думая, что не впервой ей.

"Городские" и "сельские" при первой возможности насилуют женщин из стана своих оппонентов.

Да и сами женщины показаны беспринципными тварями, которые просто идеально соответствуют образам украинок, из похабных историй про заработки в Европе. Мужчины не отстают. Образ поведения скорее характерен для негров, которые на африканском побережье продают других негров белым покупателям за денежку невеликую. Этика описывается прямо: не держать своего слова и брать всё сразу, ничего не оставляя на завтра.

Если у одной бригады здесь и сейчас преимущество, то хоть в малости, она ограбит другую. Пусть не целиком, не все отберет, но что-то взять надо.

И даже если кто-то приходит к успеху — есть дом в Португалии — он все равно будет бегать по тайге, разводить, унижать, убивать людей из своей бригады и всех, кого только сможет. Потому что вокруг поле дикой охоты, а он волк рыскающий. И на смену ему придут точно такие же. И так будет всегда.

Самое удивительное, что визуализация этих героев уже давно исполнена Василием Шульженко.

Вот эти люди.


Но они лишь фон, на которым автор произносит Главные Слова:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Егор Лексеич возмущённо фыркнул — как фыркала Маринка:

— Война, Митрий, это способ всем пожертвовать. А они жопу рвут — ищут способ избавиться со всего. И война им за самый раз. Неважно, настоящая или нет. Побеждают они, или их бьют. Главное — скинуть, что невмоготу тащить. Волю свою, соображенье, удобства там всякие… ***** оно им надо.

— Да они заработать пытаются, потому что бедные!

— Зашибать бабло — то же самое, что война. Ради бабла тоже можно всем пожертвовать. Получил ты бабло или нет — *****. Лишь бы всё свалить с себя. ******* этот груз волочить. Так устроен человек, Митрий. Дотянешь до моих лет — согласишься, что верно говорил дядя Егор.

— Не вы первый заявляете, что мечта человека — подчиниться энтропии. Так утверждают все, кому выгодно, чтобы люди деградировали!

— Ежели мне с того польза, так оно не значит, что я не прав.

                

Ну, и финал: почти уже потерявшие надежду парень с девушкой, которые до того другу друга и предали, и унизили, но понимают, что лучше в этой жизни пару они не найдут, и спасаются бегством — они получают убежище на базе Гринписа. Тамошние бессребреники и чистые духом люди готовы их принять.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

"Они будто бы очутились в другом мире: яркий белый свет, окрашенные стены, мониторы… Контраст ошеломлял. Всё казалось нереальным. Там, за дверью, темнота, там стреляют на поражение, там сумасшедший лес, бригады, радиация, чумоходы, мутанты, призраки… А здесь и правда другой мир… И другое человечество… Серёга смотрел на стоящих перед ним учёных. Их было с десяток. Все в чистых голубых комбинезонах с «пацификами»… И все какие-то… прямые, что ли?.. Какие-то… невозможные! Да, встревоженные, да, насторожённые — и в то же время с глубинным спокойствием, будто за ними такая сила, что ни бригадам, ни чумоходам их не победить. В основном — молодые, почти мальчишки и почти девчонки… И начальник — низенький строгий дедок с седой бородкой… А Серёга с Маринкой — точно черти из преисподней: измученные, грязные, оборванные, перепачканные кровью…"

Думаю, всем читающим рецензию уже ясно, что Иванов написал вещь предельно политизированную. Да, есть всегдашние его описание леса (только эволюционирующего), есть технические косяки (перенос психики человека в грибницу оформлен в стиле простеньких компьютерных игр), есть география Урала.

Это все выглядит как торопливая декорация, и только оживающие машины-чумоходы кажутся действительно написанными от души.

Конечно, можно сказать, что автор действует в стиле создателей "Безумного Макса": чтобы люди боялись войны, надо напугать их грядущей варваризацией, всеобщим одичанием и отупением. Потому все это проповедь мира.

Но тут есть маленькая проблема, которая болтается, как камешек в сандалии: принятие ценностей "метрополии" не означает выхода из состояния "дикой колонии". Берег Слоновой Кости — или уральская Страна Ценного Дерева — все ведь одно и то же. А хотят местные воевать или все стали добрые и пушистые — скупщикам сырья наплевать.

                   

Словом, пусть каждый сам решает, во что целится автор, и во что он стреляет...

------------------------------

Страница романа на Фантлабе — https://fantlab.ru/work1916951





2032
просмотры





  Комментарии
Страницы: 1234


Ссылка на сообщение7 декабря 2024 г. 16:14
Куплю, прочитаю и сделаю вывод сам.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2024 г. 16:43
Самостоятельные выводы о романе — очень правильно. Могу только приветствовать.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2024 г. 20:34
цитата skravec679
Самостоятельные выводы о романе — очень правильно. Могу только приветствовать.

Последние романы Иванова были дерьмовыми, но видимо, есть еще куда «расти»


Ссылка на сообщение7 декабря 2024 г. 19:42
Поставил сначала «Вегетации» восьмерку, потому что увлекательное чтиво. Но посмотрел на рецензию.. На комментарии.. На букмейт.. Повысил до девятки. Что то такое Иванов нащупал, раз так возгорелось.


Ссылка на сообщение7 декабря 2024 г. 21:09
Сомневалась в необходимости покупки, к Иванову относилась довольно равнодушно, больше всего понравились «Бронепароходы». Но, видно, надо брать этот «чернушный политический пасквиль».


Ссылка на сообщение8 декабря 2024 г. 00:21
спасибо. но пересказ мне показался интереснее цитат)


Ссылка на сообщение8 декабря 2024 г. 00:43
Тут можно сказать с уверенностью лишь одно: если автор стремился к хайпу, то он совершенно точно преуспел.
Роман будут обсуждать громко и долго, и много копий будут сломано. И много экземпляров книг будет продано. И где-то далеко с завистью вздохнет Глуховский.
Есть ли во всем этом литература? А так ли это важно автору и его читателям? И вот это беспокоит по-настоящему.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 09:46
цитата avsergeev71
Роман будут обсуждать громко и долго, и много копий будут сломано. И много экземпляров книг будет продано.

Если не запретят, как «Наследие».


Ссылка на сообщение8 декабря 2024 г. 00:57
В 2009 году примерно такая же книга прошла в тишине и незаметно — «Хлорофилия» А. Рубанова. Там тоже Сибирь отдана китайцам, а оставшиеся в живых москвичи .. впрочем, не буду спойлерить. https://fantlab.ru/work174125
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2024 г. 01:11
цитата С.Соболев
В 2009 году примерно такая же книга прошла в тишине и незаметно — «Хлорофилия»
Такая же но не такая же.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2024 г. 05:55
Года 3 лежит на очереди, пропустил в своё время. Феникса одобряю.
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2024 г. 23:06
Однако ж удостоена была АБС-премии.
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2024 г. 23:02
Нет, не удостоена. Номинант.
«Хлорофилия» — хорошая, но у Иванова всё значительно жёстче.
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2024 г. 23:07
цитата Lartis
«Хлорофилия» — хорошая, но у Иванова всё значительно жёстче.
Хлорофилия действительтно научная фантастика.главное вот эти расстения.


Ссылка на сообщение9 декабря 2024 г. 21:42
Рецензия ужасная конечно, но внимание к книге привлекла.


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 10:01
Ну то есть базовая чернуха про «Рашку-говняшку» для любителей почитать, как в России всë очень плохо. Очевидно, написано по результатам маркетинговых исследований: какая хряпа — ура-патриотическая либо патрицидная — сейчас соберет больше продаж/премий/сарафана. Маркетинг показал, что испражняться на Русь все еще выгодно — Иванов написал текст по ключевым словам и лекалам чернухи (начиная с китайцев, которым писатели сдают Россию в плен с 90-х).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 10:29
цитата А. Н. И. Петров
которым писатели сдают Россию в плен с 90-х

Может, не только писатели? Например, посмотрите демаркацию границы 2005 года.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 10:40
Фу, провокация политического оффтопика в теме об искусстве через ссылку на частность в реплике собеседника, как только вам не бабки-на-лавке-у-подъездно.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 10:55
В смысле, книга аполитична, а ваши реплики не подлежат сомнению?
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 15:52
цитата А. Н. И. Петров
Очевидно, написано по результатам маркетинговых исследований: какая хряпа — ура-патриотическая либо патрицидная — сейчас соберет больше продаж/премий/сарафана

С учетом все еще преобладающих воззрений в российских боллитровых медиа итог был очевиден, да.
цитата А. Н. И. Петров
Иванов написал текст по ключевым словам и лекалам чернухи (начиная с китайцев, которым писатели сдают Россию в плен с 90-х

Именно. То, что автор испражняется — это еще полбеды. Но то, что он не удосуживается снять при этом штаны...
Ну и когда эпитеты в адрес «воинов света» цельнотянуты из советской классической идеологической литературы, то и вовсе не знаешь, плакать тут или смеяться.
Тем более что СССР мог предложить полноценную яркую и убедительную картину светлого будущего. А Иванов — нет.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 18:49
Да, мы изучали материалы XXVI съезда КПСС. Картина светлого будущего там была показана очень убедительно.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 18:58
На фоне твиттерских или мордокнижных заседаний людей с хорошими лицами даже материалы XXVI съезда КПСС становятся недосягаемыми вершинами. Даже не знаю, трагедия это или комедия... но се ля ви.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 21:39
Задумался...
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 00:52
Вы? Серьёзно? После всех ваших рецензий на сложные книги? Едрить-колотить
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 10:01
А что не так с моими рецензиями на сложные книги?)
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 13:17
С ними всё ок, но после них предполагаешь, что вы не станете обвинять приличного писателя в том, что он пишет книги по результатам маркетинговых исследований и что это вообще про «Рашку-говняшку».
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 13:28
Так Иванов давно пишет книги по маркетинговым исследованиям. Он не «приличный писатель», а бизнесмен. Это не обвинения (я сильно безразличен к Иванову), это констатация и еще немного предложение не бомбить слишком сильно, поскольку оно того не стоит.
«Рашка-говняшка» — это российский извод патрицидного искусства для конкретной группы потребителей-всёпропальцев . Как, например, «Повести л-ских писателей» Зарубина или «Радио Мартын» Дзядко.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 14:53
Фигню говорите, если честно. Про Зарубина и Дзядко при этом скорее соглашусь, но и они это явно не ради денег пишут
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 15:43
Но я ж не говорил, что патрицидное искусство исключительно за деньги пишется. Внук и сын диссидентов Дзядко и эмигрант Зарубин срут в Русь от чистого сердца.
А вот Иванов — по холодному расчету.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 15:46
цитата А. Н. И. Петров
патрицидное искусство
Эм а что сие словосочетание значит? Так то догадываюсь что исскусство которое ругает.Но первый раз слышу)))
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 15:59
Ага, я когда «Повести л-ских писателей» Зарубина прочел, задумался, что должно быть какое-то слово-антоним к ура-патриотизму для описания настроений типа «в России всё плохо, Россия — страна орков, Россия скоро погибнет и т. д.». То есть антипатриотизм, но чтоб звучало красиво и понятно. Ну и придумал, отталкиваясь от внутренней формы: «патриотизм» — «отечественность» использовать слово «патрицид», «отцеубийство».
Патрицидное искусство — это не про критику, не про бичевание пороков, а про иррациональное желание, чтобы Родина была уничтожена. Рационализации, которые авторы придумывают, не существенны, существенна сама потребность увидеть место, где ты родился и вырос, стёртым с лица земли.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 16:57
Есть определение попроще — демшиза)
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 16:58
Хорошее определение, спасибо.
Буду использовать.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 17:05
цитата А. Н. И. Петров
Патрицидное искусство — это не про критику, не про бичевание пороков, а про иррациональное желание, чтобы Родина была уничтожена. Рационализации, которые авторы придумывают, не существенны, существенна сама потребность увидеть место, где ты родился и вырос, стёртым с лица земли.
Понятно. В общем то такому сюжету я удивился. Сериал про пионеров вампиров мне вот понравился..
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2024 г. 06:31
Сериал так-то не очень, а книга отличная, для тех, кто был в пионерском лагере в те годы.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 17:11
цитата А. Н. И. Петров
Патрицидное искусство

Нескрепно. Вы же про Русь, нужно писать по русски.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 17:51
Сочувствую. Те, к которым Вы примкнули своим постом, таких слов не знают (в большинстве своем). Слова эти, кстати, скоро могут запретить, как уже запретили вывески на иностранных языках. Придется переобуваться в прыжке, меняя «патрицид» на что-то более «традиционно-скрепн ое». А еще годик-другой вашей духовной спячки в позе страуса — и запретят не только вывески, но и сами иностранные языки. Мы это уже проходили. Но не все эти уроки усвоили. Что не может не печалить.
А рецензия — ни рыба ни мясо, как будто сморкнулся кто-то перед зеркалом. Но зеркалу все равно, хоть плюньте на него, ничего не изменится, даже заплеванное, оно будет отражать то, что есть.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 17:55
цитата markfenz
Но зеркалу все равно, хоть плюньте на него, ничего не изменится, даже заплеванное, оно будет отражать то, что есть.
вот вот эта фраза и говорит что писалось ради того чтобы поругать а не ради интересного сюжета.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 18:40
цитата markfenz
А еще годик-другой вашей духовной спячки в позе страуса — и запретят не только вывески, но и сами иностранные языки

Не все. Уже поступали предложения отменить изучение вражеских-англ. и пр. Но изучение китайского приветствовалось на самом высоком уровне. Каковы успехи А. Н. И. Петров ?
Раз уж нерусские новоязычные понятия придумывает, то пора их на китайском обозначить.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 19:07
Господа провокаторы, прошу прощения, что привлек ваше хищное внимание.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 19:47
Красивое определение) А «внимание провокаторов» отнюдь не хищное, так, травоядное😁
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 21:13
Аплодирую стоя.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 17:30
цитата А. Н. И. Петров
Так Иванов давно пишет книги по маркетинговым исследованиям

Это вы сами для себя придумали? Если нет, то источник достоверный приведите. А так это похоже на
цитата А. Н. И. Петров
бабки-на-лавке-у-подъездн о.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 19:07
Господа провокаторы, прошу прощения, что привлек ваше хищное внимание.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 19:16
Они обычно кроются под тремя буквами. Но вы это попозже поймёте.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 19:34
Вы так и не привели доказательства, что
цитата А. Н. И. Петров
Так Иванов давно пишет книги по маркетинговым исследованиям.

Можно это назвать «балабольством», а вас «балаболом»?


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 12:11
Отличная книга-предупреждение, как и многие антиутопии, на мой взгляд.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 12:24
цитата трампец
Отличная книга-предупреждение, как и многие антиутопии, на мой взгляд.
Предупреждение ЧЕГО?Ай появятся ходячие триффиды? Этот лес какое имеет отношение к реальности вообще?
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 12:36
О чем предупреждение? Автор посмотрел на свой палец и высосал новую реальность. Без малейших объяснений как это всё произошло, как страна рухнула, как народ отупел и оскотинился. Просто -автор так видит. Логики в романе нет. Развитый интернет, но пол страны верит войну, которой не было. Дронами бить по чумоходам запрещено, патамушта тогда писать было бы не о чем ( объяснение этого факта автором — курам на смех). Бригадир напрямую гонит лес в Европу, но тупой люд этого не замечает. Все ходят со счётчиками Гейгера, но чо он там измеряет не знают. Это не роман- предупреждение — это бред. Очень низкого пошиба
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 12:45
цитата smykov
Это не роман- предупреждение — это бред. Очень низкого пошиба
Собственно да. К слову вышеупомянутая Хлорофилия написана интереснее. Хотя на первый взгляд похоже
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 12:51
цитата smykov
Очень низкого пошиба

К примеру, и про «Мы» подобное писали, но сути это не меняет.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 20:51
цитата
К примеру, и про «Мы» подобное писали, но сути это не меняет.

К примеру, в «мы» ни чего подобного нет, от слова совсем.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 16:22
>Развитый интернет, но пол страны верит войну, которой не было
Вот это почему то особенно развеселило.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 18:36
Автор так видит) Это не роман- предупреждение, а роман-недоразумение, где идиотизм на идиотизме, и идиотизмом погоняет. «Чтобы прогнать мостоукладчик давайте сбросим с дрона на Лес бомбу. Лесу станет мучительно больно и он погонит чумоходов (интересно,как?) в сторону этого мостоукладчика, и, возможно, они его поломают.» А сразу сбросить эту бомбу на мостоукладчик не пробовали?🤔
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2024 г. 06:39
цитата smykov
Это не роман- предупреждение — это бред. Очень низкого пошиба

Вы, уже книгу прочитали или сразу по классике «не читал, но осуждаю»? 8-)
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2024 г. 06:44
Честно осилил половину. До момента стычки с бригадой Алабая. И всё, каюсь, дальше не стал. Ну это же невозможно читать.
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2024 г. 06:51
Матюки бесят? 8-)
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2024 г. 06:58
Нет) Общий уровень данного опуса. Тут уже разобрали по косточкам. Не хочу повторяться,извините. Вот это вот всё — это даже не фантдопущение, это просто бред. Противно. И удивительно для автора Сердце пармы
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2024 г. 07:02
Ну, что ж теперь он кандидат в иностранные агенты.
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2024 г. 07:05
В добрый путь😁
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 12:39
просточитатель Вы аннотацию на ФЛ почитайте, в последнем предложении ответ на вопрос.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2024 г. 12:44
«иди-читай» вместо ответа по существу — плохой ответ


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 00:59
Книга несовершенная, но какое счастье, что Иванов снова стал писать о том, что его по-настоящему волнует, что в романе есть живые чувства — боль и злость. Претензии комментаторов к тому, что автор якобы недостаточно патриотичен или, прости Господи, хайпит на чернухе, сами по себе так красноречивы, что их даже обсуждать жалко.
Страницы: 1234

⇑ Наверх