Краткая история развития


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > Краткая история развития китайских НФ-фэнзинов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Краткая история развития китайских НФ-фэнзинов

Статья написана 2 декабря 2024 г. 18:22

Краткая история развития китайских НФ-фэнзинов

A Brief History of the Development of Chinese SF Fanzines

Автор: RiverFlow

Переводчик: Ana Padilla Fornieles

Развитие китайских НФ-фэнзинов — это явление, структурированное в шесть отдельных волн, охватывающих более трех десятилетий, в общей сложности 169 названий в жанре. Такое разделение на периоды объясняется тем, что большинство этих изданий недолговечны по ряду причин. Начнем с того, что чаще всего они полностью управляются волонтерами, которые совмещают свои обязательства с собственной жизнью и работой.

Первым НФ-фэнзином в Китае был Nebula (星云, Xīngyún), созданный Яо Хайцзюнем в 1988 году, всего вышло 39 выпусков. В некотором смысле, Nebula возглавила первую волну журналов для поклонников НФ в Китае, которая началась в 1994 году и просуществовала до 1996 года. В этот период времени Пекинская ассоциация научной фантастики (BSFA) выпустила в апреле 1995 года первый выпуск своего издания Cubic Light Year (立方光年, Lìfāng guāng nián) объемом 29 страниц.

Cubic Light Year выходил в общей сложности 7 выпусков, в основном демонстрируя работы членов BSFA, таких как Лин Чэнь, Син Хэ, Су Сюэцзюнь, Цзян Цзяньли, Янь Пэн и Ян Пин. Есть и другие примечательные публикации в этот первый период. Чжоу Юйкунь и Цзэн Дэцян разработали газетный формат для своего «Ветра Вселенной» (宇宙风, Yǔzhòu fēng), который вышел с 8 страницами в своем первом выпуске, всего было девять выпусков. Alien Space (异度空间, Yì dù kōngjiān), основанный в сентябре 1996 года Клубом любителей научной фантастики Science Fiction World (SFW) с 4 страницами в первом выпуске, также начал следовать газетному формату, прежде чем в конечном итоге трансформировался в журнал в третьем выпуске (26 страниц), с общим тиражом 26 выпусков. Кроме того, Alien Space служил своего рода точкой встречи для многих поклонников НФ, чтобы оставаться на связи. Это был шаг вперед по сравнению с прошлыми шестью годами, когда такой обмен был возможен только через Nebulae. Их более устойчивое общение способствовало взаимному продвижению в журнале, а также публикации их собственных работ. Новости об основании Alien Space можно найти в обзоре китайских научно-фантастических журналов для фэнов 1990-х годов Лю Цзяня (20世纪90年代中国科幻爱好者杂志综述, 20 Shìjì 90 niándài Zhōngguó kēhuàn). àihào zhě zázhì zòngshù) (опубликовано в выпуске 4 журнала Readers’ Digest, 读书文摘, Dúshū wénzhāi, 2015) и «Мы построили космический корабль» Дагоу (我们造了一艘宇宙飞船, Wǒmen zàole yī sōu yzhòu fēichuán) (опубликовано в GAMECORES 机核, Jīhé, 5 мая 2019 г.).


Вторая волна фэнзинов НФ длилась с 1998 по 2000 год. Этот период совпал с расцветом Science Fiction World (SFW) (科幻世界, Kēhuàn shìjiè), тогда тираж составлял 400 000 экземпляров. Действительно, SFW поощрял поклонников НФ по всей стране начинать собственные редакторские начинания, многие из которых были учениками средних школ и студентами университетов, которые затем отправляли свои творения в редакционные отделы. Хотя такие фанзины все еще существуют в мире издательств НФ-журналов, названия только этого периода были довольно недолговечны, и поэтому их труднее всего проверить. Стоит отметить, что Ассоциация китайской научной фантастики в Интернете запустила первый из многих сетевых журналов, Sky and Fire (苍穹火焰, Cāngqióng huǒyàn) 1 ноября 1998 года. С 37 страницами в первом выпуске и в общей сложности 7 выпусками, Sky and Fire представлял работы и комментарии членов ассоциации, новости, серии обсуждений и т. д. Там, где печатные фэнзины доминировали в мейнстриме до 2006 года, с рассветом Интернета многочисленные сетзины постепенно захватили сцену. Более того, половина объема фэнзинов поступала из студенческих клубов научной фантастики, и новые издательские ассоциации активно присоединялись к рингу почти ежегодно. Большинство групп, которые начали научно-фантастические фэнзины в тот период, были созданы как бумажные журналы после того, как их призвал и повлиял на Science Fiction World, а затем прекратили публикацию по практическим причинам, когда их влияние прошло. Периодическое издание научной фантастики Strange Space (异度空间, Yìdù kōngjiān) прекратило свою публикацию — уже ограниченную внутренними кругами — в 2004 году. Хотя У Янь вернул его для одноразового возвращения, сосредоточенного на теории научной фантастики в 2007 году, Nebulae (星云, Xīngyún) также прекратил свою публикацию навсегда. За последнее десятилетие два самых старых и влиятельных печатных фанзина научной фантастики также прекратили свою деятельность, поддавшись падению традиционных бумажных носителей. В тот же период наблюдался рост электронных публикаций и новых интернет-медиа. В марте 2014 года журнал Internet World Magazine (互联网天地, Hùliánwǎng tiāndì) опубликовал статью Чэнь Цзянгуна и Ли Сяодуна «Историческое развитие Интернета в Китае» (中国互联网发展的历史阶段划分, Zhōngguó hùliánwَng fāzhǎn de lishhou jieduàn huàfēn). Согласно этому отчету, 2006 год действительно стал знаковым для Интернета в Китае, став не только основным средством массовой информации, но и местом встречи постоянно растущих толп отечественных пользователей сети, насчитывающих чуть более ста миллионов человек. Именно в этой оптимальной среде возникла третья волна научно-фантастических журналов для фэнов. Большинство из них представляли собой сетевые журналы, редактируемые онлайн-форумами, например, Imaginary Flight (幻翔, Huànxiáng, три выпуска), выпускаемый FLYINE (飞翔科幻网, Fēixiáng kēhuàn wǎng), всего вышло три выпуска. Также из этого периода, но столь же недолговечными, были Edge Review (边缘, Biānyuán), опубликованный издательством River of No Return (大江东去科幻论坛, Dà jiāngdōng qù kēhuàn lùntán) в общей сложности в четырех выпусках, и Stardust, опубликованный Ассоциацией научной фантастики Хуачжунского университета науки и технологий. (华中科技大学科幻协会, Huázhōng kējì dàxué kēhuàn xiéhuì), всего в 2016 г. было выпущено 2 выпуска и 1 выпуск резюме.

Фэнзины этой третьей волны продолжали свою прерывистую траекторию, пока постепенно не сошли со сцены около 2010 года. С апреля 2009 года Саньфэн, как главный редактор, опубликовал 34 выпуска своего журнала фэнтезийной литературы New Realms of Fantasy and Science Fiction (NRFSF) (48 страниц в выпуске 1), тем самым ознаменовав начало четвертой волны фэнзинов НФ. NRFSF опубликовал множество произведений многочисленных известных авторов и переводчиков, а в 2010 году он разделил центр внимания с первым выпуском не менее новаторской премии Starry Sky Awards (中文科幻星空奖, Zhōngwén kēhuàn xīngkōng jiǎng), которая в конечном итоге была заменена премией Синъюнь за глобальную китайскую научную фантастику. Fire Horse SF (火马科幻,) собрал все эти факты в интервью Sanfeng от 25 мая 2015 года под названием «Награждайте проходящие времена наградами, а не наградами со временем» (给岁月以奖项,而不是给奖项以岁月, Gěi suìyuè) yϐ jiengxiàng, ér bùshì gěi jiǎngxiàng yǐ suìyuè). В мае 2010 года фэн НФ по имени Чжэн Юй опубликовал первый 25-страничный выпуск ежемесячного журнала Chinese New Science Fiction (中国新科幻, Zhōngguó xīn kēhuàn), который до сих пор актуален и насчитывает более сотни выпусков.

В 2011 году китайская компания веб-сервисов Baidu запустила новую функцию журнала-форума своего собственного онлайн-форума Baidu Tieba (百度贴吧, Bǎidù Tiēba), также известного на английском языке как Baidu Post Bar. Небольшая группа поклонников НФ собралась вокруг «баров» журнала-форума Baidu Tieba (т. е. тем, представляющих интерес) и продолжила создавать там свои собственные публикации. Некоторые из них включают в себя A Past Outside of Time (时间之外的往事, Shíjiān zhī wài de wǎngshì) Лю Цысиня Бара (3 выпуска) и Forum Magazine Science Fiction World Bar (WSFS) (科幻世界吧吧刊, Kēhuàn shìjiè ba ba kān), издаваемый Science Fiction World Bar в общей сложности 5 выпусков, включающих повести, комиксы и болтовню пользователей сообщества Baidu Tieba. В 2013 году научная фантастика как литературный жанр начала привлекать внимание ряда официальных организаций и каналов. Здесь на ум приходят два примера литературных журналов НФ, редактируемых такими организациями. Китайская онлайн-база данных и социальная сеть Douban использовала свое подразделение по чтению электронных книг Douban Read для публикации Science Fiction Ark (科幻方舟, Kēhuàn fāngzhōu) (6 выпусков, 133 страницы в первом выпуске). Тем временем, крупный образовательный научный сайт Kedo (蝌蚪五线谱, Kēdǒu wǔxiànpǔ), управляемый Пекинской ассоциацией науки и технологий при поддержке Пекинского муниципального правительства и также известный на английском языке как Tadpole Stave, редактировал Tadpole New Era (蝌幻新时代, Kēhuàn xīn shídài) (всего 8 выпусков, 55 страниц в первом выпуске). Также в 2013 году Ли Лэй запустил периодическое издание Science Fiction Collects (科幻文汇, Kēhuàn wén huì) (всего 20 выпусков), что побудило толпы поклонников научной фантастики к дальнейшему расширению жанра. Однако давление на работе в конечном итоге заставило Ли Лэя сделать перерыв в выпуске Science Fiction Collects, как мы надеемся, на временный перерыв.

Примечательно, что Minimum Чи Хуэя (极小值, Jí xiǎo zhí) представлял собой первую попытку для китайских отечественных фанзинов научной фантастики перейти на полупрофессиональную модель, т. е. соответствовать стандартам классификации, установленным премией Хьюго. Журнал Minimum, продаваемый на Douban Read по цене 1,99 юаня за выпуск, достиг среднего объема продаж в 185 экземпляров в первый месяц и 40 экземпляров во второй месяц, при этом в каждом из пяти выпусков было много статей известных авторов научной фантастики, а в первом выпуске было более 160 страниц. Какими бы удручающими ни казались эти цифры, смелая попытка Чи Хуэя достойна похвалы.

8 мая 2014 года свет увидел первый из шести выпусков электронного журнала фэнтезийной литературы Buzhou (不周, Bùzhōu), в котором все статьи были написаны известными писателями, как и в случае с вышеупомянутым NRFSF. В 2015 году группа интернет-организаций поклонников НФ объединилась, чтобы поддерживать друг друга и способствовать выпуску периодических изданий по научной литературе, таких как Huangqi SF (荒启科幻, Huāngqǐ kēhuàn), издаваемых Ассоциацией научной фантастики Хуанци при Университете науки и технологий Чанши, в общей сложности 12 выпусков и 30 страниц в первом выпуске, и Science Fiction Bimonthly (科幻双月杂志, Kēhuàn shuāng yuè zázhì), которые в общей сложности вышли в десяти выпусках по 294 страницы сообществом Baidu Tieba Science Fiction Bar (科幻小说吧, Kēhuàn xiǎoshuō ba). Эти публикации в конечном итоге привели к всплеску пятой волны SF-фэнзинов, в которых были представлены различные работы известных авторов. Например, команда Science Fiction Bimonthly стремилась приобрести права на публикацию SF-истории Хан Суна A Genderless Nation — Sherlock Holmes in Novoland (无性之国——福尔摩斯在九州, Wúxìng zhī guó—Fú'ěrmósī zài Jiǔzhōu). Редактор SFW Билл Блэк также составил серию работ классиков SF, включая Жюля Верна. Эти периодические издания явно разработали стратегию, в которой они сначала демонстрировали работы выдающихся авторов как прошлого, так и настоящего, чтобы привлечь начинающих современных авторов. Хотя поначалу они были относительно успешными, тот факт, что все это были бесплатные статьи, стал непреодолимой проблемой. В конце концов, в декабре 2016 года журнал окончательно прекратил свое существование.

14 июня 2017 года фэн научной фантастики Guardian Apprentice (守护学徒, Shǒuhù xuétú) запустил проект, известный как Apprentice Library (学徒文库, Xuétú wénkù), постепенно сортируя все записи о публикациях переводов научной фантастики на иностранных языках в Китае и регулярно публикуя периодические результаты (например, отчет о ходе работы «The Fanac Fan History Project»). В 2018 году их усилия в конечном итоге привели к публикации «Каталога мировых писателей-фантастов в переводе» (世界科幻作家作品译文目录, Shìjiè kēhuàn zuòjiā zuòpǐn yìwén mùlù) (595 страниц). Многие переведенные имена в Базе данных китайской научной фантастики (CSFDB) (中文科幻数据库, Zhōngwén kēhuàn shùjùkù) взяты из этого каталога, возвещающего о зарождающейся тогда тенденции сбора данных для фанзинов НФ по всей стране. Данные, собранные Apprentice Library, также включают марки НФ и другие нехудожественные материалы. Помимо этого, авторы Apprentice Library, также в январе 2022 года, выпустили 126-страничное название История Ассоциации истории НФ в университетах (高校科幻协会发展史, Gāoxiào kēhuàn xiéhuì fāzhǎn shǐ) при спонсорской поддержке и поддержка SFW и в равной степени ориентированная на цели сохранения данных.

6 июня 2019 года Sanfeng собрала волонтеров и запустила на общедоступном канале WeChat онлайн-журнал научной фантастики Nebula Science Fiction Reviews (星云科幻评论, Xīngyún kēhuàn pínglùn), в общей сложности 21 выпуск, нацеленный на публикацию обзоров научной фантастики. 30 июня 2020 года группа фэнов из третьего основного официального сообщества SFW QQ независимо выпустила ежемесячный журнал научной фантастики SF Jianghu (科幻江湖, Kēhuàn jiānghú), который до сих пор существует в количестве 27 выпусков. 10 апреля 2021 года китайский ученый-фантаст Ли Гуанъи выпустил выпуск 1 (38 страниц) своего научно-ориентированного периодического издания Newsletter for Science Fiction Studies (科幻研究通讯, Kēhuàn yánjiū tōngxùn), всего вышло 6 выпусков. 2 марта 2022 года Tianluo_qi и Latssep запустили на общедоступном канале WeChat ежемесячную газету Chinese Science Fiction Paper Express (中文科幻论文速递, Zhōngwén kēhuàn lùnwén sùdì), которая все еще продолжается и выходит всего 6 выпусков. Все эти публикации привели к шестой волне китайских фэнзинов по научной фантастике, которая, несомненно, будет развиваться в будущем. Однако нам еще предстоит собрать много устной истории и научно-фантастического материала, чтобы полностью понять истории, стоящие за каждой из этих волн в истории отечественных научно-фантастических фэнзинов. Надеюсь, наступит время, когда мы сможем представить подробный отчет о китайских научно-фантастических фэнзинах с точки зрения их основателей — как в начале, так и в конце их пути.

Зарубежный энтузиаст НФ Дэвид Риттер, со своей стороны, составил в общей сложности три публикации об истории зарубежных научно-фантастических фэнзинов, включая множество рукописей романов, переписку между фэнами, множество научно-фантастических фэнзинов и другие материалы. Будет ли возможно для Китая иметь собственную коллекцию таких материалов?

Большинство отечественных научно-фантастических фэнзинов с 1988 по 2000 год были опубликованы в физическом формате, и само собой разумеется, что для такого журнала, как Nebula, который существовал в течение девятнадцати лет, между всеми участниками циркулировало большое количество писем. Ни одно из этих изданий не имело больших тиражей, поэтому существующие копии в наши дни редки. Что касается соответствующих записей переписки, обычно можно с уверенностью предположить, что их больше нет по целому ряду причин, и переезд друзей по переписке — лишь одна из них. В любом случае, после тысячелетия Интернет постепенно стал мейнстримом, тем самым способствуя большинству обменов на различных коммуникационных платформах, таких как форумы, WeChat, QQ и блоги. Однако, поскольку форумы, блоги и даже платформы социальных сетей, такие как Renren, постепенно приходят в упадок, множество прошлых данных также исчезло. Более того, записи чатов как для QQ, так и для WeChat — это первое, что исчезает, когда заканчивается место для хранения.

Кроме того, стоит отметить, что настольные компьютеры только-только стали популярными в 2001 году, а смартфоны вошли в мейнстрим только в 2009 году. В то время люди обычно делали снимки на свои камеры, прежде чем переносить их на домашние компьютеры. Цены в 2001 году сделали так, что только несколько китайских семей могли позволить себе камеры и пленку для съемки — графика была, по сути, роскошью. Что касается современных источников информации, долгое время единственными графическими материалами, доступными китайским поклонникам НФ, были серии китайского НФ-кинофестиваля Гуань Хайинь (中国科幻影展, Zhōngguó kēhuàn yǐngzhǎn). Его фотографии действительно обошли стороной многие конференции НФ.

Автор связался с несколькими поклонниками НФ старой школы с 2000 по 2010 год, надеясь собрать какие-нибудь памятные вещи об их общении в прошлом. Однако, похоже, такие воспоминания остались только в их головах. В результате текущие исследовательские усилия были сильно затруднены — письменные записи здесь имеют решающее значение.

Хотя устную историю следует, в определенном смысле, рассматривать как дополнение к физическим данным, в отсутствие таковых мы были вынуждены пойти на некоторые уступки. Следуя этой же линии мысли, мы должны обратиться к уже существующим сборникам журналов НФ для дальнейшей интерпретации.

Я хотел бы завершить эту статью сердечной рекомендацией — проект Цзюлун (http://www.sfjiulong.org/), некоммерческая организация, занимающаяся оцифровкой научно-фантастических фэнзинов, названная в честь покойного коллекционера НФ и большого поклонника НФ Сюй Цзюлуна. Таким образом, проект «Цзюлун» послужил историческим архивом публикаций китайской научной фантастики, стремясь сохранить многие из этих старых фэнзинов в электронном виде, отдавая дань памяти человеку, который сам редактировал один из выпусков фэнзина под названием «Лестница в небо» (上天梯, Shàng tiāntī) (1995).


Статью прислал автор, материал публикуется с его разрешения.





467
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх