Фантастическая повесть


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > Фантастическая повесть "Пленники пылающей бездны". Советский фантаст убил всех своих героев...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фантастическая повесть «Пленники пылающей бездны». Советский фантаст убил всех своих героев...

Статья написана 17 ноября 11:32

Вытащил из стопки советских фантастических изданий в мягком переплёте любимого моего периода (конец пятидесятых — начало шестидесятых) книжку Бориса Фрадкина с завлекающим названием "Пленники пылающей бездны" (1959) и пугающей картинкой на обложке. На рисунке художника Н. Гришина — два человека (отмечу: два советских человека) в изумлении, не буду уж писать "в страхе" (хотя в этой повести дело и вправду дошло до ужасающих для персонажей моментов и убийственного финала) перед огромным зловеще-багрово-алым иллюминатором. Начал перелистывать и зачитался... Всё-таки здорово увлекает описываемая фантастами того времени энергия, целеустремлённость и непосредственность героев.


Б. Фрадкин. Пленники пылающей бездны. — М.: Молодая гвардия, 1959 г. Тираж: 90000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Н. Гришина.


Борис Захарович Фрадкин к 1959 году (времени выхода повести "Пленники пылающей бездны") уже опытный писатель. За его плечами — ряд прозаических и фантастических произведений, опубликованных в периодике, авторских сборниках и отдельными книгами. Уже вышло самое крупное фантастическое сочинение Фрадкина — роман "Дороги к звёздам", выпущенный Молотовским книжным издательством в 1954 году. Через четыре года после этого в Перми напечатано ещё одно, дополненное и переработанное, издание этого романа со слегка изменённым названием — "Дорога к звёздам" (1958).


Фронтиспис и титульный лист романа Б. Фрадкина "Дорога к звёздам" (Пермь: Пермское кн. изд-во, 1958 г.). Художники А.М. Демин и В.Ф. Кузин.


"Дорога к звёздам" — книга взросления и становления талантливого подростка, изобретателя-самоучки Яши Якимова, который с детства мечтает строить звёздные корабли. О его любви, упорстве, идеях, переживаниях и потерях. К финалу произведения Яков всё-таки создаёт особенный сплав, предназначенный для сооружения космических ракет. Фантастики в этом социально-производственно-металлургическом романе не много. Можно сказать, вся она сконцентрирована в цветном рисунке с ракетой на фронтисписе пермского издания 1958 года. В космос изобретатель Яков в этой книге не полетел, автор отправил туда персонажей своей следующей книги — "Тайна астероида 117-03" (1956). Так называется повесть Бориса Фрадкина о приключениях команды советских учёных, отправившихся на ракетоплане "СССР-118" изучать загадки аномальной траектории астероида 117-03 и вступивших на Уране в схватку с инопланетянами-антикоммунистами.


Борис Фрадкин. Дорога к звездам. — Пермь: Пермское кн. изд-во, 1958 г. Тираж: 30000 экз.


И вот, насладившись космическими мечтами и приключениями, писатель Фрадкин обращает свой взгляд к Земле, а точнее — в землю. Повесть "Пленники пылающей бездны" посвящена изучению самых потаённых недр нашей планеты. Советский подземоход "ПВ-313", оснащённый термоядерным буром, отправляется в свой первый исследовательский рейс. Перед экипажем подземохода — группой испытателей и учёных из шести человек — стоит задача: преодолеть литосферу Земли (зону твёрдых кристаллических пород) и на глубине около сорока километров достичь глубинного барьера, за которым начинается астеносфера, где "под действием нарастающего давления и внутреннего тепла земли горные породы превращаются в пластическое вещество".


Борис Фрадкин. Тайна астероида 117-03. — Молотов: Молотовское книжное издательство, 1956 г. Тираж: 30000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В.В. Каменский.


Интересно описано отбытие "ПВ-313" в чрево планеты: "Из сопла двигателя вырвался столб пыли, поднялся на высоту восьмисот метров, и там возникло темное расходящееся облако. Нос подземохода начал медленно погружаться в землю, подобно тому как раскаленный стержень входит в кусок воска. Прошло несколько секунд, и языки пламени скрылись в земле. Зато струя пыли, бьющая из сопла, раскалилась сначала до малинового свечения, потом до оранжевого, наконец стала ослепительно белой, прямолинейной, как луч света. Она не уступала в своем блеске газовой струе, вылетающей из дюз ракетоплана, с тою лишь разницей, что у космического корабля, уходящего в космос, луч света падает к земле, прощаясь с твердью, а здесь — растворяется в небе, в последний раз пронизывая воздушный простор.


Рисунок художника Н. Гришина к повести Б. Фрадкина "Пленники пылающей бездны" (1959).


Прожекторы погасли, в них не было нужды. Кругом стало так светло, что можно было бы свободно читать книгу. Выступили из тьмы горные отроги, засверкало озеро невдалеке от площадки. Облако пыли засеребрилось, ярче обозначилось на фоне ночного неба. В лесу забеспокоились птицы. Пробегавшие по шоссе одинокие электромобили выключили освещение. Через две минуты после включения двигателя "ПВ-313" скрылся под гранитной поверхностью площадки. Тускнело облако пыли, угасал свет.

Ночь снова опустилась над потревоженным лесом, над горами. Лифт доставил провожающих на землю. Однако в течение полутора часов на угловых башнях продолжали светиться красные сигналы. Они предупреждали о том, что приближаться к отверстию, оставленному подземоходом, опасно. Термоядерный бур сделал гранит радиоактивным".

"Радиоактивным"! А как же "столб пыли, поднявшийся на высоту восемьсот метров" и "тёмное расходящееся облако"? Ну да ладно, оставим эти мелочи... Команда подземохода вообще сидит практически на термоядерном реакторе, а за бортом "ПВ-313" — непредставимые давление и температура (на глубине 41 км — 30,5 тыс. атмосфер и 1090 градусов, на глубине 202 км — 72 тыс. атмосфер и 2100 градусов), дальше — больше.


Рисунок художника Н. Гришина к повести Б. Фрадкина "Пленники пылающей бездны" (1959).


По достижению барьера глубины и выполнения намеченной программы, командир подземохода Вадим Сурков, несмотря на возражения некоторых (двух из шести) членов экипажа отказывается распорядиться о возвращении на поверхность и принимает решение направить подземоход дальше и вглубь...

"— Зато я решительно против, — заговорил молчавший до того Михеев. — Я требую безоговорочного выполнения указаний главного конструктора.

— На какое давление рассчитана полезащитная установка? — спросил Вадим водителя.

— На триста миллионов атмосфер.

— Так. А что показывают приборы?

— Тридцать с половиной тысяч.

— И вы, водитель опытных глубинных машин, считаете такую проверку вполне исчерпывающей?

Михеев смешался.

— Совещание считаю оконченным, — Вадим встал. — С общего согласия продолжаем испытание корабля. И научные исследования..."

Общего согласия, конечно не было, но командир подземохода Сурков очень уж хочет продолжить экспедицию. И продолжает. В результате происходит масса непредвиденных трагических событий...

К повести "Пленники пылающей бездны" можно предъявить массу претензий, Например, по поводу того, что слишком уж несерьёзно конструкторы подземохода (то есть, автор повести) относятся к защите от радиационной опасности, связанной с термоядерным агрегатом подземохода (термояд-то мы, кстати, до сих пор не укротили). Но только не таких, что предъявлены в реплике некоего А. Т. , опубликованной в журнале "Юность, 1960, № 2 (см. ниже).


Отзыв в журнале "Юность" на книгу Фрадкина "Пленники пылающей бездны" (1958).


Автору отзыва не нравятся слишком уж реалистичное описание мучений экипажа на огромной глубине да смешная "географическая" поговорка учёного-геолога Дектярева "зангезур-занзибар", которую тот вставляет к месту и ни к месту. Подобные отзывы (это не единичный случай) в центральной печати поставили крест на Фрадкине, как авторе произведений большой и средней формы. Его книги были признаны несозвучными социализму. После "Пленников" писатель ни повестей, ни романов сорок лет не публиковал, вышли только два сборника его рассказов в Пермском книжном издательстве: "Настойка из тундровой серебрянки" (1967) и "Нулевой цикл" (1991).


Борис Захарович Фрадкин со своими книгами. Пермь, 2009 год.


Лишь в 1997 году в журнале "Лавка фантастики" благодаря стараниям его редактора, пермского писателя, журналиста и краеведа Виктора Запольских, была напечатана повесть Фрадкина "Корни биквадратного уравнения". Ещё одна повесть писателя "Отрицание отрицания" вышла в год смерти Бориса Фрадкина в волгоградском журнале "Шалтай-болтай"... Далее читать здесь.





851
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 ноября 12:20
А меня книга в свое время сильно зацепила. Читал ее, правда, подростком. Потом забыл и автора и название, помнился только подземоход.
Вещь для советской фантастики действительно довольно не типичная. Очень жаль, что автору перекрыли кислород.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 ноября 12:40
ну, нетипична, скорее, Тайна Астероида. А подземоходов и до Фрадкина у нас было предостаточно. Тот же «Плутон» из «Крови земли» Семенова. С примерно таким же финалом.
К романам Фрадкина можно накопать — если кому охота — кучу претензий, однако же они оставляли очень приятное послевкусие после прочтения. Чем-то цепляли. Я согласен с Владимиром, у текстов своя энергетика была.
 


Ссылка на сообщение17 ноября 12:47
цитата Karavaev
А подземоходов и до Фрадкина у нас было предостаточно.

Ну, тут дело то не в подземоходе как таковом, коих действительно было немало.
Командир своим волюнтаризмом по сути обрекает экипаж на страдания и мученическую кончину. Каковые описываются во всех красках.
Не ради светлого будущего и идеалов коммунизма, а просто потому, что ему шлея под хвост попала.
Я вообще удивляюсь, как это тогда отправили в печать.
 


Ссылка на сообщение17 ноября 13:18
цитата
тут дело то не в подземоходе как таковом

Да.
И ещё то нетипично, что погибли все. А других персонажей в повести не было. Советские фантасты своих героев обычно не жалели, но хотя бы одного в живых оставляли. Чтоб показать победу. А тут автор уничтожил всех. Дотла. Тем и себя погубил, как советского публикуемого писателя.

Хотя финал у повести фееричный. Победа безусловно присутствует. Зря Фрадкина гнобили)
 


Ссылка на сообщение17 ноября 13:34
цитата avsergeev71
Не ради светлого будущего и идеалов коммунизма, а просто потому, что ему шлея под хвост попала.

Кстати, такой подход из «ближнего прицела» перекочевал вскоре и в «героическую» космическую фантастику пятидесятых-шестидесятых — сразу вспоминается, например, «Астронавт» Валентины Журавлевой.
 


Ссылка на сообщение17 ноября 13:42
цитата Ученик Дьявола
«Астронавт» Валентины Журавлевой.

Кстати — да, весьма похоже. Сами трудности создаем, сами их героически преодолеваем. Героизм ради героизма, и по вине идиотизма. :-)))
 


Ссылка на сообщение17 ноября 15:10
цитата avsergeev71
Героизм ради героизма, и по вине идиотизма.
К сожалению, забыл, у кого прочитал, но общий смысл такой: в советской фантастике персонажи идут на риск ради науки, в западной — ради наживы.
 


Ссылка на сообщение17 ноября 15:16
в ранней оттепельной фантастике это станет настолько общим мотивом, что Стругацкие будут такой подход критиковать в своих Десантниках, хотя у них примерно такой Ермаков в Стране Багровых Туч
 


Ссылка на сообщение17 ноября 15:31
У Ермакова были личные мотивы — он хотел, так сказать, «свести счеты» с Венерой. Так что у Стругацких получилась вполне цельная фигура командира. Да и Краюхин передал ему приказ не рисковать, а уцелеть. Правда, потом отменил, но Ермаков все же запомнил и на рожон не лез. Точно не вспомню, но, кажется, именно поэтому он отказался продлить исследования Голконды, когда запасы вездехода стали подходить к концу, а Юрковский и Дауге отчаянно требовали продолжения работ.
 


Ссылка на сообщение17 ноября 15:41
Вообще в чистом виде героизм ради героизма у АБС присутствует только в рассказе АНС «Первые». Хотя его отголоски имеют место и в СБТ, и даже в какой-то степени в авантюрном поведении Юрковского и Крутикова в «Стажёрах». При этом уже и программные «Десантники» тоже написаны.
 


Ссылка на сообщение17 ноября 15:52
ну и фразу сварщика-стажера про «героически погибнуть» в баре Мирза-Чарле не забудем
 


Ссылка на сообщение17 ноября 20:45
Ну, вот это уже явная издевка над светлоликими героями нашей фантастики, мечтающими положить свои жизни на алтарь неважно чего, и вечером того же дня Быков это очень ясно показал все той же фразой :-)))
 


Ссылка на сообщение17 ноября 20:56
ну не издевка
полемика с, скажем так :)
 


Ссылка на сообщение17 ноября 15:45
ну вот у них у всех были личные мотивы
в кино это давно штамп: чувак с «личными мотивами» гробит либо себя либо всех
вот это вот всё
цитата
Я мог бы себе представить, что Анатолий Ермаков сейчас стоит и глядит на яркую звезду над горизонтом. На Венеру. И руки у него… – Дауге помолчал. – Руки у него стиснуты в кулаки, и пальцы белые…

«Он летит мстить и покорять»
 


Ссылка на сообщение17 ноября 20:42
Фрадкина я не читал, но вот у журавлевского Зарубина вообще никаких личных мотивов не было — только гордый девиз, да и тот капитан походя позаимствовал у своего штурмана (или бортмеханика, не помню точно).
 


Ссылка на сообщение17 ноября 20:31
Только куда отнести катастрофу в «Далёкой Радуге»?
 


Ссылка на сообщение18 ноября 22:19
На этот вопрос, кажется, неплохо ответил Павлов в «Мягких зеркалах»: Мы, герои космоса, просто не научились вовремя драпать.
Цитата примерная.

Фрадкина я пробовал читать. Текст повести производит гнетущее впечатление — словно читаешь об изощрённых пытках.
 


Ссылка на сообщение17 ноября 13:28
За Семёнова спасибо! Я в изначальной статье про некоторых авторов с подземоходами в произведениях упомянул. Добавлю про Семёнова.
 


Ссылка на сообщение17 ноября 15:16
:beer:


Ссылка на сообщение17 ноября 15:18
Вот же, всю жизнь думал, что книга в твердом переплете) Сейчас глянул — действительно, была в мягком, потом кто-то переплел в твердую, обложку сверху наклеил) Впрочем, я ее такую и помню — сколько себя) Но роман прекрасный, очень мне в детстве нравился, перечитывал много раз)


Ссылка на сообщение17 ноября 21:37
Напоминает сюжет из «Стажёров»:
цитата
Жилин «Первооткрывателей» уже видел, гораздо интереснее ему было смотреть на Юру и штурмана. Юра глядел на экран, не отрываясь, и только иногда нетерпеливо поправлял на голове тонкий обруч фонодемонстратора. Первооткрыватели страшно нравились ему, а Жилин посмеивался про себя и думал, до чего же нелеп и примитивен этот фильм, особенно если смотришь его не в первый раз и тебе уже за тридцать. Эти подвиги, похожие на упоенное самоистязание, нелепые с начала и до конца, и этот командир Сандерс, которого бы немедленно сместить, намылить ему шею и отправить назад на Землю архивариусом, чтобы не сходил с ума и не губил невинных людей, не имеющих права ему противоречить. И в первую очередь прикончить бы эту истеричку Прасковину, кажется, — послать ее в джунгли одну, раз уж у нее так пятки чешутся. Ну и экипаж подобрался! Сплошные самоубийцы с инфантильным интеллектом. Доктор был неплох, но автор прикончил его с самого начала, видимо, чтобы никто не мешал идиотскому замыслу ополоумевшего командира.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 ноября 21:46
Не исключено, что братья читали «Пленников пылающей бездны».


Ссылка на сообщение18 ноября 23:30
Ещё есть интересный сборник «На прозрачной планете» Георгия Гуревича, там тоже о подземных приключениях.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 23:32
Надо полистать, он у меня есть.
 


Ссылка на сообщение19 ноября 14:30
Странно, если б не было :))
 


Ссылка на сообщение24 ноября 18:25
:beer:


⇑ Наверх