Издатель, писатель, редактор, переводчик, председатель оргкомитета Конгресса фантастов России «Странник», руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего» Николай Ютанов в радиоклубе «Говоря, говори».
Стенограмма полностью здесь:
http://finam.fm/archive-view/2701/
А это отрывок:
ЮТАНОВ: Была секция фантастики. Меня интересовало другое. Меня интересовала не статусная жизнь какого-то, так сказать, управляющего големщика, который этим всем руководил, – меня интересовали, наоборот, персоны, личности. И вот в семинаре Стругацкого возникли писатели такого мирового класса, как Андрей Столяров, Вячеслав Рыбаков и другие. Я бывал на сборах писательских, которые проводились писательской организацией молодых писателей-фантастов. Они проходили сначала под Москвой, в Малеевке, в доме творчества, а когда я там уже начал появляться, это было уже в Дубулты.
АЛЕКСЕЕВ: Юрмала.
ЮТАНОВ: Да. Там я познакомился с тем народом, который в дальнейшем стал жертвой моей издательской деятельности. И, собственно говоря, вся прелесть была в том, что именно тогда формировалось это понятие писателей-пограничников. С одной стороны, это были очень умные ребята, с высшим образованием, которые обучались на этих семинарах, в этих специальных сообществах под руководством ведущих писателей – там и Аркадий Стругацкий, и Владимир Михайлов, и Дмитрий Биленкин, они как бы задавали тональность, учили писать. Это были как последние линейные корабли империи, создававшиеся для неведомой войны, которая еще не состоялась, не было ее. Но вот они вышли, скажем так, в плавание, были спущены со стапелей, и империя закончилась. Тем самым они были собраны в разного рода издательские группы, львиная доля тех, которые нравились мне. Я с ними был дружен… Я, как правило, с большим числом народа дружен просто по натуре своей, потому, что для меня это важно, если угодно, в рамках текущей передачи, для философского воззрения на жизнь. Дружба для меня это религия… Были собраны эти ребята, была зачата тогда эта знаменитая серия, которая прогремела тогда, называлась она «Новая фантастика». В ней вышла одна книжка Стругацких, новый роман, и вышли книжки Столярова, Лазарчука и Вячеслава Рыбакова.
Должны были еще выйти книжки Михаила Веллера и Бориса Штерна из Киева. Но они не вышли, потому что начался процесс отделения Латвии, а первый наш издательский кооператив находился в Латвии. Они вынуждены были печатать книжки на родном языке, на латышском, и эта тема потихонечку отошла. Поэтому в 90-м году мы сделали свое издательство. В этом году, кстати, двадцать лет, можно поздравить.
АЛЕКСЕЕВ: Поздравляю!
ЮТАНОВ: И именно через них пошли первые книжки, которые стали знамениты. Это и знаменитый «Опоздавшие к лету» Лазарчука, и книжки Рыбакова невероятные, поскольку лежали в рукописях. Это «Очаг на башне», который я сам лично издавал дважды. Коммерчески успешный, что характерно. Тот же самый Сергей Васильевич Лукьяненко. Я с ним познакомился во время командировок.
АЛЕКСЕЕВ: Это «Дневной дозор», «Ночной дозор», и так далее? Для того, чтобы наши слушатели могли…
ЮТАНОВ: Да. Первая его книга, которая вышла у нас, это «Рыцари сорока островов», не менее знаменитая книга. Но эти известны всем. Как говорили про книги Дэна Брауна, что после выхода фильма его книжки читают даже кассиры в супермаркетах. То же самое с Сергеем Васильевичем. Дай бог ему здоровья и успехов, он замечательный писатель, он в состоянии многие сложные вещи изложить чрезвычайно просто, а это уникальная способность. Цветные сны, которые он в своих книгах представляет, они, конечно, чудесны.
АЛЕКСЕЕВ: После этой большой тирады я еще раз хочу напомнить нашим слушателям, что в гостях у клуба «Говоря, говори» Николай Юрьевич Ютанов, руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего», писатель-фантаст, издатель футурологической литературы. Пожалуйста, присоединяйтесь к нашему разговору. Телефон студии 730-73-70 или через сайт www.finam.fm.
А мы продолжаем наш разговор. Вот это сообщество писателей фантастов, коллег, рассуждающих о будущем, футурологов – насколько там было возможно и происходило разделение того специфического языка, на котором вы говорили и писали, с тем, который относится культурно к философии? Хотя, может, этот вопрос или разделение само по себе в этом вопросе поставлено некорректно, и, в общем, человек размышляет и какая разница – язык его сам ведет.
ЮТАНОВ: Не стоит переживаний. У писателей действительно специфическая технология и принцип: язык ведет, талант ведет. Он же впитывает как губка ситуацию окружающего пространства, и вопрос заключается просто в том, чтобы дать в общем потоке всех вот этих переполненных каналов положительной информации господина писателя какую-то информацию особого характера. То есть, когда мы к этому делу пришли, пришли к этому выводу, мы начали выстраивать некоторые писательские сообщества по новой, чтобы не рассыпалось то, что было раньше, и начали делать некоторые позиции, то есть как бы создание регулярных, по крайней мере, представлений, сборов, еще чего-то. Это легло на старые дивные дрожжи сборов любителей фантастики, и как раз именно для этих целей в 1994 году впервые был проведен наш дорогой «Странник», то есть сбор. Слово «Странник» не оттого, что он путешествующий, а оттого, что он странный.
АЛЕКСЕЕВ: «Странник» это ваш фестиваль.
ЮТАНОВ: Да, где мы в 1999 году провели первые бдения писателей о будущем, дискуссии о будущем. Именно в таком формате начали приглашать разных интересных людей от зарубежных писателей до русских реальных философов, практикующих философов. Начали приглашать в разное время, чтобы они выступали, причем не просто в режиме некой «деревянной» трансляции, а именно сообщества, собеседования, представления о таких вещах… Отсутствующий здесь, к сожалению, Олег Игоревич Генисаретский бывал у нас…
АЛЕКСЕЕВ: Я тоже мечтаю совпасть по времени…
ЮТАНОВ: Есть шанс: в сентябре месяце прошу, 25-26 сентября состоится шестнадцатый «Странник», что характерно… В этих дискуссиях принимали участие и Борис Стругацкий, и Роберт Шекли, и Пол Андерсон, то есть писатели, которые представляли собой культовые позиции, так сказать, зарубежных писателей в русской литературе. Потому что Роберт Шекли, который получил прозвище «Роберт Иванович», он даже получил премию Золотого Остапа за то, что он создал такое в русской литературе.
АЛЕКСЕЕВ: А «такое» что?
ЮТАНОВ: Такую удивительную волну структурирования событийности, удивительных скетчей смешных, веселых, близких не только душевно…