НЕВИДИМЫЙ СВЕТ о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > НЕВИДИМЫЙ СВЕТ: о коллективных сборниках советской фантастики конца пятидесятых
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

НЕВИДИМЫЙ СВЕТ: о коллективных сборниках советской фантастики конца пятидесятых

Статья написана 3 ноября 17:08

В 1959 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел ещё один коллективный сборник научно-фантастических и приключенческих рассказов, который назывался "Невидимый свет". Тиражом аж 165 тыс. экземпляров! Составил его Борис Валерьянович Ляпунов (1921 — 1972), советский писатель-популяризатор, журналист, библиограф, один из первых отечественных историков и исследователей фантастики. Он же написал к сборнику небольшое предисловие.


Невидимый свет. — М.: Молодая гвардия, 1959 г. Тираж: 165000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Носкова.


Антология "Невидимый свет" представляет собой нечто вроде противовеса вышедшей в том же 1959 году в "Молодой гвардии" НФ-антологии "Дорога в сто парсеков" (о ней я рассказал в предыдущей своей статье). Дело вот чём. Сборник "Дорога в сто парсеков" включает самые на тот момент свежие, выбивающиеся из парадигмы "ближнего прицела", произведения советских фантастов, как уже известных, так и стремительно набирающих популярность. А в сборнике "Невидимый свет" собраны произведения старые, уже проверенные временем, написанные в двадцатые-тридцатые годы прошлого века. В эту антологию вошли рассказы хорошо известных советским читателям фантастов Александра Беляева, Григория Гребнева, Эммануила Зеликовича и Михаила Зуева-Ордынца.


Титульный лист сборника "Невидимый свет".


Составитель сборника в предисловии пишет: "Наша фантастика зародилась в первые годы существования советской власти; на первых порах в ней было еще много подражания иностранным образцам. Но постепенно она развивалась и крепла. Фантастической и приключенческой литературе отдали дань крупные писатели, работавшие в других жанрах: А. Толстой, В. Катаев, М. Шагинян, С. Григорьев, Л. Никулин и другие. Фантастические произведения создавали ученые, и среди них такие крупные представители науки, как К. Циолковский и В. Обручев. Все больше публиковалось произведений писателей, целиком посвятивших себя этой литературе. Возрождались старые журналы — «Вокруг света», «Мир приключений», появился новый — «Всемирный следопыт», и в них печаталось большое количество произведений отечественных и зарубежных авторов. Различные издательства выпускали серии и библиотеки научной фантастики и приключений... Настоящий сборник является первой попыткой познакомить читателей с некоторыми произведениями научно-фантастической литературы прошлых лет".


Рисунок В. Носкова к рассказу А. Беляева "Невидимый свет".


Теперь продолжу я. В книгу вошли три рассказа отечественного классика фантастики Александра Беляева. Открывает сборник его рассказ "Невидимый свет" (первая публикация в журнале «Вокруг света» №1, 1938 г.). Потерявший зрение электромонтёр Доббель соглашается на участие в эксперименте доктора Крусса, который берёт Доббеля на полное довольствие и вживляет слепому электроноскоп, позволяющий воспринимать излучение электронов, электрический ток и магнитные поля. Эта способность делает Доббеля востребованным и популярным.


Иллюстрация И. Пчелко к рассказу "Невидимый свет" из 8-го тома собрания сочинений А. Беляева (М.: Молодая гвардия, 1964 г.)


Через некоторое время Крусс возвращает своему подопытному нормальное зрение, но Доббель с обычными глазами не может найти работу и никому не нужен. Доббель просит доктора снова ослепить его. Крусс, уже запатентовавший изобретённый им новый прибор, заменяющий человека-электроскопа, отказывает. Электромонтёр уходит в революционеры.


Рисунок В. Носкова к рассказу А. Беляева "Мёртвая голова".

Второй рассказ Беляева в сборнике называется "Мёртвая голова" (впервые опубликован в журнале "Вокруг света" №№ 17-22 за 1928 год). Энтомолог Жозеф Морель в 1912 году отправляется в Бразилию, чтобы открыть и описать новые виды насекомых. Пытаясь поймать огромную бабочку разновидности acherontia medor ("мёртвая голова") с размахом крыльев более метра, Морель теряет ориентировку в бразильском лесу.


Рисунок художника А. Шпира к рассказу А. Беляева "Мёртвая голова" в журнале "Вокруг света" (№ 17, 1928 г.).


Чудом спасается от диких зверей, сам дичает, но не бросает науку: строит дом на дереве и занимается исследованиями. Лет через пятнадцать Мореля находят, возвращают в Париж, но психическое здоровье его безвозвратно подорвано. В Париже учёный окончательно сходит с ума и всё время пытается искать «мёртвую голову».


Рисунок В. Носкова к рассказу А. Беляева "Мистер Смех".


Третий рассказ Беляева — "Мистер Смех". Молодой инженер-механик Спольдинг не может найти работу и мечтает разбогатеть. Он знакомится с Лючией Бульвер, которая пытается сочинять музыку, способную управлять человеческими эмоциями. Эта идея близка герою.


Иллюстрация И. Пчелко к рассказу "Мистер смех" из 8-го тома собрания сочинений А. Беляева (М.: Молодая гвардия, 1964 г.).


Спольдинг посвящает себя поискам идеальной формулы смеха. Изучив природу смеха, поработав гегманом (как я понимаю, это что-то вроде нынешнего стендапера) и научившись вызывать у людей безудержный истерический смех, он добивается очень многого: денег, признания, женского внимания. Но за всё нужно расплачиваться и не всегда деньгами...


Рисунок В. Носкова к рассказу Г. Гребнева "Невредимка".


Рассказ Григория Гребнева "Невредимка" был впервые опубликован в журнале «Вокруг света» (№ 3, 1939 г.). Кстати, об этом писателе, которого профессиональные любители фантастики знают, как автора популярного в своё время романа "Арктания" (1937), я писал на в материале "Книги советского фантаста Григория Гребнева в моей библиотеке".


Заставка художника Г. Фитингофа к рассказу Г. Гребнева "Невредимка" в журнале «Вокруг света» № 3, 1939 г.


Доктор физико-математических наук Санто Год, "почитатель и продолжатель работ великого Герца", изобретает сверхмощный вибратор "эмасферы", создающий на некотором расстоянии от себя сферу циркулирующих по кругу электромагнитных волн совершенно нового, доселе в науке неизвестного вида...

Полностью читать здесь.





535
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 ноября 17:32
В отличие от сборника «Дорога в сто парсеков», все произведения этого сборника безнадёжно устарели ещё к моменту его выхода, а ныне вовсе представляют интерес сугубо исторический. Причём с точки зрения истории нашей фантастики интерес представляют именно первопубликации, а не их перепечатка 20-30 лет спустя. Сборник откровенно неудачный. ИМХО.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:31
ну, я не был бы столь категоричным
это было скорее издательское исследование того, насколько интересны читателю довоенные истории, потому что война (и не только — Зуев-Ордынец только недавно был реабилитирован, а родственники Беляева вернулись из ссылки) серьёзно связь времен порвала.
Издательский маховик раскручивался, серии и сборники надо было наполнять. С другой стороны, совсем скоро подоспеет молодёжь, которая старую фантастику и «похоронит»
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:43
Про Зуева-Ордынца ты правильно подметил. Дали заработать бывшему политическому зэку, уже реабилитированному, но всё равно — благое дело.
Ну и, как я написал выше, этот кондовый сборник был для «Молодой гвардии» чем-то вроде противовеса, ею же выпущенной «Дороге в сто парсеков». Мол, смотрите — у нас и правильная фантастика есть.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 19:09
Наблюдение интересное, только «Невидимый свет» подписан к печати 23 января, а «Дорога в сто парсеков» — 22 августа. Т.е. получается как бы наоборот: то в противовес этому. :-)
 


Ссылка на сообщение3 ноября 19:18
Заблаговременное получение «индульгенции»? ;-)
 


Ссылка на сообщение3 ноября 19:21
Да. Знали, что запланировано к выходу. Планы очень заблаговременно составлялись.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 19:18
По подписанию в печать трудно судить, мог год пройти до попадания в продажу. В 59-м году много чего вышло: «Невидимый свет» , «Ночь у мазара», «Дорога в сто парсеков», два альманаха «Мир приключений» (4-й и 5-й выпуски), лениздатовская антология «В мире фантастики и приключений»...
 


Ссылка на сообщение3 ноября 20:30
В РНБ у «Невидимого света» шифр — 59-3/1964, у «Дороги в сто парсеков» — 59-3/6038, так что первый сборник прибыл в библиотеку значительно раньше.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:13
Сути дела не меняет. Противовес вышел раньше)


Ссылка на сообщение3 ноября 18:03
О — для меня это знаковый сборник. Меня именно на нём замели в ментовку в 1980-м.
Дело так было: мужик пришёл к букину и принёс этот сборник. Не помню, какой номинал на нём был, но мужик на бутылку просил. Ну я дал ему трёшку, забрал сборник и нас обоих сразу повязали. Оказывается, он его вынес из квартиры, где старушка умерла, ну и сразу понёс продавать. Короче, просидел я целый день в обезьяннике, сборник конфисковали в пользу соввласти, меня потом отпустили, сказали в следующий раз легко не отделаюсь, на мужика дело завели. :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:15
Замечательная история! Кстати, был тут недавно у нас в редакции в гостях депутат Госдумы от КПРФ Олег СМОЛИН (он слепой, но в то же время депутатствует с 1990 года) и с восторгом рассказывал о рассказе Майка ГЕЛПРИНА «Свеча горела».
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:29
Не знал, что он слепой, но статью его видел. На мой взгляд, он прочитал этот рассказ определённым органом — не пойму только репродуктивным или пищеварительным. :)
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:34
Нечто подобное было со мной сорок лет назад в ленинградском Доме книги. Там на лестничной площадке мне предложили книгу. Взяв её в руки, я тут же был задержан, жучок же успел смыться. Книжка была настолько недефицитной (лениздатовский «Князь Серебряный» 1983 года, выпущенный огромным тиражом 800 тыс. экз.), что менты меня почти сразу отпустили. Но книжку забрали.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:10
То есть, менты сами устраивали провокации? Или просто дежурили в доходных для них местах?
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:12
Конечно. Вместе с «агентами».
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:18
Понятное дело забрали. Менты потом их сами толкали перекупщикам. Помню, после облавы на чёрном рынке, когда человек пятьдесят повязали и книги все конфисковали, менты ещё неделю их к букинам носили. :)
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:25
На «Трубе»? Которая была до «Крупы» в районе Ульянки? Наблюдал там облавы, да. Там и спрятаться продавцам некуда — чистое поле) До «Трубы» что-то ещё было, но я не застал.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:49
Ага, там. Спрятаться негде было. Но через поле если пробежать, там была зона отчуждения аэропорта и всякая хня стояла — типа склады, бараки, жилиые домики для строителей. Вот туда я однажды бежал — через всё поле с сумкой книг. Добежал и укрылся в собачьей будке. Менты и дотуда добрались, кого нашли, там и повязали. Мне повезло — в будку они заглянуть не допёрли
 


Ссылка на сообщение4 ноября 00:12
:)
 


Ссылка на сообщение3 ноября 18:38
цитата MikeGel
Не помню, какой номинал на нём был
4 р. 40 к. Вот фоточка с Мешка. То есть, 44 коп. в ценах после реформы 1961 года.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 19:22
Я б мог сказать, книжка у меня есть)


Ссылка на сообщение3 ноября 19:27
А мне он нравится. Перечитывал много раз, особенно Беляева. Может потому, что с детства стоит на полке
и надо просто взять и вспомнить как с удовольствием читал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 21:51
цитата
А мне он нравится. Перечитывал много раз, особенно Беляева.


Примерно, как мне «Гриада» Колпакова, которую читал в шесть лет. На полке стоит. Посматриваю, но перечитывать боюсь)

Но Беляев-то — не Колпаков. Беляев — признанный классик.


Ссылка на сообщение3 ноября 22:10
Причем тут классик! Вообще не признаю этого слова. Есть произведения которые нравятся, и есть полная
чушь у так называемых.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 ноября 00:09
цитата
Причем тут классик! Вообще не признаю этого слова.


Как говорил Жириновский, «объясняю».
При том, что мне в глубоком детстве понравился Колпаков, но он не стал классиком. Я не могу похвастаться, что в шесть лет безошибочно полюбил классика.
А Беляев — классик. Выходят его собрания сочинений. О нём пишут книги. Произведения Беляева читают, экранизируют. Есть даже Беляевская премия. Выходит, вы-то с детства полюбили произведения классика. Хоть и не признаёте слово, а оно существует. Я в восхищении.


Ссылка на сообщениепозавчера в 22:24
Сборник довоенной фантастики. Но рисунки уже по тому времени модерновые.
Кстати, Беляева активно начали снова печатать лишь году в 1956-1957, а до этого он был в полуумолчании.


⇑ Наверх