14. В рубрике «Рецензии»:
Павел Матушек рассматривает три книги, посвященные рассмотрению весьма необычных (в сопоставлении) тем, о чем говорит уже название рецензии «Смерть, фантастика и поп-культура». Речь идет о романе американского писателя Кевина Брокмейера «Краткая история мертвых» (Kevin Brockmeier “Krótka historia umarlych”. Tłum. Maciej Świerkocki. “Świat Książki”, 2009), романе мозамбикского писателя Миа Коуту «Терраса с плюмерией» (Mia Couto “Taras z uroczynem”. Tłum. Elżbieta Milewska. “Świat książki”, 2009) и романе доминиканского писателя Джуно Диаса «Короткая и необычная жизнь Оскара Вао» (Junot Diaz “Krótki I niezwykły żywot Oskara Wao”. Tłum. Jerzy Kozlowski. “Znak”, 2009); «фантастическая литература имеет естественную тенденцию метафоризировать и разлагать на составляющие такие основные вопросы, как смысл жизни, существование или несуществование Бога, неизбежность смерти и размышления о том, как будет выглядеть жизнь по другую сторону. Конечно, не все книги, посвященные подобным темам, делают это одинаково успешно, но каждая из них, безусловно, отражает универсальные закономерности, формирующие современную культуру»;
Якуб Винярский сообщает об издании на польском языке книги российского писателя Владимира Набокова «Ада, или Радости страсти. Семейная хроника» (Vladimir Nabokov “Ada albo Żar. Kronika rodzinna” – это “Ada or Ardor: A Famile Chronicle”, 1969. Przekład, komentarz I posłowie Leszek Engelking. “Muza”, Warzawa, 2009), написанной в жанре альтернативной истории;
Конрад Годлевский в общем хвалит роман польского писателя Давида Юрашека «Белый тигр» (Dawid Juraszek “Biały Tygrys”. “Fabryka Słów”, Lublin, 2009); «Самыми шокирующими памятниками прошлого Китая являются храмы, в которых изображен Ад. Красочные скульптуры демонов с раздутыми телами евнухов измываются над испуганными грешниками. Они варят их в горячем масле, отрезают им языки, выкалывают глаза и распиливают их дрожащие тела на куски. Или заставляют своих жертв лазить по деревьям, на которых вместо ветвей растут мечи. Я не сомневаюсь, что автору “Белого тигра” во время своего длительного пребывания в Поднебесной пришлось увидеть такой Ад собственными глазами. Его дебютная работа — это частично плутовской роман, частично horror, отсылающий к историям о мстительных духах, которыми наслаждаются жители Дальнего Востока и по сей день. <…> Китай бакалавра Сяо — очень страшное место. Злые демоны таятся повсюду, и защитный амулет полезнее меча. Поведение людей иногда непостижимо, потому что обусловлено действием сверхъестественных факторов. Жадность, гордость и хитрость толкают героев на поступки, имеющие драматические и фантастические последствия. Столь жесткое переплетение мира человека и духа до недавнего времени было предметом повсеместно распространённой в Китае веры. И даже сегодня суеверия чувствуют себя там как дома, не затронутые ни идеологией коммунистической партии, ни техническим прогрессом. Юрашек хорошо понимает эту традицию. “Белый тигр” не может похвастаться психологической глубиной своих персонажей, но отлично работает как захватывающий приключенческий роман. Прежде всего, он сохраняет удивительную атмосферу китайской классики, вдохновлявшей автора, которая, к сожалению, до сих пор остается мало известной в Польше и на Западе»;
Ежи Жимовский знакомит с романом британского писателя Тома Холта «Переносные двери» (Tom Holt “Przenośne drzwi”. Tłum. Tomasz Wiliusz. “Prószyński I S-ka”, 2009); «Юмор – один из основных экспортных товаров Англии. Большая тройка в этой области – Терри Пратчетт. Дуглас Адамс и нашумевший, но пока малоизвестный в Польше Роберт Рэнкин. Сразу за этой тройкой находится Том Холт, автор более двадцати юмористических романов. “”Переносная дверь открывает цикл о фирме “Дж. В. Уэллс и Ко”, насчитывающий к настоящему времени 6 томов»;
Яцек Собота находит достаточно интересным роман французского писателя Бернара Вебера «Танатонавты» (Bernard Weber “Tanatonauci”. Tłum. Oskar Hedemann. “Sonia Draga”, 2009); «Франция ближайшего будущего. Двое друзей еще в детстве заинтересовались проблемой смерти. Они продолжают свои исследования и во взрослой жизни: один из них — анестезиолог, другой — биолог, специализирующийся на феномене спячки животных. При поддержке слегка чокнутого французского президента они проводят рискованные эксперименты, направленные на переход “последнего рубежа”, отправляя на тот свет тысячи преступников, приговоренных к пожизненному заключению, ведь наука требует жертв. Лишь после примерно сотой смерти очередного ”испытуемого” его удается вернуть с того света, и его рассказ оказывается переполненным откровениями. <…> Роман радует иронией и юмором. Очень забавны метафизические описания. В загробной жизни продолжаются столкновения – уже душ: души ортодоксальных евреев сражаются с отрядами душ доминиканцев и исламских террористов. Вебер также красноречиво описывает освоение сверхъестественного поп-культурой, например показывая рекламу на пути в рай. Больше всего мне понравилась реклама кома-колы»;
Иоанна Кулаковская рассказывает о только что попавшем на прилавки польских книжных магазинов «вампирском» романе американской писательницы Челси Квинн Ярбро «Отель “Трансильвания”» (Chelsea Quinn Yarbro “Hotel Transylvania”. Tłum. Radosław Kot. “Rebis”, 2009); «это первый том книжного цикла о графе Сен-Жермене (и, вопреки информации на обложке, второе, слегка переработанное, издание, первое вышло в 1990 году в издательстве “Versus”). Герой романа отнюдь не бездушный монстр. Он чрезвычайно образованный, элегантный джентльмен, талантливый музыкант и любимец дам. К тому же неженатый. Словом, идеал. Книга, несмотря на личность героя и сильное присутствие сатанического круга, имеет мало общего с horror-ом. Это любовно-романтическая история с примесью оккультизма и несколькими садистскими эксцессами, размещенная в живописной обстановке, с характерными персонажами и подчеркнутыми для придания особой окраски социальными реалиями. Сюжет не сложный, мы быстро узнаем, кому не следует доверять. Роман читается с удовольствием, хотя есть несколько моментов настолько претенциозных, что так и хочется вонзить клыки в горло писательницы»;
Рафал Сливяк без особого восторга сообщает об издании очередного (третьего) романа из серии «Господство сумерек» британского писателя Тома Ллойда «Грабитель могил» (Tom Lloyd “Złodziej grobów” – это “The Grave Thief”, 2008. Tłum. Agnieszka Jacewicz. “Rebis”, 2009); «Ллойд изучал политологию и международные отношения, что, несомненно, помогло ему в построении сложной сети интриг и зависимостей, связывающей описываемые племена, отдельных персонажей и их группировки. Хорошо проработанная баталистика и богатство деталей, касающихся вооружения и боевых искусств, также порадуют профессиональных любителей боевой фантастики. А драконы, боевые минотавры и другие представители романного бестиария удовлетворят жажду монстрофилов. Роман не приносит конечных решений, будучи лишь этапом на долгом серийном пути. Он также не выходит за жанровые границы, демонстрируя скорее достаточно солидное писательское мастерство письма, чем новаторские стилистические решения или оригинальность сюжета»;
а Агата Краевская несколько недоуменно разглядывает роман британского писателя Джаспера Кента «Двенадцать» (Jasper Kent “Dwunastu” – это “Twelve”, 2009. Tłum. Agata Kowalczyk, Agnieszka Kabała. “Amber”, 2009); «судя по аннотации на обложке, Джаспер Кент написал роман ужасов. Однако если вы, дорогой читатель, захотите прочитать “Двенадцать”, чтобы испугаться, то будете разочарованы. Этот роман, безусловно следует отнести к исторической фэнтези, и неудивительно, что “Fantasy Book Review” внес его в список ста лучших книг жанра (хотя шестая, слишком уж высокая, позиция в списке удивляет)» (стр. 65 – 68).
15. В рубрике “Felieton”:
Марцин Пшибылек в статье “Serce Maszyny/Сердце машины” размышляет о путях дальнейшего развития «машинного разума» (стр. 77),
a Лукаш Орбитовский в статье “Krotki kawałek o przerażeniu” использует рецензию на фильм “The Changeling” (реж. Питер Медак, Канада, 1980) для показа своего взгляда на состояние жанра киноужасов (стр. 78).