Дорога богатырей о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > "Дорога богатырей": о коллективных сборниках советской фантастики пятидесятых
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Дорога богатырей»: о коллективных сборниках советской фантастики пятидесятых

Статья написана 27 октября 13:33

Сборники фантастических рассказов и повестей, фантастические альманахи — это замечательная возможность продемонстрировать интересующемуся читателю срез состояния фантастической литературы в конкретный промежуток времени, соответствующий выходу конкретного издания. Неоднократно высказывались мнения, относительно того, что рассказ больше никому не нужен, что читателя интересует только крупная форма, но дискуссии утихали, а сборники фантастических повестей и рассказов продолжали выходить, отражая на своих страницах судьбу отечественной фантастики. Конечно, сказанное выше справедливо лишь для последних семи десятилетий. И коллективные сборники фантастики разных писателей, и фантастические авторские сборники (с чьей-то фамилией на обложке) стали значительно более активно выходить после переломного для советской фантастики 1957 года, когда в журнале "Техника-молодёжи" появилась "Туманность Андромеды" Ивана Ефремова, "стало можно" и открылись шлюзы.


Дорога богатырей. — М.: Трудрезервиздат, 1949 г. Тираж: 15000 экз. Обложка В. Доброклонского. Иллюстрации В. Доброклонского, В. Ладягина, В. Милашевского.


Литературовед Анатолий Бритиков в своей монографии "Русский советский научно-фантастический роман" (1970) пишет: "Еще недавно печаталось не более 10 фантастических книжек в год и среди них одна-две сколько-нибудь заметные. Появление в «Технике – молодежи» за 1957 г. «Туманности Андромеды» стало как бы призывным сигналом. Буквально за несколько лет все изменилось. Только с 1963 г. выходит ежегодно более чем 80 фантастических произведений. Если учитывать переводы, то эта цифра возрастает вдвое. В 1965 г. было зарегистрировано 315 публикаций. За семилетие же, с 1959 по 1965 г., на русском языке опубликовано 1266 произведений научной фантастики общим тиражом около 140 миллионов. Предоставивший нам эти сведения писатель А. Мееров подсчитал, что за последние полтора десятка лет вышло столько же фантастических произведений, сколько за предшествовавшие тридцать пять". Бритиков говорит о чуть более позднем времени, чем я рассматриваю сейчас в своей статье, но тенденция к увеличению количества выходящих ежегодно фантастических книжек хорошо заметна в СССР уже с 1959 года. Кстати, данные приведённые Бритиковым в целом совпадают с числами в «Записке Отдела Пропаганды и агитации ЦК КПСС о недостатках в издании научно-фантастической литературы» от 5 марта 1966 г., которую я цитировал в своей записи (см. "В фантастическое будущее — с фантастическим прошлым!").


Мир приключений. — М.: Детгиз, 1955 г. Тираж: 90000 экз. Альманах № 1. Приключенческие и фантастические повести.


Я снял со своих книжных полок несколько коллективных фантастических сборников, изданных в пятидесятые годы. За десятилетие, прошедшее с момента издания одного из них, антологии "Дорога богатырей" в 1949 году, до выхода сразу нескольких сборников научно-фантастических повестей и рассказов ("Невидимый свет" , "Ночь у мазара" и "Дорога в сто парсеков") в 1959 году, многое изменилось. Похоже, 1959 год был для сборников фантастики прорывным. В этом же году, кроме сборников, упомянутых выше, в Детлите вышли два здоровенных альманаха "Мир приключений" (4-й и 5-й выпуски), а ещё была лениздатовская антология "В мире фантастики и приключений". Я сейчас перечисляю только то, что есть в моей библиотеке (авторские сборники исключаю), хотя мог что-то и пропустить, ведь у меня, естественно, имеется не всё, что было за эти десять лет издано.


Мир приключений. — М.: Детгиз, 1959 г. Альманах № 4. Приключенческие и фантастические повести, рассказы, очерки. Тираж: 90000 экз.


Кстати, на всякий случай, посмотрел в библиографии, составленной Б. Ляпуновым (той, что дана в монографии А. Ф. Бритикова "Русский советский научно-фантастический роман"), какие коллективные сборники фантастики были изданы в тридцатые-сороковые годы прошлого века. С некоторым удивлением обнаружил там лишь стоящую у меня на полке "Дорогу богатырей" (1949). И всё. После неё, с 1949 г. до переломного 1957 г. вышли только два сборника: "На грани возможного" (1950) Горьковского областного государственного издательства с повестями и рассказами В. Немцова, Г. Гуревича, И. Ефремова, В. Охотникова и В. Сапарина (Владимир Немцов идёт в оглавлении первым, как флагман фантастики ближнего прицела) и "Голос моря" (1952), напечатанный в Трудрезервиздате, с тремя НФ-повестями разных авторов (В. Сапарина, В. Охотникова и Вал. Иванова), рассказывающими о научных исследованиях.


Голос моря. — М.: Трудрезервиздат, 1952 г. Тираж: 75000 экз. + 15000 экз. (доп. тираж). На грани возможного. — Горький: Горьковское областное государственное издательство, 1950 г. Тираж: 15000 экз.


Почему-то за бортом библиографии Б. Ляпунова остались все вышедшие в пятидесятые годы альманахи "Мир приключений", соответственно изданные: №1 — в 1955 г., №2 — в 1956 г., №3 — в 1957 г., №№ 4 и 5 — в 1959 г. Возможно, причина в том, что в "Мирах приключений" печаталась не только фантастика. Эти книжки увеличенного формата (первые восемь выпусков — ну очень большие!) с множеством иллюстраций (к сожалению, с годами рисунки в "Мирах приключений" постепенно исчезли) были для детей того времени настоящим кладезем захватывающих историй. Единственной проблемой, сопутствующей гигантской популярности альманахов было то, что даже при тиражах в сто и более тысяч экземпляров эти издания не всегда оказывались доступны всем желающим, а в библиотеках часто "зачитывались" в смысле прямом — до дыр, и в смысле переносном — некоторые недобросовестные личности попросту "переносили" их из библиотек к себе домой, не записав в карточку читателя.


Ночь у мазара. — Л.: Детгиз, 1959 г. В этом сборнике был опубликован первый фантастический рассказ А. Шалимова, название рассказа стала названием сборника.


Не нашёл я в библиографии Ляпунова и сборника научно-фантастических и приключенческих повестей, рассказов, очерков "Ночь у мазара" (1959), вышедший в ленинградском Детлите. Фантастики в этой толстой книге (616 стр.) увеличенного формата мало. Открывает книгу фантастический рассказ "Ночь у мазара" ленинградского писателя и геолога Александра Шалимова о встрече со "снеговыми шайтанами". Этот рассказ и дал название всему сборнику. Между прочим, это самый первый, дебютный рассказ А. Шалимова, написанный ещё перед Великой Отечественной войной, но опубликованный лишь в конце пятидесятых. Кстати, я был знаком с Александром Ивановичем (писал о Шалимове в статье "Фантаст Александр Шалимов и День космонавтики"). Замечу, что очень красивым и поэтичным языком вещь написана. Писатель рассказывал, что финал "Ночи у мазара" он требованию редактора переделал: случившееся в рассказе с его персонажами на реке Кафандар в Таджикистане пришлось объяснить галлюцинациями, возникшими под воздействием испарений ядовитых эфироносных растений.



Полностью статью читать здесь: ДОРОГА БОГАТЫРЕЙ: о коллективных сборниках советской фантастики пятидесятых





774
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 октября 13:46
Шрифты потрясающие.


Ссылка на сообщение27 октября 14:20
цитата Lartis
Писатель рассказывал, что финал «Ночи у мазара» он требованию редактора переделал: случившееся в рассказе с его персонажами на реке Кафандар в Таджикистане пришлось объяснить галлюцинациями, возникшими под воздействием испарений ядовитых эфироносных растений.

Ага, то-то мне, когда я читал «Ночь у мазара», показалось, что растения тут как-то совсем не в тему. В отзыве на рассказ отметил, почему: странное чувство у геолога возникло впервые в ущелье, где были одни камни и никаких растений. Теперь-то понятно, почему :-)

За статью спасибо, возьму кое-что из перечисленного на заметку. Старая советская фантастика мне в общем нравится, но об этих старых сборниках я ничего не знал — вот разве что та же «Ночь у мазара». Кстати, интересно было бы узнать, каким образом в этот сборник затесался среди рассказов наших тогдашних авторов отрывок из кларковских «Островов в небе»...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 15:30
цитата
каким образом в этот сборник затесался среди рассказов наших тогдашних авторов отрывок из кларковских «Островов в небе»...

наверное, потому, что его Лев Рубинштейн проиллюстрировал (см. мою статью полностью по ссылке внизу)


Ссылка на сообщение27 октября 14:47
цитата Lartis
вышедшие в пятидесятые годы альманахи «Мир приключений»

В первом выпуске МП фантастики вообще не было (сказку Фаста не могу к ней отнести); во втором — только маленький пародийный рассказ Гамильтона. По-настоящему фантастика в альманахе только с четвёртого выпуска началась, в котором были напечатаны сразу две большие повести Ляшенко и Савченко.


Ссылка на сообщение27 октября 15:20
говоря о « Дороге богатырей» надо бы сказать и о супере к этой книге
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 15:26
Обратите внимание на то, что сказано в конце этой записи.
 


Ссылка на сообщение27 октября 17:49
А что с ним особенного, с супером тем?
 


Ссылка на сообщение27 октября 18:40
первый послевоенный фантастический супер, полагаю
 


Ссылка на сообщение27 октября 20:09
Да хоть десятый. Элемент упаковки ведь.
 


Ссылка на сообщение27 октября 20:33
не, давно элемент истории
истории нашего фантастического книгоиздания
истории нашего книжного оформления
 


Ссылка на сообщение27 октября 21:33
Да кто ж против-то? Только отключать один из жанров из общего книжного потока неверно. Было решение примерно в 1936 году — запретить делать суперобложки на книгах, ибо трата бумаги. Пострадали в том числе две фантастические книги, подготовленные Academia, вот тут они в конце списка, видно же что без суперов совсем не то получилось:
https://fantlab.ru/ser...

И значит интересно было бы узнать когда суперобложки снова разрешили. Вообще, а на фантастику, приключения, или классику — это уже частности.
 


Ссылка на сообщение27 октября 21:43
цитата С.Соболев
Да кто ж против-то?

а никто не против
только крупнейшая коллекция, заметь, советских довоенных суперов отчего-то в Нью-Йорке
а так все за
 


Ссылка на сообщение27 октября 21:53
И супер к перевёртышу туда же переместился.


Ссылка на сообщение27 октября 16:18
цитата Lartis
Почему-то за бортом библиографии Б. Ляпунова остались все вышедшие в пятидесятые годы альманахи «Мир приключений»
Они есть в отдельной книге Ляпунова «В мире мечты» (1970). Видимо потому, что там фантастики очень мало по отношению к общему объёму: выявлена только в трёх выпусках (1, 4 и 5) с одним-двумя произведениями.

P.S. А, ещё зарубежные произведения: № 1 — Фаст, № 2 — Гамильтон.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 18:36
Да, я так и подумал.
А Ляпунова «В мире мечты» у меня на бумаге нет.


Ссылка на сообщение27 октября 16:26
цитата Lartis
Не нашёл я в библиографии Ляпунова и сборника научно-фантастических и приключенческих повестей, рассказов, очерков «Ночь у мазара» (1959), вышедший в ленинградском Детлите.
Тоже есть в сольном Ляпунове, но указан только очерк Кларка.


Ссылка на сообщение27 октября 22:04
Иллюстрации к повести «Дорога богатырей» в сборнике 1949 г. — Владимира Милашевского.
Годом ранее в рамке вышла «Страна Дремучих трав» с его иллюстрациями, со схожей фабулой: люди маленькие, насекомые (по сравнению сними) — гигантские.
Наверняка редактор «Дороги богатырей» пригласил именно Милашевского для иллюстрирования, так как стиль у него был уже отработан.


⇑ Наверх