ИЗ ПЕПЛА Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ИЗ ПЕПЛА ("Nowa Fantastyka" 233 (326) 11/2009). Часть 4
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ИЗ ПЕПЛА («Nowa Fantastyka» 233 (326) 11/2009). Часть 4

Статья написана 28 октября 2024 г. 11:52

(ЖАЖДА РАЗРУШЕНИЯ – продолжение1)

Ходячий холокост

На волне успеха «Годзиллы» всё новые и новые резиновые монстры разрушали очередные макеты городов (доводя энтузиастов моделирования до сердечного приступа), практикуя каратэ на столь же резиновых противниках.

Следует упомянуть брата Годзиллы, который младше его на 12 лет, японского супермена по имени Ультрачеловек (Ультрамэн), титульного героя телесериала «Ультрамэн» (1966–1967, “Ultraman”).

Когда в ближайшем будущем (то есть в 1990-е годы) на Землю вторгаются космические монстры, на их пути встает специальное подразделение (называемое «Научным патрулем»), оснащенное по последнему слову техники. Одним из членов группы является Хаята Шин (Shin Hayata). Его жизненная энергия оказалась связанной — в результате аварии космического корабля — с могущественным инопланетянином Ультрамэном. Теперь с помощью «бета-капсулы» Хаята может превращаться в гигантского серебристого гуманоида.

Время трансформации ограничено накопленной солнечной энергией — ее как раз достаточно, чтобы вести решающую битву с монстром (которого играл актер Накадзима Харуо, тот самый, который играл Годзиллу) в финальной сцене 24-минутного эпизода. У сериала было множество продолжений (создаваемых до сих пор) и последователей. На Западе самым известным является американизированный сериал «Могучие рейнджеры» (“Power Rangers”): там, чтобы сравняться в росте с гигантскими чудовищами, команда человеческих героев сидит за штурвалом гигантского робота-трансформера.

Этот исполненный пафоса (подобно американским комиксам о супергероях) жанр спустя годы стал объектом пародирования и деконструкции. Одним из наиболее интересных фильмов является андерграундная классика японского киберпанка «Тэцуо-железный человек» (1989, “Tatsuo”) — история о человеке, который случайно убивает свихнувшегося на пункте металла фетишиста, а затем, преследуемый заключенным в металле духом умершего, однажды начинает превращаться в монстра, ходячую кучу металлолома.

В конце этой сюрреалистически-индустриальной истории происходит поединок двух металлических монстров, в котором они сливаются в один кибернетический организм и отправляются покорять мир, дабы «превратить его в металл» и позволить ему «покрыться ржавчиной».

Подобным образом использовал в своих произведениях тему сверхчеловека-разрушителя Отомо Кацухиро (Katsuhiro Otomo). Главный герой комикса «Акира» (1982-1990, “Akira”) — результат эксперимента военных учёных, направленного на стимуляцию скрытого «псионического» потенциала человека. Несмотря на трагические результаты исследования (взрыв посреди города) и прошедшие 38 лет, эксперимент продолжается.

Тэцуо, закомплексованный юный член байкерской банды, открывает наличие у себя парапсихологических способностей после происшествия с участием одного из объектов военно-научных исследований. Исследователи оказываются не в состоянии обуздать могущество Тэцуо, который мутирует, разрастаясь неконтролируемым образом в отвратительную гору плоти и крови. И история повторяется. Трудно не заметить очередного родства с Годзиллой — за холокостом снова стоят военные учёные. То же самое в новелле «Вонючая бомба» (“Stink Bomb”) из анимационной антологии «Воспоминания» по сценарию Отомо Кацухиро.

Здесь, однако, виновником разрушения является не панк, а ничего не подозревающий обычный человек, который глотает экспериментальную таблетку (думая, что это лекарство от насморка). Под ее воздействием он превращается в биологическое оружие -- его тело выделяет смертоносный газ, чего он до конца не осознает -- и отправляется, чтобы доставить посылку, неся смерть и разрушения большому городу. Есть что-то символическое в том, сколь много зла в мире происходит из-за невежества или безразличия таких «обычных» людей.

Превращение человека в машину является также темой комикса и сериала «Сайкано» (“Saikano”). В ближайшем будущем Япония находится в состоянии войны (точно не известно с кем — американцами, французами или всем миром, в котором это происходит), и для защиты от атак военные учёные создают «вундерваффе» — мощного киборга, сочетание человека и машины.

Наилучших результатов синхронизации с чудесным оружием добивается застенчивая старшеклассница Чисэ (это один из архетипов японской научной фантастики), и это она становится человеческим фактором. С каждым боем огромная машина отнимает у Чисэ все больше функций контроля, пожирая и тело ее, и душу. В финале Чисэ теряет контроль над машиной, способной расти и усваивать новые части: происходит апокалипсис, после которого из всей человеческой расы в живых остается только Сюдзи, школьная любовь Чисэ.

(Продолжение следует)





61
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх