СУДНЫЕ ДНИ Адам


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Хельг» > СУДНЫЕ ДНИ Адам Нэвилл
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

СУДНЫЕ ДНИ Адам Нэвилл

Статья написана 17 октября 13:49

Нэвилловский счёт у меня 1:1. Если "Ритуал" зашёл мне со свистом, и оставил лёгкое сожаление, что не я написал эту книгу, то "Дом малых теней" шёл настолько тягомотно, что закончил я только на морально-волевых. И вот третье знакомство с одним из самых востребованных хоррорщиков современности. Слоупок дотянулся до "Судных дней".

Коротко: главный герой — документальщик. Снял несколько культовых в узких кругах околомистических фильмов, и сел на финансовую мель. Чудес, вроде как, не бывает, но герой получает чудесное предложение — снять документалку о секте "Судные дни", чья история закончилась кровавым массовым убийством в пустыне Сонора. В перспективе маячит не только решение всех проблем с долгами, но и возможность снять что-то действительно крутое. Ну и, само собой, все легенды о секте оказываются правдой.

Две трети книги построены, как серия интервью, которые герой берёт для новой документалки. Выжившие члены секты, очевидцы, следователи. Локации, где секта проживала по несколько лет. Нэвилл изучил немало источников о закрытых псевдорелигиозных сообществах, и это заметно. По крайней мере ваш попкорный слоупок не заметил расхождений с теми свидетельствами бывших сектантов, что читал сам. Подавление воли. Расчеловечивание. Физическое и сексуальное насилие. Мифологизация лидера. И всё это с толикой мистики, первое время неясной, зыбкой. Такую вполне можно списать на наркотики и психологическое давление, которому подвергались сектанты.

Нэвилл чётко следует завету дедушки Кинга — не показывай монстра столько, сколько это возможно. Всё это время читателя пугают гнетущей атмосферой, тенями, рисунками и характерным звукорядом. Иногда что-то неясное запечатлеют камеры, но по факту впервые "кровавый друг" появляется во плоти лишь ближе к финалу. К сожалению, приём этот имеет обратную сторону. Стоит монстру, которого долго скрывали, появиться, как он тут же перестаёт быть страшным, от слова совсем. Не избежали этой участи и "кровавые друзья". Первое появление — да, эффектно и бодро. Все последующие — а, снова они? Эммм... нуштош...

Тем не менее, сюжет заскучать не даёт, несмотря на то, что построен он, как документалка. Герои не выглядят клиническими идиотами — они прекрасно видят, к чему всё идёт, но бросить не могут из любви к искусству. Да и, чёрт возьми, тайна манит! Они прикоснулись к чему-то за пределами человеческого понимания. Как тут отступиться, не выяснив до конца. А потом наступает момент, когда отступить тебе уже не дают.

На этом фоне странноватым выглядит финал. Из тягучей атмосферы читатель резко ныряет в очередную часть франшизы "Doom", и приподняв бровь следит за коридорными пострелушками. Такой подход многим может показаться избыточно резким, но лично я вижу в нём попытку Нэвилла как-то оживить стандартную, в общем-то, историю о проклятом культе, и несколько расширить рамки хоррор-архетипов. Удачно, нет ли — каждый решит для себя сам. Скажу так, мне понравилась сама попытка.

К сожалению, в этом моменте кровавые друзья окончательно перестают быть жуткими, и превращаются в расходную монстроту из компьютерной игры. Однако автор доводит таки историю до логического завершения, и даже провешивает более-менее оптимистичный финал. Да, можно попенять на безразличие к судьбе некоторых второстепенных героев. Да, можно устало вздохнуть от очередного (!) внезапного (!) пространного (и к тому же нахрен ненужного) сравнения Сталина с Гитлером. Но в целом получился неплохой образчик страшной литературы. Крепкий и лёгкий. Который напомнил мне, за что же я, когда-то давным-давно, влюбился в этот жанр.

За сим всё. Приятного чтения всем, кто ещё читает!





760
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 октября 14:12
Знаю, что многие со мной не согласятся, но, как мне, концовка однозначно испорчена. Убери автор концовку вообще, и то получилось бы лучше. Начинал читать с восторгом, в конце уже плевался.
Впрочем слитые концовки, судя по всему, — особая фишка Нэвилла. В том же «Ритуале» концовка тоже была — не пришей кобыле хвост.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 14:13
Мне кажется, напротив, многие согласятся. Я, в целом, тоже не то чтобы сильно спорю.
 


Ссылка на сообщение17 октября 15:08
Мне концовка нравится)
 


Ссылка на сообщение17 октября 15:14
И с тобой я тоже не то чтобы сильно спорю )))


Ссылка на сообщение17 октября 19:39
Самый лучший его роман,как по мне.Реально криповый местами — первый раз читал в 2017 -м,лежа в больнице,в угрюмой атмосфере и тишине — очень даже текст взбодрил,что крайне редко происходит с чтение подобной литературы.Весьма кинематографичная книжка — лучше бы ее экранизировали,нежели никакущий Никто не уйдет живым.Собственно,кроме Ритуала,Судных дней и нескольких рассказов ,особо бы ничего не порекомендовал у Нэвилла.Прочитал один роман у него- считай прочитал все,одно и тоже везде))))Хотя и пишет хорошо для своего жанра.Но все равно ,Судные Дни — :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 20:43
Я Нэвилла читаю с большими перерывами, многое успеваю забыть. Так что, пожалуй, попробую войти в эту реку ещё раз.:beer:


Ссылка на сообщение18 октября 09:30
А мне больше всего по нраву «Дом малых теней». Люблю такой ужас сюрреалистический, без опознавания места и событий вокруг.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 октября 09:33
Мне тоже ДМТ понравился больше всего, что читал у Нэвилла. Хотя концовка там тоже подпорчена.
 


Ссылка на сообщение18 октября 14:02
Невилл здорово умеет нагнетать атмосферу. Эдакой Тьмы и страха безысходности. Ну а концовки...думаю, что просто он сам испугался слегка своего же мрака.) И решил разбавить слегка...)
 


Ссылка на сообщение18 октября 10:04
Рискну предположить, что вам и Лиготти нравится)))
Впрочем, ничего не имею против, конечно же. Сам я от такого темпа устаю, и не получаю ни страха, ни удовольствия.
 


Ссылка на сообщение18 октября 10:12
цитата Хельг
Рискну предположить, что вам и Лиготти нравится)))

Не. К Лиготти равнодушен. Именно равнодушен — не склонен как хвалить, так и ругать.
 


Ссылка на сообщение18 октября 10:34
кстати, похожее ощущение. мне Лиготти тоже совершенно ровно.
 


Ссылка на сообщение18 октября 13:56
Да! Лиготти тоже сумел меня удивить. Хотя порог вхождения в его рассказы высокий. Нужно особое настроение, даже не мрачное, а такое потусторонне-сумеречное. Но тем не менее это тоже моё!
 


Ссылка на сообщение18 октября 15:04
Больше хоррора, хорошего и разного, я так считаю. Ключевое слово — «хорошего». Лиготти, как по мне, вполне себе хорош. Просто не мой.
 


Ссылка на сообщение18 октября 15:09
Конечно, само собой! Кому что по вкусу. Хотя творчество Лиготти это не «ужасы». Это именно что потусторонний сюрреализм, который пугающий просто по своей природе. С элементами хоррора.;-)
 


Ссылка на сообщение18 октября 15:18
Чистый, «хороший» ужас это «клатбище домашних жывотных» Кинга. Потом это некоторые романы и рассказы Баркера. Ну и конечно наш любимый Адам Невилл! Его «Багрянец» это настоящий жестокий хоррор. Как и «Никто не уйдёт живым»...;-)
 


Ссылка на сообщение18 октября 16:05
Когда-нибудь доберусь и до «Багрянца». До всего доберусь, непременно.
 


Ссылка на сообщение18 октября 18:50
Это однозначно стоит, потому что один из лучших его романов. Да и для жанра тоже значительная составляющая.
 


Ссылка на сообщение19 октября 00:23
Спасибо, буду иметь в виду


⇑ Наверх