Георгий Сергеевич Мартынов (15.10.1906 — 26.10.1983).
У нас есть повод в очередной раз вспомнить ленинградского фантаста Георгия Мартынова (1906-1983): 15 октября исполнилось 118 лет со дня его рождения. Многие отечественные любители фантастики старшего поколения в детстве зачитывались его романами "Каллисто" (1957), "Каллистяне" (1960), "Звездоплаватели" (1960), "Гость из бездны" (1962), "Гианэя"(1965), "Спираль времени" (1966). Кстати, первая часть объёмной трилогии "Звездоплаватели" под названием "220 дней на звездолёте", рассказывающая о наполненном приключениями полёте на Марс советской космической экспедиции, вышла отдельной книгой в культовой серии Детгиза "Библиотека приключений и научной фантастики" ещё в 1955 году.
Георгий Мартынов. 220 дней на звездолёте. — Л.: Детгиз, 1955 г. Серия: Библиотека приключений и научной фантастики.
Хочу заметить, что социально-философский роман Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", который принято считать поворотным пунктом в развитии советской фантастической литературы и переходом от фантастики близкого прицела к литературе грандиозной мечты и прогнозирования будущих великих достижений (в том числе — космических) был впервые опубликован в журнале "Техника-молодёжи" на два года позже, в 1957 году. Считаю, что наряду с коллегой Иваном Ефремовым писатель Георгий Мартынов внёс своим творчеством в расширение существующего на тот момент привычного диапазона фантастических тем вклад, достойный всяческого уважения. Ведь он создал в своих книгах замечательный мир, в котором человеку подвластно всё, наполнил свои произведения верой в то, что люди могут сами построить для себя светлое будущее...
Некоторые книги Георгия Мартынова из моей библиотеки.
В своё время, прочитав переписку братьев Стругацких 1963-66 гг., я спросил Бориса Стругацкого: "Хотелось бы услышать от вас несколько слов о ленинградском писателе Георгии Мартынове, авторе романов "Гость из бездны", "Каллисто", "Каллистяне", "Гианэя", "Спираль времени". Его фамилия вскользь упоминается в Ваших письмах. Какой он был человек?" Вот что ответил Борис Натанович: "По-моему, он был добряк. Он любил повторять: "Мечтать! Надо мечтать!" Это звучало у него как лозунг, как призыв. И он, безусловно, был романтик, — типичный Романтик с большой буквы, которые и тогда встречались не часто, а сегодня, к началу 21-го века, совсем повывелись. Впрочем, мы редко общались с ним, разве что на заседаниях в Доме писателей. По-моему, он поддерживал дружеские отношения с Иваном Антоновичем Ефремовым, они были чем-то похожи". Да, эту похожесть Мартынова и Ефремова невозможно не увидеть, она заметна и в характерах писателей, и в их ранних произведениях. Писателей роднит как круг исследуемых тем, так и подход к изображению людей будущего и их характеров.
Многие произведения Георгия Мартынова иллюстрировал художник Лев Рубинштейн. Обложка 5-го выпуска альманаха "Мир приключений" (1959) с рисунком Л. Рубинштейна к повести Г. Мартынова "Сестра Земли", которая была в этом выпуске напечатана.
В 6 — 10 лет, младшим школьником (пошёл в школу с шести лет) я, конечно же, страстно поглощал фантастику Георгия Мартынова: затрёпанные до предела книжки "Каллисто" и "Каллистяне" с замечательными иллюстрациями Льва Рубинштейна (подробнее о художнике я писал здесь) нашёл в поселковой библиотеке; роман "Гость из бездны" читал в разрозненных номерах журнала "Смена" за 1961-62 гг., он печатался там под названием "Встреча через века" (отдельную лениздатовскую книжку "Гость из бездны" 62-го года приобрёл значительно позже). А вот книгу "Спираль времени" (1966) купил самолично в год выхода на почте посёлка Комарово за 95 копеек вместе с романом Георгия Гуревича "Мы из Солнечной системы". Подробнее см. здесь. Эти две книги (Мартынов и Гуревич), пожалуй, окончательно тогда утвердили меня в непрошедшей до сих пор любви к фантастике. Много раз перечитывал их в детстве, всегда возил с собой при переездах, они и сегодня со мной. Жаль, без автографов... С Георгием Мартыновым я никогда не встречался, хоть приехал в Ленинград в 1973-м и теоретически это было возможно (Георгий Сергеевич умер в 1983-м). Георгия Гуревича встречал всего несколько раз: в Москве, в 1989 году — на вторых "Ефремовских чтениях", в Ленинграде в 1990-м — на третьих "Ефремовских чтениях" и в 1991-м — на похоронах Аркадия Стругацкого.
Рисунок Л. Рубинштейна к повести Г. Мартынова "Сестра Земли".
Процитирую слова Сергея Плетнева из его статьи о Мартынове "Путешествие в мечту": "Георгий Мартынов из тех кто вел. Он вел в мир-мечту. В мир, устремленный к идеальному и, в тоже время, далекий от совершенства. Вел, а за ним шли. Шли и строили города, штурмовали космос, открывали секреты атомного ядра, стремились к звездам. Мир-мечта. Тем примечательней он, что в нем живут и действуют люди, во всем подобные нам. Они тоже далеко не идеальны. У них наши мечты и желания. Единственное отличие их в том, что все они заняты творческим трудом. Быть может, наша главная Мечта — найти себя, свой смысл жизни. Герои Мартынова делают то, что составляет смысл всей их жизни. Они создают свое будущее. Мир для себя и своих детей. И пусть у них есть проблемы, пусть у них появляются противники. Ерунда. Проблемы решаются. Противники терпят поражение. "Per aspera ad astra" (Через тернии к звездам) — вот основа книг Мартынова. И он стремился, чтобы эти слова стали девизом всего человечества. Заражал своей мечтой. Мы живем в страшное время. С экранов телевизоров, из газет, со страниц многочисленных книг на нас катит гигантская волна из крови и слез. Убийство является настолько обыденной вещью, что сообщение о нем не вызывает абсолютно никаких эмоций (иногда слабый интерес к нездоровой сенсации). Именно сейчас, как никогда, люди нуждаются в чем-то светлом. Именно это светлое, а именно рассказ о светлом будущем дают книги Мартынова".
Форзац романа Г. Мартынова "Гианэя" работы художника Льва Рубинштейна
О Георгии Мартынове и его произведениях написано много хороших слов. О творчестве Георгия Сергеевича писали историки фантастики и критики Анатолий Бритиков, Александр Шалимов, Андрей Балабуха, Евгений Харитонов, Сергей Чебаненко и др. При желании некоторые из этих текстов можно найти в сети. Да я и сам руку приложил. Читайте, например, мою статью "Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!". Этот материал опубликован и в петербургском фантастическом альманахе "Полдень". Кстати, несколько лет назад мне удалось раздобыть одну из первых статей о ленинградском мечтателе — любопытный материал Ольги Хузе "Георгий Мартынов — писатель-фантаст". Этой статьи с интересными сведениями о писателе, напечатанной в 1973 году в сборнике "О литературе для детей", в сети я не нашёл и выложил в материалах о Г. Мартынове в своём канале на Дзене "Владимир Ларионов о книгах, фильмах и не только..." (см. ссылки ниже). Переносить их все в мою колонку на Фантлабе сейчас, к сожалению, совершенно нет времени...
Ещё мои материалы о Георгии Мартынове:
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-1
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-2
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-3
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ — ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-4
Что написал фантаст Георгий Мартынов, кроме романов
Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!" (О романе "Гость из бездны")
Два финала «Гианэи» фантаста Георгия Мартынова
Два Георгия: Георгий Мартынов и Георгий Гуревич
Фантаст Георгий Мартынов — романтик с большой буквы (эпопея "Каллисто")