С некоторым опозданием обнаружил, что художник А.Дудин делал подробные сюиты к двум повестям Белкина — "Выстрелу" и "Метели" ещё в 2002 году для издательства "Белый город" (хорошая была серия небольших классических произведений с приглашением художников-реалистов советской школы)
У меня этого издания нет, фотографии разного качества нашлись на сайтах интернет-магазинов. Посмотрим раннюю версию "Выстрела" (почти полная сюита) и "Метели" (несколько иллюстраций) 2002 года, сравним с поздней версией 2024 года.
В ранней версии Пушкин без кота. Суровая эпоха была в начале века.
1) Сильвио в ранней версии — стройный, с тревогой на челе. Бородка и причёска — скорее, из нашей эпохи.
2) В ранней версии было подробное иллюстрирование сюжета.
3) А вот и сравнение. Сцена ночного бдения — Сильвио поведал рассказчику свою историю. В раннем варианте — расслабленные позы, живые эмоции. В позднем варианте — скованность телесная и эмоциональная. Дудин, конечно, не стал хуже рисовать, почему я и решил, что поздняя сюита — стилизация под станковую живопись русской натуральной школы (картины П.Федотова первыми на ум пришли).
4) Ссора на балу из рассказа Сильвио (ранняя сюита).
5) Ещё одно сравнение двух сюит: сцена дуэли из рассказа Сильвио.
6) И последний скан хорошего качества из ранней сюиты: рассказчик (не Сильвио) в гостях у графа (на стене — простреленная картина). Рисунок по застывшим позам выбивается из ранней сюиты — он был бы по своей форме более уместен в поздней сюите. Ну, значит, подобная техника-стилизация не была чужда художнику и двадцать лет назад.
К "Метели" совсем немного иллюстраций из ранней сюиты удалось найти. В новой сюите 2022 года (ну, как сюита — там две страничных иллюстрации) стилизации под живопись натуральной школы не было. Но эти мотивы обнаружились в ранней сюите 2002 года.
1) Вот Маша с прапорщиком Владимиром клянутся в любви друг другу.
2) Вот жестокая шутка гусара Бурмина в церкви. Тесная композиция, свойственная станковой живописи (сцены церковных венчаний — русская тема).
3) И единственное сравнение: объяснение Маши и Бурмина. По технике никаких изменений. Персонажи чуть перерисованы
В новой иллюстрации скамья дана в неправильной перспективе — ошибка грубая, вызванная, скорее всего тем, что художник осваивал компьютерные технологии и не сделал поправок.