В 1993 году была опубликована не только последняя советская сюита к "Борису Годунову" художника Минаева, но и первая анти-советская (по эстетике) сюита художника Насибулина. Изящный малоформатный томик.
Художник Э.Насибулин — известный график. Его иллюстрации традиционно мало связаны с сюжетом — там общее впечатление, много символики, кошмаров и эротизма. Из-за повторяемости образов, вне зависимости от объекта иллюстрирования, Насибулин довольно однообразен. Но его "Борис Годунов" был смел и свеж.
Рисунков очень много, показываю не все.
Хулиганские рисунки: страшное русское веселье.
Кажется, что стиль художника — высококачественное уличное граффити. Рисункам в книге тесно, они расположены блоками, перетекают один в другой — им нужны длинные бетонные заборы. В этом, конечно, есть своеобразная прелесть. Вот первый блок: творческий процесс Пушкина:
Монархического пиетета Насибулин перед Борисом Годуновым не испытывает.
Муки совести царя изображает страстно.
Семейные сцены — прохладные и провокационные. Вот Борис с наследником Фёдором.
Гришка Отрепьев у художника омерзителен. Дух свободы Девяностых чувствуется: когда ещё фалос вместо человеческого лица можно было опубликовать.
Гришка дик и космат.
Вот он пересекает границу во главе наёмного войска. Пристально вглядывается вдаль. Дикость становится притягательной.
Пушкин с интересом всматривается в мечты чистенькой полячки.
Вот такая пара восходит на русский престол.
Все у Насибулина немытые: и бояре...
...и народ.
Сложно выявить концепцию Насибулина, можно просто полюбоваться виртуозной графикой. Заключительный блок иллюстраций.