Анатолий Корнелиевич


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Анатолий Корнелиевич Виноградов "Осуждение Паганини"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Анатолий Корнелиевич Виноградов «Осуждение Паганини»

Статья написана 23 июня 2010 г. 09:58

Открыла этот роман в 8 утра и закрыла в 2 часа ночи, и то только потому, что он закончился)) Как-то я привыкла считать, что романы-биографии, при всей их интересности, в общем, сложно назвать захватывающими. Не в последнюю очередь потому, что основные события обычно и так давно известны. К тому же вещи, посвященные особенно великим деятелям искусства, обычно отмечены мрачной эмо-романтикой в духе «его никто не понимал, а он *так страдал*! Помню, читала я биографию Шопена, при всей прелести это были такие сопли в сахаре

Так вот, роман про Паганини совсем другой. Он читается как захватывающий детектив, от текста просто не оторваться. Слог одновременно очень насыщенный и очень плавный, так что страницы пролетают совершенно незаметно. Мне кажется, прелесть романа — не в последнюю очередь в прекрасном литературном стиле, действительно прекрасном. Знаете, ощущения просто натянутой струны, постоянного напряжения. Действительно по построению и производимому впечатлению напоминают шквал быстрой музыки, наподобие «Зимы» Вивальди, это так захватывает, что не остановиться.

Отличный момент — очень незаметная работа с источниками. В тексте встречаются общие описания и конкретные эпизоды, явно взятые откуда-то из переписки, воспоминаний о и тд, но они так ловко вписаны в общую структуру, что смотрятся совершенно естественно. При этом совершенно нет тягостных лирических отступлений, какие любят вставлять биографы, например, насчет тоски по родному сараю и размышлений о сущности своего ремесла. Паганиги предстает едким, очень себе на уме человеком, а ни разу не бедным обиженным ангцем. Вызывает жгучий интерес, но не сочувствие. По той простой причине, что человек знал, что делает, на какие жертвы идет, и это все было совершенно не зря. Его никак нельзя назвать жертвой обстоятельств, а все происходящие с ним по вине злопыхателей неприятности — скорее результат его наплевательского отношения к тем сторонам жизни, которые не связаны с работой. Что тоже вполне логично.

Образы самого Паганини и его окружения выписаны совершенно изумительно, они все поголовно очень живые, пусть и не все привлекательные персонажи. Собственно, однозначно положительных персонажей в тексте нет вообще, но есть множество очень интересных. За счет этого роман-биография читается как обычная художественная литература с выдуманными героями, которые подчиняются авторской (злобной) воле. И герои, и сюжет столь же интересны. Нет никакого стандартного преклонения перед личностью Паганини и возведения его в ранг святых (как тоже часто делают биографы). Нет, герой спит с женщинами, сорит деньгами, ссорится с семьей и вообще ведет себя как нормальный живой человек)

В итоге получился достаточно близкий к исторической истине (насколько я могу судить), и при этом необычайно захватывающий, умный и цепляющий роман. Даже не ожидала, что окажется так здорово))





259
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 июня 2010 г. 10:26
Читал в свое время. Да, очень достойный и увлекательный роман.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июня 2010 г. 10:27
:beer:


Ссылка на сообщение8 июля 2010 г. 01:27
Это классика;-). Виноградов вообще интересно пишет, но роман о Паганини — лучший.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июля 2010 г. 09:18
А что у него еще стоит почитать?)
 


Ссылка на сообщение8 июля 2010 г. 10:59
«Три цвета времени», если Вас интересует Стендаль.
 


Ссылка на сообщение8 июля 2010 г. 11:08
Упс, никак нет) Активно не люблю его)
 


Ссылка на сообщение8 июля 2010 г. 11:19
Тогда «Повесть о братьях Тургеневых» (сабж).
 


Ссылка на сообщение8 июля 2010 г. 11:44
спасибо, буду иметь в виду)


⇑ Наверх