Иногда приходится слышать о новых парадигмах в искусстве.
Новая парадигма — что это?
Новая парадигма (англ. New paradigm) — определенный набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются последующая творческая деятельность, включая философские построения, обо,щения и эксперименты в области литературы и искусства. Важный клад в создание парадигмы альтернативизма внесли А. Фоменко, Г. Иллиг, У. Топпер, Я. Кеслер, Г. Носовский, С. Валянский, В. Иванов, Д. Калюжный, А. Жабинский, А. Синельников, А. Бушков, А. Таманский и др.
Новая парадигма в искусстве (англ. New paradigm in art) — принятая художественным сообществом новая модель художественного творчества. Это то, что объединяет членов современного художественного сообщества и, наоборот, художественное сообщество состоит из людей, признающих парадигму альтернативизма в искусстве 21 века.
Альтернативизм
Альтернативизм в искусстве (англ. Аlternativism in art) — совокупность реалистических и нереалистических направлений в литературе и изобразительном искусстве 21 века. В основу альтернативизма легли исследования И. Ньютона, Н. Морозова, Х. Эверетта, М. Менского, Ю. Лебедева и др.
Альтернатива в переводе с латинского означает выбор одной из двух возможностей или другая(ие) возможность(и). Альтернативизм — это идеи, позиции, теории, взгляды, несовпадающие с господствующей точкой зрения в разных сферах человеческой деятельности. Это метод мирной борьбы с застоем в мыслях и действиях.
Художники-альтернативисты — это разведчики, посланные исследовать таинственный ландшафт искусства нашего века. Важный вклад в теорию и практику альтернативизма внес искусствовед и художник Александр Михайлович Жабинский, а авторами пяти Манифестов альтернативизма стали А. Арсова, А. Мадекин, А. Жабинский, О. Киповская и Е. Троянская Третья.
Конструктивный альтернативизм
Конструктивный альтернативизм (англ. Constructive alternativism) — философская установка, сформулированная Дж. Келли в 20 веке, согласно которой реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании «конструктивных альтернатив» (то есть различных точек зрения на реальность, индивидуальных моделей реальности). Примерами конструктивного альтернативизма могут служить книги А.М. Жабинского и Д.В. Калюжного "Другая история искусства" и "Другая история литературы".
Альтернативная история
Альтернативная история (англ. Alternative history) — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. К альтернативной истории можно отнести романы Дж. Оруэлла, Ф. Дика, Р. Харриса, С. Кинга, Г. Гаррисона, У. Гибсона, Б. Стерлинга, В. Набокова, В. Аксенова, М. Первухина, А. Лазарчука, В. Рыбакова, А. Громова, Г. Эрлиха, Х. ван Зайчика и многих других.
Нейропроза
Нейропроза (то же, что альтернативизм в прозе) — вид литературы, в котором для создания прозаического произведения используются нейронные сети в качестве основного или вспомогательного инструмента. Например, см. рассказы Нейро Пепперштейна 2022 г.
Нейроживопись
Нейроживопись (то же, что альтернативизм в живописи) — вид изобразительного искусства, в котором определенную роль играют нейронные сети. Художник создает реалистическое или нереалистическое изображение красками на холсте или другой основе, используя примеры (эскизы), созданные нейросетями согласно промпту.
Промпт — набор правил, которые помогают художнику создавать эскизы (примеры, образцы) художественных произведений. Нейросети генерируют изображения на основе заданных параметров. Например, промпт может определять некоторые характеристики изображения, такие как цвет, форма и размер объектов, и помогает сосредоточиться на основных элементах произведения.
Во всех остальных "новых парадигмах" нет ничего нового!