АГЕНТ НИЗА ОТРОДЬЕ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > АГЕНТ НИЗА: ОТРОДЬЕ ("Nowa Fantastyka" 225 (318) 3/2009). Часть 7
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

АГЕНТ НИЗА: ОТРОДЬЕ («Nowa Fantastyka» 225 (318) 3/2009). Часть 7

Статья написана 27 июля 2024 г. 11:53

11. В рубрике «Publicystyka» размещена статья Кароля Висьневского/Karol Wiśniewski, которая носит название:

/center]

ОНИ ПРОДОЛЖАЮТ ЖИТЬ

(Oni nadal żyją)

Чего можно ожидать от фильма, где некто, которого играет чемпион по рестлингу, обнаруживает, что на Землю вторглись инопланетяне? Уж точно не кассового успеха и культового статуса. Однако в случае с фильмом Джона Карпентера возможно все — спустя 20 лет после премьеры кинолента «Они живут» по-прежнему популярна, и Голливуд уже работает над повторной экранизацией.

Фильм 1988 года закрепил возвращение Джона Карпентера в независимое кино. Контракт, подписанный со студией «Universal», гарантировал ему творческую независимость в обмен на бюджетные ограничения. Однако это последнее не стало проблемой для того, кто был Робертом Родригесом рубежа 1970-х и 1980-х годов, способным при скромном бюджете снять целую серию отличных фильмов: «Нападение на 13-й участок», «Хэллоуин», «Туман», «Побег из Нью-Йорка», «Нечто» -- и все эти фильмы считаются классическими в своем жанре, окупившими затраты на производство в десятикратном размере.

Однако в середине 1980-х талант Карпентера обернулся против него. Благодаря очередным успехам он возглавлял все более крупные проекты, что означало и все более крупные затраты. Но с вместе с увеличением бюджетов его фильмов Карпентер терял над ними творческий контроль, что было слишком большой жертвой для человека, который привык быть и режиссером, и сценаристом, и продюсером, и даже штатным композитором. Чашу горечи переполнил коммерческий провал фильма «Большой переполох в маленьком Китае» 1984 года – ныне очередного авторского произведения со статусом культового. После этого поражения он решил вернуться к своим корням, сняв не очень затратный, но на то время успешный фильм «Князь тьмы». И приступил к работе над фильмом «Они живут» (в российском дубляже «Чужие среди нас». W.).

В основу сюжета лег рассказ «В восемь утра», написанный Рэем Нельсоном и напечатанный в журнале «Fantasy & Science Fiction» в ноябре 1963 года.

Многие годы он ускользал от внимания кинематографистов, пока Нельсон не превратил его в комикс под названием «Nada», который был опубликован в 1986 году в журнале комиксов «Alien Encounters».

Не прошло и недели с момента выхода журнала, как Карпентер связался с Нельсоном. Сценарий был создан относительно быстро, и Нельсон, и Карпенер, а также члены съемочной группы добавляли свои идеи уже во время съемок (поэтому в качестве автора сценария фигурирует вымышленный Фрэнк Армитидж, чьи имя и фамилия — дань уважения писателю Г. Ф. Лавкрафту).

В сценарии сохранена идея литературного оригинала о тихом инопланетном вторжении, происходящим прямо под носом у ничего не подозревающих американцев. Непосредственно в фильм была перенесена концепция скрытых слоганов, призывающих людей к повиновению и потреблению, а также телевидения как всеохватывающего передатчика иллюзии и пропаганды.

Карпентер, однако, существенно расширил сюжет, умело вставив его в социальный контекст Америки 1980-х годов, превратив простую историю о вторжении инопланетян в сложный фильм, который задолго до «Матрицы» поставил вопрос: «А разве наш мир не иллюзия, в которой мы всего лишь чья-то дойная корова? Почему мы получаем от жизни так мало, когда другие получают от нее подозрительно много?»

Идеи Карпентера включали ряд изменений. Он ввел в фильм пессимистический, но очень реалистичный мотив человеческих элит, добровольно продающихся захватчикам. А этих последних изобразил как человекообразных существ с телами, выглядевшими так, словно они находились в состоянии разложения – надо понимать, не только физического, но и морального.

Предателям он противопоставил немногочисленное, но решительное человеческое движение сопротивления, жестоко подавляемого полицией на глазах у ничего не подозревающих обывателей.

Самые большие изменения коснулись главного героя. В новелле это Джордж Нада, рядовой горожанин, случайно обнаруживший вторжение инопланетян. В фильме его место занял Джон Нада – «настоящий американец», человек, живущий трудом своих рук, не колеблющийся в борьбе с численно превосходящим противником. Он, хотя и живет в нищете и видит неправедное богатство элит, остается верным своим идеалам до самого конца.

Новую конструкцию главного героя сформировала сама реальность. 1980-е годы в Америке были периодом рецессии, роста безработицы и усиления социального расслоения. Фермеры и рабочие опасались за свое будущее. Они обвинили правительство и так называемых «яппи», под которыми в строго стереотипном представлении подразумевали молодых бизнесменов без моральных ограничений, для которых решения о закрытии фабрик и рабочих мест были лишь результатами «чистых расчетов». Именно яппи, наряду с японцами, скупавшими в то время США, были самой распространенной интерпретацией кинопришельцев, высасывающих все богатства из Америки.

Научно-фантастическая картина оказалась пропитанной актуальными социальными проблемами, подобно "Робокопу", снятому годом ранее. Сам Карпентер вспоминал, что для некоторых сцен даже не пришлось строить декорации. Речь идет о съемках, сделанных в городке бездомных -- режиссер задействовал в фильме многих его жителей, обеспечив им заработную плату, медицинскую опеку и горячее питание. Однако Карпентер старался при этом подчеркнуть, что он убежденный капиталист, который апеллирует лишь к «капельке человечности». Более того, он считал, что «Они живут» не должны восприниматься всерьез и обратил внимание на появившиеся в фильме юмористические и сатирические акценты.

Сочетание социальной темы с легким шутовством блестяще подчеркнул актер Родди Пайпер – исполнитель главной роли. Тогдашний чемпион по рестлингу неоднократно давал понять, что он такой же, как Джон Нада, а несколько сцен из фильма были навеяны его биографией. Ему самому пришлось нелегко в жизни – в детстве он сбежал от отца-дегенерата, перебирался из города в город, ночевал, где придется, брался за любое занятие. В случаях крайней нужды рылся в мусорных баках. Однако все воспринимал трезво и ко всему подходил с юмором, порой весьма специфическим.

Как это ни парадоксально, но главная роль досталась Пайперу случайно. Карпентер увидел, как он провел поединок, и, будучи впечатлен его поведением, захотел встретиться с ним сразу после схватки. Тот отказывался сколько мог, потому что никогда раньше не слышал о Карпентере. В конце концов, однако, Пайпер поддался уговорам и принял приглашение на ужин, где режиссер с ходу предложил ему главную роль в фильме «Они живут».

Карпентер в очередной раз показал свое умение находить уникальных актеров. Пайпер, несмотря на небольшой актерский опыт, отнесся к проекту крайне серьезно. Он отказался от выступлений на ринге, стал посещать курсы развития актерского мастерства, терпеливо выполнял все указания режиссера и более опытных членов съемочной группы, не стесняясь при этом выдвигать собственные идеи. Одной из них была знаменитая фраза, произнесенная перед стрельбой в банке, которую вооруженный Нада начинает словами: «Я пришел сюда, чтобы попинать кое-кого по заднице и пожевать резинку... И тут у меня кончилась резинка».

Фильм вошел в историю благодаря еще одной знаменитой сцене — драке между Пайпером и Китом Дэвидом, сыгравшим друга главного героя. На популярность этой сцены оказали влияние как оригинальное сочетание обычной уличной драки с элементами профессионального рестлинга, так и идеальная подготовка актеров. Эти двое почти два месяца репетировали хореографию драки в задней части дома Карпентера, а сама драка снималась в течение трех дней.

Фильм отличается экспрессивным, биполярным видением мира, разделенного на красочную иллюзию и серую правду. Реальный мир, видимый через солнцезащитные очки, создан предельно простыми средствами: макетами и повторными черно-белыми кадрами одних и тех же локаций. Более того, всех инопланетян играли всего два человека, по одному на каждый пол, а в мужскую ипостась «чужака» вселился известный каскадер Джефф Имада. В целом фильм и виртуозная работа съёмочной группы до сих пор впечатляют, особенно если принять во внимание, что производственный бюджет ограничился менее чем четырьмя миллионами долларов.

Фильм «Они живут» вышел на экраны кинотеатров уже после Хэллоуина в 1988 году. Несмотря на подавляющее большинство негативных отзывов, фильм занял первое место в американском прокате, окупив вложенные в него деньги за три дня. Столь же хорошо он зарекомендовал себя и на рынке видеокассет, и в итоге получил статус культового фильма, благодаря чему со временем завоевал бОльшую популярность у критиков.

[

Интерес к фильму и самому режиссёру поддержали новые версии фильмов «Нападение на 13-й участок», «Туман» и «Хэллоуин», началась работа над ремейком «Нечто», что открыло путь дальнейшим проектам из мира фильма «Они живут». Несколько лет назад были предприняты попытки создания телесериала, но в итоге победила идея повторной экранизации, права на которую были проданы агентом Рэя Нельсона буквально на смертном одре последнего.

Момент для создания ремейка был выбран как нельзя лучше — спустя двадцать лет после премьеры оригинального фильма США вновь погрузились в экономический кризис, вызванный людьми в белых воротничках. Кто выступит в ролях режиссера и сценариста пока не известно, но заранее известно, что потребуются небольшие изменения в сюжете: у Карпентера -- по версии правящих кругов -- движение сопротивления землян представляет собой сплоченную банду из коммунистов и террористов. Поскольку коммунизм уже ушел в прошлое, придется ограничиться террористами. Люди все равно это купят.





69
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх