10. И еще статья из рубрики «Publicystyka» (стр. 10—12), которую написал Вальдемар Мяськевич/Waldemar Miaśkiewicz. Она носит название:
«Я хотел бы быть всегда невинным и правдивым.
Я хотел бы быть всегда полным веры и надежды --
Таким же, как Болек и Лолек,
Титус, Ромек и А'Томек,
Томек по следам йети».
Это фрагмент текста довольно популярной песни “Zaloga G” группы Hurt. Под этими словами, наверное, могли бы подписаться все человекообразные взрослые. Конечно, при составлении индивидуального «списка невинности» набор имен популярных героев может незначительно отличаться, но практически каждый поляк в возрасте 30 с лишним лет включил бы в него Титуса, Ромека и А'Томека.
Откуда взялось это предположение? Помимо прочего оттуда, что книги с их приключениями разошлись совокупным тиражом 11 миллионов экземпляров. Ну а раз уж они были проданы, то надо полагать, что их купили для чтения, а не для разжигания печей центрального отопления. От прочтения один только шаг до усвоения... и запоминания. Время показало, что Титус и его друзья хоть и давно сошли с первых страниц газет, но все еще узнаваемы. Настолько, чтобы попытаться состричь купоны из популярности героев ХМЕЛЕВСКОГО, представить их героями музыкального спектакля, мультфильма и компьютерной игры.
На вопрос, кто такой Титус, однозначного ответа нет. Он харцер, очеловеченная обезьяна, первооткрыватель Островов Абсурда, путешественник и искатель знаний, визуализированный принцип Просвещения -- учить развлекая, носитель социальных истин и откровений, шимпанзе, танцующий с Фиделем Кастро, и в новой Польше активист партии PiS. Эта обезьяна пережила за эти годы много взлетов и падений. Однако для многих людей она остается прежде всего символом сбывшейся фантазии, фантастическим пятнышком туши, цветным огоньком фантазии в серых 1960-х, 1970-х и 1980-х годах, ведь это было время наибольшей популярности человекообразного героя. Наконец, это комикс, связанный с тем волшебным, хотя и идеализированным временем детства и, во что многие не хотят поверить, это детский комикс, хотя сейчас его читают в основном взрослые. В этом феномен комиксного сериала, созданного ХМЕЛЕВСКИМ.
Обезьяна в космосе
В начале октября 1967 года Советский Союз запустил первый искусственный сателлит Земли. Благодаря «спутнику» (так называлось это устройство) каждый журнал того времени жаждал печатать все, что было связано с космосом. А поскольку в редакции газеты "Świat Młodych" уже лежал материал об обезьяне в космосе, автором которого являлся некий ГЕНРИК ЕЖИ ХМЕЛЕВСКИЙ (Henryk Jerzy Chmielewski), она запросила у властей разрешение на его публикацию. Власти прочитали, не нашли ничего, противоречащего единственно правильной линии партии, и вот так 22 октября 1957 года “Swiat Młodych”напечатал отчет о первых приключениях подопытной обезьянки по кличке Титус.
Эта обезьянка не похожа на известного из альбомчиков Титуса. У нее длинный хвост, она передвигается по-обезьяньи согнутой и больше похожа на обезьянку Фики Мики из картиночных историй Корнеля Макушиньского и МАРИАНА ВАЛЕНТИНОВИЧА. Приключения Титуса и парочки харцеров Ромека и А'Томека, напечатаны в черно-белом варианте. Большая часть этого материала была переиздана издательством «Egmont Polska» в серии «Классика польских комиксов» под названием «Титус, Ромек и А’Томек – Нулевая книга» (“Tytus Romek I A’ Tomek — Księga Zero”).
Остальные, не публиковавшиеся ранее, истории «Эгмонт» присовокупил к «Книге 80-летия» (“Księga 80-lecia”), опубликованной по случаю соответствующего юбилея ПАПАШИ ХМЕЛЯ. Именно эта, вторая книга позволяет проследить графическую эволюцию персонажей комиксов ХМЕЛЕВСКОГО.
В 1966 году вышла первая книжечка о приключениях Ты Туша де Зоо (Ty Tusz de Zoo). Нет, это не опечатка. В этом альбомчике ПАПАША ХМЕЛЬ доработал новую родословную нашему шимпанзе.
Туш появился из пятна туши, и поскольку в календаре не было имени Туш, а словосочетание «Ты, Туш» фонетически было ближе всего к Титусу, обезьяну официально окрестили соответствующим образом. Ромек и А’Томек, как друзья семьи, взяли на себя роль опекунов обезьянки с твердым намерением адаптировать ее к жизни в обществе. Так началось очеловечивание Титуса.
В одном шаге от фантастики…
Помимо происхождения книжного Титуса, в первых книгах было мало фантастических элементов. Говорящая обезьяна, которая ходит как человек, не в счет. ХМЕЛЕВСКИЙ сосредоточился на описании действительности.
Действительность же была коммунистической, что до сих пор ставят художнику в укор. Изюминкой перемен стала Розалия – механическая лошадь конструкции А’Томека – на которой все трое учились правилам дорожного движения. В 1967 году симулятор вождения в дорожном движении, должно быть, был чем-то необычным.
Третья книга – уже чистая фантастика. Ребята похищают ракету и отправляются в космос. Приключение следует за приключением: наши исследователи космоса сбегают от астрополиции, летают на корбулëте, натыкаются на лунашек (лунных насекомых) и встречаются с различными космическими формами жизни.
Титуса кусает астроблоха, но он в конце концов возвращается на землю живым и невредимым. Комикс был опубликован в 1968 году, как раз тогда, когда ЯНУШ ХРИСТА начал свой сериал «Кайтек и Коко в космосе».
ПАПАША ХМЕЛЬ не стал с ним соперничать. В следующей книге он вернулся на землю и увенчал лаврами Войско Польское.
Затем Титус с друзьями изрядно попутешествовал по миру (Швеция, Англия, Арктика, Куба, Африка, Артек в СССР), но сильно разукрасил это путешествие социалистической идеологией. Однако это не имело особого значения. Любители фантастики получили ваннолот (транспортное средство, построенное на основе соответствующего оснащения ванной комнаты).
В следующей, VI книге друзья решают выставить Титуса на Олимпийские игры, с этой целью тренируют его в различных видах спорта и, чтобы доставить в месту соревнований, обзаводятся труболетом (построенным из трубы неким оркестрантом, подрабатывавшим на стороне). Т.е. в этих двух последних книгах появляются оригинальные транспортные средства, которые теперь становятся отличительными особенностями серии.
В книге VII Титус получил двойку по географии Польши, поэтому Ромек и А’Томек, готовя его к пересдаче экзамена, посещают вместе с ним живописные уголки родного края. Характерного общего средства передвижения в томе нет, герои пользуются индивидуальными реактивными летательными аппаратами. Кроме этого фантастики в книге сравнительно мало, хотя Титус, слушая читаемые ему лекции, часто фантазирует, и уже на первой странице читатели видят в одном из кадров книгу с изображением Бэтмена под названием "Монстр".
Книга VIII снова представляет собой фантастику в лучшем виде. Освоить навыки астрономии мальчикам помогает некий профессор Т. Алант из Центрального комитета космических шалостей – в следующих приключениях он станет штатным изобретателем комиксных космических средств передвижения и технических усовершенствований. Профессор вручает мальчикам аппарат для путешествий во времени, что позволяет им брать уроки астрономии непосредственно у Николая Коперника, в завершении комикса ХМЕЛЕВСКИЙ пытается играть со временем, возможно, не столь эффектно, как РОСИНЬСКИЙ и Ван Амм во «Властелине гор», но давайте вспомним, что «Торгаля» в рассматриваемом году не существовало даже в воображении его создателей.
1974 год ознаменовался интереснейшим фантастическим патентом того времени. В IX книге Титусу и компании удается внедриться в фильм («Побег из кинотеатра «Свобода», с аналогичным сюжетом был снят только в 1990 году), где трое друзей активно действуют в вестерновой действительности, потому что, вопреки распространенному мнению, фильмы имеют третье измерение.
Процедуру внедрения в произведения искусства ХМЕЛЕВСКИЙ повторит в книге XVIII. Вместо фильма там используются живописные произведения, такие как «Бабье лето» ЮЗЕФА ХЕЛМОНЬСКОГО и «Ночной дозор» РЕМБРАНДТА. ХМЕЛЕВСКИЙ, находящийся в отличной форме, выжимает из идеи максимум юмора и фантазии. Замыкает первую десятку книга X, в которой к галерее транспортных средств присоединился мясорубколëт (напоминающий традиционную мясорубку).
Пустившись в испытательный полет на этом летательном аппарате, Титус с друзьями совершают аварийную посадку на необитаемом острове. Остро нуждаясь в авиатопливе, наши путешественники проходят через все этапы развития человечества, чтобы его произвести и при этом сначала уничтожают природу первозданного острова, чтобы в финале научиться, наконец, ее защищать его. Совершенно так же, как современный человек.
(Окончание следует)