Продолжая разговор об античности... вот типичное заблуждение #1: «Античность была «юностью человечества» и временем неповторимого расцвета мировой культуры».
...думаю, очевидно, что «хороших» и «плохих» эпох вообще в истории не существует. Во-первых, «грядущее рассудит» (пардон за банальность), а во-вторых, как говорил поэт Вяземский, «что для русского здорово — то для немца карачун» (но понятно же, что верно и обратное).
До античности еще были как минимум древняя Месопотамия и Египет... а как максимум — еще Индия (с гениальной и поэтичной «Рамаяной».
Гомер, как известно, создал потрясающий гимн женской красоте («Илиада» — война за Елену), а также и женской верности («Одиссея» — образ Пенелопы). Но он не создал гимна любви (если не считать, кншн, любви супружеской — Гектор и Андромаха).
Возражения типа «невозможно воспринимать «Рамаяну» серьезно из-за присутствия в ней сказочных персонажей вроде говорящих медведей и обезьян» — конечно, имеют основания... но, с другой стороны, критика (советская и не только) замечала, например, в характере обезьянего царя Сугривы сходство... не с кем иным, как к самим гомеровским Агамемноном. Т.е. — «и им» был ведом реализм. Пусть даже облеченный в форму волшебно-сказочную...
А еще был Китай с не менее богатой культурой... а уж про Японию я вообще молчу (мне как-то все равно, было ли в обычае тамошних воинов пожирать печень врагов и «коллекционировать» их головы. Я знаю, что культура Ниппон — великая + богатейшая культура, и мне этого достаточно. См. выше о «хороших» и «плохих» эпохах...) Так же молчу про библейскую древность (праведный Давид, мудрый Соломон...) — думаю, и так понятно, что все это далеко «не хуже», чем Греция эпохи царя Перикла.
К слову сказать, в самой античности немало можно найти примеров того, что нам (по сегодняшним стандартам) неприемлемо или, по крайней мере, непривычно и странно (к примеру, бутафорский фаллос как непременная деталь костюма комического актера. Да и вообще, «театр масок» — это, в переводе на наши понятия, нечто страшненькое. Больше похожее на шествие ряженых («котурны» = по сути, огроменные ходули, маски с широко «раззявленными пастями», громко кричащие к тому же...). Ну, и про то, какое значение вкладываем, например, в слова «платоническая любовь» мы, а какое — сам Платон, я уж вообще молчу... И тем не менее, античность — безусловно, замечательная, богатая культура, если угодно, «таки да» породившая всю западноевропейскую цивилизацию. Просто... она была не такая, как мы представляем по учебникам. Не покрытая благородной патиной, а пышущая живым жаром меди. (И, кстати, «не такая» — еще не значит «хуже»...)
Заблуждение #2. Средневековье, в отличие от античности, было временем гнета церкви, упадка культуры и произвола «диких бар».
Очень хорошо на это ответил Б. Пуришев в предисловии к одному из томов серии БВЛ: да, разумеется, все это было так — и все же люди во все времена оставались людьми, с живыми чувствами и мечтами о лучшей жизни (что не могло, конечно, не отразиться в культуре — какой бы она ни была).
Можно еще вспомнить провансальских трубадуров XII в. с их неприкрытым жизнелюбием («Бог создал сей мир => любя мир, мы любим Бога»; кстати, эту эпоху некоторые ученые называли «ренессансом с маленькой буквы», что, согласитесь, о чем-то да говорит. Ну, а немецкий аналог — миннезанг и мейстерзанг — это уж, простите, самый Ренессанс и есть: век XIII. Но речь о трубадурах):
цитата
Все цветет! Вокруг весна!— Эйя! —
Королева влюблена,
— Эйя! —
И, лишив ревнивца сна,
— Эйя ! —
К нам пришла сюда она,
Как сам апрель, сияя.
А ревнивцам даем мы приказ:
Прочь от нас, прочь от нас!
Мы резвый затеяли пляс.
Ею грамота дана,
— Эйя! —
Чтобы, в круг вовлечена,
— Эйя! —
Заплясала вся страна
— Эйя! —
До границы, где волна
О берег бьет морская.
А ревнивцам даем мы приказ:
Прочь от нас, прочь от нас!
Мы резвый затеяли пляс.
А вообще-то, см. выше — о «плохих и хороших» временах.
Заблуждение #3. Прекрасная Дама, к-рой поклонялись трубадуры, была чисто умозрительным, «высосанным из пальца» выдуманным из головы и оторванным от реальной жизни (и реальных чувств) идеалом.
И в конце — более чем неожиданный, скажу я вам, вывод: «А моя дама — всё равно лучше«!
А вы говорите — трубадуры...
Заблуждение #4. Гибель Джордано Бруно есть одно из крайних проявлений средневекового варварства.
«Даты — упрямая вещь»: Бруно был сожжен в 1600 г., т.е., примерно через триста (!) лет после того, как прожили отпущенный им срок (и создали немало гениальных произведений искусства) практически все Титаны Возрождения: Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рабле... и т.п. Даже Бенвенуто Челлини и тот жил где-то на полвека раньше. Достаточно погуглить, чтобы в этом убедиться
Т.е., это и не «ренессансное», а, т.ск., «пост-ренессансное» даже варварство.
На этом пока всё; продолжение следует. (...не пора ли нам, товарищи, взяться за Вильяма нашего Шекспира? С ним тоже очень много заблуждений связано... например, думаю, вас удивит реальная история негра мавра, у которого там что-то «отъелло» (), и он поэтому свою жену... ан нет, и не задушил вовсе, вы ошиблись! — «А что же тогда?» — Вот это мы и «разберем по косточкам» в следующем выпуске)