Дюна Фильм


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Double Black» > Дюна. Фильм второй.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дюна. Фильм второй.

Статья написана 5 апреля 2024 г. 19:50

Если вы боитесь спойлеров, то не читайте потому, что их тут будет полно. Это текст для тех, кто кино смотрел, обе части. А еще больше для тех, кто книгу читал.

Потому, что “Дюна” это эпос. И еще это одно из величайших произведений в НФ вообще и в литературе ХХ века в частности. Огромная, многослойная, мудрая книга. Даже первая часть шестикнижия. Дальше идеи и планы становятся только круче. И, хотя я не о книгах, только о кино, если для вас “Дюна” — скучная и непонятная тягомотина, не читайте дальше тоже.

Поэтому сразу с главного. Извините.

Фильм Дени Вильнева — это модный, по современному гламурный, политкорректный и довольно примитивный пересказ. Комикс по мотивам “Войны и мира”.

Плюсы? Однозначно есть. Видеоряд, работа оператора не просто выше всяких похвал. Еще выше. Музыка в точку. Большинство актеров в точку.

Особенно Стилгар в исполнении Хавьера Бардема и Фейд-Раута Харконнен (Оскар Батлер). Бардем просто блистает и превратил абсолютно второстепенного персонажа в жемчужину фильма своей харизматичной, местами просто истеричной поддержкой Пола. А из Остина Батлера вышел, на мой взгляд, самый крутой из когда-либо появлявшихся в экранизациях Дюны психопат Фейд-Раута. Думаю, обещанное появление в третьей части Ани Тейлор-Джой в роли Алии тоже будет взрывным. В остальном, все на своих местах, но не более того.

Тимоти Шаламе безумно старается, но вытягивает на добротную четверку. Может даже не такую добротную. Пока ему приходилось играть попавшего в жесточайшую катастрофу подростка, он был на месте. В первом фильме Полу, если мне не изменяет память, пятнадцать, а к событиям второго он добирается за четыре года. Изрядно при этом возмужав. Отчасти это случается на экране, но, к финалу, когда Пол входит в силу, от него такая мощная аура должна исходить, что ее хватит загнуть в спиральки стальные прутья в руку толщиной. Парень, по сюжету, всю галактику с Императором во главе нагнул и в непристойную позу поставил. Не то, чтобы этого он добивался. Но выпустил на волю такие силы, что удержать их уже не мог. И в книге, и в фильме, его терзают жуткие сомнения, имеет ли он право обрекать на страдания миллионы.

Но в Вильневском варианте “Дюны” когда Тимоти-Муаддиб взваливает на себя власть над всей Империей, все равно, он остается милым, очень старающимся, но не слишком убедительным молодым человеком. Хотя это безумно трудная роль и я не представляю себе, кто из современных актеров способен был бы отыграть трансформацию Пола идеально. Может, Ди Каприо, будь он помоложе. Может, кстати, тот же Остин Батлер.

Вообще от второй части остается ощущение некой скомканности. Если сравнивать с романом. Конечно, сделать кино так, чтобы мощная, многослойная, умная книга перешла на экран в масштабе один к одному невозможно. Но у Питера Джексона почти получилось. А вот Вильнев не дотянул. И много не дотянул.

Потому, что в “Дюне”, которая из бумаги и чернил, а не из компьютерных программ, света и тени, есть масса интереснейших идей, есть глубина, есть объем. А еще есть обещание куда более интересных вещей. И эти обещания исполняются, если читать продолжения. В фильме мы в лучшем случае получили лишь намеки. Будет Вильнев в таком ключе снимать следующие книги, будет то же самое. Но очень осмысленная, но чертовски красивая картинка. Глянцевая Мэрилин вместо настоящей, из плоти и крови.

“Дюна” это про национально-освободительное движение. Без шуток. И это еще про войну. Не про то, как свободный очень семитские дикари бегают по пустыне и убивают злых белых эксплуататоров. Нет, правда, семитские. Фольклор, язык, обычаи фрименов это смесь еврейского и арабского. Языка, культуры, мифологии. Это реально здорово, когда начинаешь разбираться в корнях книги. Но это не все.

“Дюна” это очень глубоко. Это идеи реализации власти, ответственности лидера перед своими людьми и перед своей совестью, размышления о правомочности применения силы, даже не силы, насилия, столь актуальные сегодня. И, если эти темы еще как-то засветились в кино, если их задело по касательной, то остальное, увы, осталось за кадром.

Почему мир “Дюны” существует без вычислительных машин? Почему тот, кто правит Арракисом и контролирует спайс, тот правит миром? Почему странные тетки Бене Гассерит, которые в фильме показаны, как кучка высокомерных, не слишком дальновидных и не слишком умных дам в крайне идиотских головных уборах, добились такого положения, что могут указывать Императору всея галактики. И зачем им нужен был этот странный Квизац Хедрах. Все эти вопросы остаются без ответов, или с намеками на ответы . Вернее, если вы читали книгу и думали над ней, все вы там без труда найдете. А, если для вас фильм Вильнева — это первый контакт с шестикнижием Херберта, то добро пожаловать в National Geographic со всеми его сумасшедшими красотами, но с глубиной плоского телевизора.

Приговор такой. Один раз посмотреть надо. Потом срочно бежать перечитывать. От первого тома до шестого.

© Юрий Супоницкий

#Кино_без_наркоза





792
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 апреля 2024 г. 13:00
В 6-м абзаце сверху Оскар Батлер, а в 7-м снизу — Остин...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2024 г. 20:37
Спасибо. Поправлю.


Ссылка на сообщение10 апреля 2024 г. 11:46
>Но очень осмысленная, но чертовски красивая картинка.

Вместо первого «но» должно быть «не»?

>свободный очень семитские

Окончания не согласованы.


Ссылка на сообщение14 апреля 2024 г. 20:21
Нууу... Вообще чуточку южнее корни. Это Саудовская Аравия. Так что не совсем евреи. Точнее вообще НЕ... Можно прикрутить ливийцев или иных арабов пустынников. Которые зверски резались с ЧЕРНОКОЖИМИ! И прямо на уровне генетики их ненавидели — что поделать — за одни оазисы дрались.
А вот саудовцы с турками... Тоже резались.Но это уже времена Лоуренса Аравийского.
Так что Тимофей Шаламеев как был «мимо кассы» «ученик ПТУ», так и остался...
Ну и еще по первому фильму — «Если автор сделал героя белым мужчиной — он что-то имел в виду». Изгадить книгу было легко — благо ее уже из современных зрителей и не читал почти никто.
Так что Кайнс — Макс фон Зюдов — эх, его бы сюда и поподробнее. Но мы про вторую часть — да, вы правы — эта фигня именно прогулка с... из передачи «Нэшнл Джиографик» :)
А Вильнев бездарь в области сценаристики... Чудовищный. Так фотографом и остался. Талантливым. Но...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2024 г. 22:12
Насчет евреев там есть разные толкования. Лень рыться в сети, но их достаточно много. Некоторые слова чисто из иврита. Впрочем, какая разница?
 


Ссылка на сообщение22 апреля 2024 г. 19:00
В первом и очень серьезном издании есть приложения. И там есть терминология.
Я это издание подарил сыну — он в Москве. Не заглянешь.
Но тут и не надо ничего копать. Да — это саудиты и Лоуренс Аравийский. Да — никаких чернокожих априори — они есть только среди врагов — в фильме Линча среди придворных есть чернокожие генералы.
Да — сардаукары — это отчасти знаменитые османские части — ибо император все же Шаддам (точнее — Саддам — :)))).
И знаете — Харконнен — значимая фамилия. Атрейдес — тоже значимая. Понятие махди — арабское вполне.Квисац Хадерах (иврит: ״קפיצת הדרך״ «Кфицат hа-Дерех», «сокращение пути»)
Это «Бене Гессерит». И вот тут ПРАВИЛЬНО!!!! И они ВРАГИ Дюны. Ибо евреи были врагами арабов.
Так что не надо рыться — вот арабы, вот евреи, вот мусорная свалка западного мира при Шаддаме. Вот греко-германо- англосаксонская линия. Баттенберги — они же Виндзоры. Херберт продукт своего времени. Поэтому антисемит, но при этом воспеватель СТАРОГО арабского мира, когда Лоуренсы Аравийские (сиречь — белые!) вели его против всяких турецких врагов.
А я изначально не в сетях рылся. Не было тогда сетей. Сейчас — нате — пожалуйста!
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2024 г. 09:50


⇑ Наверх