Последние несколько лет я частенько затеивал в Фейсбуке-Мордодыре дискуссии, центральной темой которых были новые фантастические идеи и их необходимость для создания новых важных и даже значимых произведений, которые были бы заметны и за пределами "НФ-гетто" и фэндома, уж какими бы они теперь ни были. И как раз в последние дни архив ФБ выставил мне под нос несколько таких "дискуссий из прошлого". И чтобы они не пропали в этом архиве бесследно, я решил перенести их в свою колонку на Фантлабе. А уж заинтересуют ли эти "копипосты" хоть кого-нибудь, вызовут ли они хоть какую-то реакцию — шерифа, в общем-то, это уже не волнует.
Вот фрагмент из того старого разговора (см. ниже), который я считаю действительно важным, почему и воспроизвожу его отдельно:
Андрей Чертков -- Мария, когда я говорю НФ, то я имею в виду под ним весь спектр фантастической литературы от литературной фантастики, сатиры и фантасмагории до фантастики социальной и философской, — кроме, разве что, героической фэнтези и всякой боевой халтуры. А разнообразные НФ-идеи — это только антураж, позволяющий более выпукло раскрыть суть основной идеи произведения. Сами по себе научно-фантастические идеи уже давно мало кого интересуют, кроме "возрожденцев" научно-технической фантастики ближнего прицела. А лично меня интересует только та фантастика, которая соответствует формуле Стругацких ЧТД — Чудо-Тайна-Достоверность. Где Чудо — это и есть базовая фантастическая идея, позволяющая создать сюжет — то есть Тайну. Ну а Достоверность здесь — это весь литературный инструментарий, позволяющий превратить произведение в явление литературы — образы героев, стиль, язык, конфликт, драматургия. Но в том-то и особенность фантастики, что без сильной (и лучше всего оригинальной) фантастической идеи создать заметное произведение вряд ли получится. В произведении должны быть все три элемента формулы, а не только один из них.
2 г.
Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- вооот! "образы героев, стиль, язык, конфликт, драматургия" — для меня это не инструментарий, а материя письма!
2 г.
Андрей Чертков -- Мария Елифёрова -- даже не буду спорить. Я просто убежден, что без мощной сюжетообразующей фантастической идеи значительного фантастического произведения, скорей всего, не получится. Я могу много примеров привести, как такая идея выводит произведение в пантеон — разумеется, если все остальные параметры в нем тоже на высоком уровне.
2 г.
Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- а я не отрицаю НЕОБХОДИМОСТИ идеи. Я отрицаю её ДОСТАТОЧНОСТЬ. Мотор — это ещё не машина, на нём не поедешь (хоть машина без мотора и не едет тоже).
2 г.
Андрей Чертков -- Мария Елифёрова -- ну вот вы и сказали то, что я говорю постоянно — машина без мотора не едет, но на шасси с мотором можно надеть сверху совершенно разный кузов — от задрипанного грузовичка до спортивной элитной машины типа "феррари" или даже бронетранспортера...)))
2 г.
Андрей Чертков -- В принципе, красивая, элегантная машина может ехать и на педальном ходу, но далеко она всё равно не уедет — водитель очень быстро устанет. Мотор всё-таки должен соответствовать кузову. Скажем, представляете себе танк на педальном ходу?
2 г.
Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- так не умею я собирать кузов вокруг мотора! Даже задрипанный. Если кто-то умеет, я аплодирую. У меня такой способности нет.
2 г.
Андрей Чертков -- Мария Елифёрова -- ну так и я много чего не умею, почему и не стал писателем, а стал лишь редактором. Идеи придумывать умею — иногда, и даже сверхзадачу могу почувствовать, к которой надо прийти, а вот сочинить на основе этой идеи закрученный сюжет и собрать для него живых героев — вот это у меня никогда не получалось.
2 г.
Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- вот я умею делать ровно противоположное — сочинять героев и прикручивать к ним идею, но беда в том, что идей больше, чем героев, которые были бы мне интересны.
2 г.
Андрей Чертков -- Мария Елифёрова -- значит, нужно научиться выбирать из этой кучи те идеи, которые помогут создать произведение с максимальным эффектом на читающую публику. Я уже замаялся говорить о том, что в наше время кошмарного перепроизводства текстов нужно писать произведения не просто хорошие, а — особенные. А еще лучше — выдающиеся. И только тогда они выстрелят.
2 г.
Андрей Чертков -- Вот Олди, например, постоянно этим занимаются. То фэнтези попробуют, то притчу, то стимпанк, то фольклор с восточным колоритом, то вестерн. Но всё равно остаются в ранге известных, популярных, но — нишевых авторов.
2 г.
Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- но я стопиццот раз объясняю: я не умею работать в такой последовательности. Вообще. Я не умею сначала брать идею, а потом наращивать на неё материю. Мне сразу нужен кусок материи в лице персонажа и ситуации, в которую он попадает. Иначе — ни фига не выходит.
2 г.
Андрей Чертков -- Мария Елифёрова -- ну, значит, это тупик. А я, хоть и не писатель, всегда придумываю сначала мотор. а до кузова у меня дело просто не доходит. И таких вот моторов у меня уже штук шесть, наверное, но все они простаивают без дела. Вот если бы я был действующим издателем или литагентом, то я, наверное, нашел бы, куда их пристроить, но я всего лишь отставной редактор на пенсии.
2 г.
Александр Хакимов
У Варшавского был рассказ... где- то на Западе приглашали безработных в некую фирму (бюро) и давали задание — придумывать самые невероятные идеи... Со временем главный герой и героиня вообразили, что все тут работают над новейшими типами оружия массового поражения и надумали взорвать фирму... это им не удалось, а потом секрет раскрылся: бюро, оказывается, продавало идеи научным фантастам, а те вокруг идей творили романы...)))
52 нед.
Александр Малиновский
Александр Хакимов -- "Предварительные изыскания", да, отличный рассказ. 🙂
52 нед.
Андрей Чертков
Александр Хакимов -- Да, был такой рассказ, теперь вспомнил...
52 нед.
Александр Хакимов
Александр Малиновский -- точно!
52 нед.
Николай Горнов
"В 2013 году бывшая порно-звезда Саша Грей покончила с Голливудом и решила попробовать себя в писательском мастерстве. «Писательство было моей первой любовью, — вспоминала Саша Грей. — Если бы мне не приходилось зарабатывать на жизнь и я могла бы заняться чем угодно, я бы стала писать или фотографировать. Меня просто естественным образом к этому тянуло». Сначала Саша пыталась продавать сценарии, но везде получала отказы. Тогда агент предложил ей прийти в издательства с питчем идеи для книги и не прогадал. К моменту завершения работы над первым романом «Общество Жюльетты» Грей уже продала права на него в нескольких странах. Сюжет строится вокруг главной героини Кэтрин — мечтательницы, познающей мир кино..." Вот как надо дебютировать в прозе, Андрей 🤣🤣🤣
52 нед.
Андрей Чертков
Николай Горнов -- Не, я так не могу. Так могут только порно-звёзды, причем желательно — молодые...)))
52 нед.
Николай Горнов
Андрей Чертков -- Тогда придумай другой ход, но только чтобы он был такой же бронебойный, как пишущая прозу бывшая порно-звезда, и будет всем счастье
52 нед.
Андрей Чертков
Николай Горнов -- если честно, Коля, не хочу я никакого счастья, я просто хочу, чтобы идеи не пропали. Но, по большому счёту, и это тоже пофиг. Как получится, так и получится. Судьба непредсказуема...
52 нед.
Николай Горнов
Андрей Чертков -- Тогда жди фиаско, брат. Народ совсем с ума сошел, давеча полтора миллиона экземпляров воспоминаний принца Гарри раскупил. Пингвины в очередной раз обогатились, суки.
52 нед.
Андрей Чертков
Николай Горнов -- ну, я-то не принц Гарольд, мне такая популярность в любом случае не грозит, хоть напишу я какие-либо мемуары, хоть не напишу...)))
52 нед.
Владимир Нимлас
"Что первично, кузов или мотор?")) Но вообще для литературы — кузов, конечно. Это ж не философия, не какая иная наука там...
52 нед.
Андрей Чертков
Владимир Нимлас -- да, но кузов без мотора ездить не будет, каким бы красивым он ни был. Ведь именно об этом та самая знаменитая поговорка-вопрос: "Товарищ, вам шашечки или ехать?"
52 нед.
Владимир Нимлас
Андрей Чертков -- ну да, но литературе зачем куда-то ехать? Вот она стоит такая, красивая и бессмысленная, мы проходим мимо, посмотрели — о, красивенько! — и пошли дальше
52 нед.
Андрей Чертков
Владимир Нимлас -- Было время, когда литература ездила — как надо и куда надо. Автопробегом — по бездорожью и разгильдяйству! И теперь наша задача — это время вернуть, не обращая внимания на педальные развалюхи в разукрашенных кузовах, безнадежно застрявшие в пробках или же тупо стоящие в своих бессмысленных пикниках на обочине.
52 нед.
Владимир Нимлас
Андрей Чертков -- нуу. Она ездила, конечно. Пока не доехала до первой мировой. И вот после этого стали задумываться, надо ли так уж ей (и нам) куда-то ехать? А впрочем, всё равно съездили и во вторую мировую, а сейчас едем в третью. Но вроде факт, что "литература идей" часто помогает сотворить какую-то людоедскую идеологию, а чтобы помешала, тут свидетельств нет.
52 нед.
Алексей Янг
За всю историю нашей цивилизации вся литература, включая фантастику, — про людей. Про нашу психологию, восприятие, интересы и страхи, былое и думы, идеи и сомнения. Всё про нас, человеков. И это нисколько не умаляет ни целей, ни культурной и научной ценности свободной мысли и генерации идей, ведь цель литературы — в вовлечении в созидание, в эту самую генерацию идей — я придумал, и ты придумай, не живи от звонка до звонка у станка, работай над гипотезами, просчитывай возможности, мечтай о способах и ставь уже себе желанные до дрожи в животе мечты, без которых ты — исполнительная обезьяна без хвоста и с оттопыренным большим пальцем для станка и смартфона.
52 нед.
Андрей Чертков
Алексей Янг -- Хорошо сказано! Не хуже, чем у меня про педальные пикники на обочинах...)))
52 нед.
Kerstin Stoss
Ну как может быть, чтобы идей было больше, чем интересных автору героев? Герои же выбираются и формируются под идею, поэтому их не может быть меньше, чем идей. А без идеи интересного героя не бывает.
51 нед.
100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 5 лет (04.07.20 — 15.01.24)