123 Педальные пикники на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» > 123. Педальные пикники на обочинах
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

123. Педальные пикники на обочинах

Статья написана 15 января 2024 г. 21:43

(Из архива ФБ. Копипост-2023)


Последние несколько лет я частенько затеивал в Фейсбуке-Мордодыре дискуссии, центральной темой которых были новые фантастические идеи и их необходимость для создания новых важных и даже значимых произведений, которые были бы заметны и за пределами "НФ-гетто" и фэндома, уж какими бы они теперь ни были. И как раз в последние дни архив ФБ выставил мне под нос несколько таких "дискуссий из прошлого". И чтобы они не пропали в этом архиве бесследно, я решил перенести их в свою колонку на Фантлабе. А уж заинтересуют ли эти "копипосты" хоть кого-нибудь, вызовут ли они хоть какую-то реакцию — шерифа, в общем-то, это уже не волнует.


В ЭТОТ ДЕНЬ

1 год назад

Андрей Чертков

13 январь 2023 г.

Поделился/-ась с Доступно всем


Вот фрагмент из того старого разговора (см. ниже), который я считаю действительно важным, почему и воспроизвожу его отдельно:

Андрей Чертков -- Мария, когда я говорю НФ, то я имею в виду под ним весь спектр фантастической литературы от литературной фантастики, сатиры и фантасмагории до фантастики социальной и философской, — кроме, разве что, героической фэнтези и всякой боевой халтуры. А разнообразные НФ-идеи — это только антураж, позволяющий более выпукло раскрыть суть основной идеи произведения. Сами по себе научно-фантастические идеи уже давно мало кого интересуют, кроме "возрожденцев" научно-технической фантастики ближнего прицела. А лично меня интересует только та фантастика, которая соответствует формуле Стругацких ЧТД — Чудо-Тайна-Достоверность. Где Чудо — это и есть базовая фантастическая идея, позволяющая создать сюжет — то есть Тайну. Ну а Достоверность здесь — это весь литературный инструментарий, позволяющий превратить произведение в явление литературы — образы героев, стиль, язык, конфликт, драматургия. Но в том-то и особенность фантастики, что без сильной (и лучше всего оригинальной) фантастической идеи создать заметное произведение вряд ли получится. В произведении должны быть все три элемента формулы, а не только один из них.

2 г.

Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- вооот! "образы героев, стиль, язык, конфликт, драматургия" — для меня это не инструментарий, а материя письма!

2 г.

Андрей Чертков -- Мария Елифёрова -- даже не буду спорить. Я просто убежден, что без мощной сюжетообразующей фантастической идеи значительного фантастического произведения, скорей всего, не получится. Я могу много примеров привести, как такая идея выводит произведение в пантеон — разумеется, если все остальные параметры в нем тоже на высоком уровне.

2 г.

Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- а я не отрицаю НЕОБХОДИМОСТИ идеи. Я отрицаю её ДОСТАТОЧНОСТЬ. Мотор — это ещё не машина, на нём не поедешь (хоть машина без мотора и не едет тоже).

2 г.

Андрей Чертков -- Мария Елифёрова -- ну вот вы и сказали то, что я говорю постоянно — машина без мотора не едет, но на шасси с мотором можно надеть сверху совершенно разный кузов — от задрипанного грузовичка до спортивной элитной машины типа "феррари" или даже бронетранспортера...)))

2 г.

Андрей Чертков -- В принципе, красивая, элегантная машина может ехать и на педальном ходу, но далеко она всё равно не уедет — водитель очень быстро устанет. Мотор всё-таки должен соответствовать кузову. Скажем, представляете себе танк на педальном ходу?

2 г.

Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- так не умею я собирать кузов вокруг мотора! Даже задрипанный. Если кто-то умеет, я аплодирую. У меня такой способности нет.

2 г.

Андрей Чертков -- Мария Елифёрова -- ну так и я много чего не умею, почему и не стал писателем, а стал лишь редактором. Идеи придумывать умею — иногда, и даже сверхзадачу могу почувствовать, к которой надо прийти, а вот сочинить на основе этой идеи закрученный сюжет и собрать для него живых героев — вот это у меня никогда не получалось.

2 г.

Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- вот я умею делать ровно противоположное — сочинять героев и прикручивать к ним идею, но беда в том, что идей больше, чем героев, которые были бы мне интересны.

2 г.

Андрей Чертков -- Мария Елифёрова -- значит, нужно научиться выбирать из этой кучи те идеи, которые помогут создать произведение с максимальным эффектом на читающую публику. Я уже замаялся говорить о том, что в наше время кошмарного перепроизводства текстов нужно писать произведения не просто хорошие, а — особенные. А еще лучше — выдающиеся. И только тогда они выстрелят.

2 г.

Андрей Чертков -- Вот Олди, например, постоянно этим занимаются. То фэнтези попробуют, то притчу, то стимпанк, то фольклор с восточным колоритом, то вестерн. Но всё равно остаются в ранге известных, популярных, но — нишевых авторов.

2 г.

Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- но я стопиццот раз объясняю: я не умею работать в такой последовательности. Вообще. Я не умею сначала брать идею, а потом наращивать на неё материю. Мне сразу нужен кусок материи в лице персонажа и ситуации, в которую он попадает. Иначе — ни фига не выходит.

2 г.

Андрей Чертков -- Мария Елифёрова -- ну, значит, это тупик. А я, хоть и не писатель, всегда придумываю сначала мотор. а до кузова у меня дело просто не доходит. И таких вот моторов у меня уже штук шесть, наверное, но все они простаивают без дела. Вот если бы я был действующим издателем или литагентом, то я, наверное, нашел бы, куда их пристроить, но я всего лишь отставной редактор на пенсии.

2 г.


20 л. -- 19 к. (Лайки-Комментарии) -- Неизбранно:


Александр Хакимов

У Варшавского был рассказ... где- то на Западе приглашали безработных в некую фирму (бюро) и давали задание — придумывать самые невероятные идеи... Со временем главный герой и героиня вообразили, что все тут работают над новейшими типами оружия массового поражения и надумали взорвать фирму... это им не удалось, а потом секрет раскрылся: бюро, оказывается, продавало идеи научным фантастам, а те вокруг идей творили романы...)))

52 нед.

Александр Малиновский

Александр Хакимов -- "Предварительные изыскания", да, отличный рассказ. 🙂

52 нед.

Андрей Чертков

Александр Хакимов -- Да, был такой рассказ, теперь вспомнил...

52 нед.

Александр Хакимов

Александр Малиновский -- точно!

52 нед.

Николай Горнов

"В 2013 году бывшая порно-звезда Саша Грей покончила с Голливудом и решила попробовать себя в писательском мастерстве. «Писательство было моей первой любовью, — вспоминала Саша Грей. — Если бы мне не приходилось зарабатывать на жизнь и я могла бы заняться чем угодно, я бы стала писать или фотографировать. Меня просто естественным образом к этому тянуло». Сначала Саша пыталась продавать сценарии, но везде получала отказы. Тогда агент предложил ей прийти в издательства с питчем идеи для книги и не прогадал. К моменту завершения работы над первым романом «Общество Жюльетты» Грей уже продала права на него в нескольких странах. Сюжет строится вокруг главной героини Кэтрин — мечтательницы, познающей мир кино..." Вот как надо дебютировать в прозе, Андрей 🤣🤣🤣

52 нед.

Андрей Чертков

Николай Горнов -- Не, я так не могу. Так могут только порно-звёзды, причем желательно — молодые...)))

52 нед.

Николай Горнов

Андрей Чертков -- Тогда придумай другой ход, но только чтобы он был такой же бронебойный, как пишущая прозу бывшая порно-звезда, и будет всем счастье

52 нед.

Андрей Чертков

Николай Горнов -- если честно, Коля, не хочу я никакого счастья, я просто хочу, чтобы идеи не пропали. Но, по большому счёту, и это тоже пофиг. Как получится, так и получится. Судьба непредсказуема...

52 нед.

Николай Горнов

Андрей Чертков -- Тогда жди фиаско, брат. Народ совсем с ума сошел, давеча полтора миллиона экземпляров воспоминаний принца Гарри раскупил. Пингвины в очередной раз обогатились, суки.

52 нед.

Андрей Чертков

Николай Горнов -- ну, я-то не принц Гарольд, мне такая популярность в любом случае не грозит, хоть напишу я какие-либо мемуары, хоть не напишу...)))

52 нед.

Владимир Нимлас

"Что первично, кузов или мотор?")) Но вообще для литературы — кузов, конечно. Это ж не философия, не какая иная наука там...

52 нед.

Андрей Чертков

Владимир Нимлас -- да, но кузов без мотора ездить не будет, каким бы красивым он ни был. Ведь именно об этом та самая знаменитая поговорка-вопрос: "Товарищ, вам шашечки или ехать?"

52 нед.

Владимир Нимлас

Андрей Чертков -- ну да, но литературе зачем куда-то ехать? Вот она стоит такая, красивая и бессмысленная, мы проходим мимо, посмотрели — о, красивенько! — и пошли дальше

52 нед.

Андрей Чертков

Владимир Нимлас -- Было время, когда литература ездила — как надо и куда надо. Автопробегом — по бездорожью и разгильдяйству! И теперь наша задача — это время вернуть, не обращая внимания на педальные развалюхи в разукрашенных кузовах, безнадежно застрявшие в пробках или же тупо стоящие в своих бессмысленных пикниках на обочине.

52 нед.

Владимир Нимлас

Андрей Чертков -- нуу. Она ездила, конечно. Пока не доехала до первой мировой. И вот после этого стали задумываться, надо ли так уж ей (и нам) куда-то ехать? А впрочем, всё равно съездили и во вторую мировую, а сейчас едем в третью. Но вроде факт, что "литература идей" часто помогает сотворить какую-то людоедскую идеологию, а чтобы помешала, тут свидетельств нет.

52 нед.

Алексей Янг

За всю историю нашей цивилизации вся литература, включая фантастику, — про людей. Про нашу психологию, восприятие, интересы и страхи, былое и думы, идеи и сомнения. Всё про нас, человеков. И это нисколько не умаляет ни целей, ни культурной и научной ценности свободной мысли и генерации идей, ведь цель литературы — в вовлечении в созидание, в эту самую генерацию идей — я придумал, и ты придумай, не живи от звонка до звонка у станка, работай над гипотезами, просчитывай возможности, мечтай о способах и ставь уже себе желанные до дрожи в животе мечты, без которых ты — исполнительная обезьяна без хвоста и с оттопыренным большим пальцем для станка и смартфона.

52 нед.

Андрей Чертков

Алексей Янг -- Хорошо сказано! Не хуже, чем у меня про педальные пикники на обочинах...)))

52 нед.

Kerstin Stoss

Ну как может быть, чтобы идей было больше, чем интересных автору героев? Герои же выбираются и формируются под идею, поэтому их не может быть меньше, чем идей. А без идеи интересного героя не бывает.

51 нед.


100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 5 лет (04.07.20 — 15.01.24)





101
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 января 2024 г. 19:36
цитата chert999
В принципе, красивая, элегантная машина может ехать и на педальном ходу, но далеко она всё равно не уедет — водитель очень быстро устанет.
Т.е., и о веломобилях не слышали. А в СССР были даже детские пробеги на педальных машинках — https://fishki.net/4298663-socsorevno...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 января 2024 г. 19:54
цитата ааа иии
Т.е., и о веломобилях не слышали. А в СССР были даже детские пробеги на педальных машинках


Ну и много вы сейчас этих веломобилей на наших дорогах видите? Ведь даже велосипедов на дорогах сейчас стало гораздо меньше, чем каких-то полвека назад, да и ездят они только летом (а мы, юные спортсмены 70-х, катались на них чуть ли не до первого снега, и никаких дождей мы не боялись). Короче, любая дурь — за ваши деньги; никто и возражать не будет. Но если транспорт неудобен и неуниверсален, то и останется он только в виде какого-нибудь музейного или спортивного артефакта, а не серийного и повседневного продукта. Но и литературы это тоже касается.
 


Ссылка на сообщение17 января 2024 г. 21:52
Не знаю, о каких дорогах речь, обилия велосипедистов на московских не помню. Вот по тротуарам ныне ходить из-за них бывает опасно, чего до бума доставки не было ни зимой, ни летом.
Вот это «в принципе» очень позабавило. Нет, не в принципе.
Про то, что броневик отличается от спорткара кузовом тоже хорошо, но не так.
цитата chert999
если транспорт неудобен и неуниверсален, то и останется он только в виде какого-нибудь музейного или спортивного артефакта, а не серийного и повседневного продукта.

Универсальный транспорт бывает в фантастике, преимущественно, старой.
Велосипед как раз пример обратного процесса, он из узкой спортивной области вышел в мир... Знаете велосипедную фантастику? То-то.
Сложнее с удобством — в расчет идет удобство того, кто платит и тут начинаются всякие красивые разговоры про дороги, налоги, сорок человечков или восемь лошадей.
Серийность и повседневность продукта практически гарантирует его музейное будущее.


⇑ Наверх