США, 1930, 82 мин.
Реж. Уильям Кемпбелл
В ролях Сэр Хьюберт Уинстэд, Дэниэл Свейн, Артур Клэйтон, Луис Ницор,Чарльз Гемора, Мэл Кунц
Приключения Мокьюментари
Оценка 5 (123) Моя оценка 6 (средне)
Премьера фильма 15 марта 1930 в США
Отзыв покороче здесь
Производство Congo Pictures (компания специально создана для съемок данной картины).
В двух словах. Мокьюментари — это не новое изобретение. Рассказ об экспедиции в сердце Африки. И один из первых громких киноскандалов (связанных с самим фильмом, а не с его создателями).
Слоган "Самый сенсационный фильм из когда-либо снятых".
Псевдодокументальный фильм об экспедиции сэра Хьюберта Уинстеда в Британское Конго. В фильме речь идет о племени женщин, которые поклоняются гигантской горилле Ингаги. Фильм вызвал скандал — намекали на этнографическую ценность, а снимали в Лос-Анджелесе, но он имел успех, и как считают историки кино, был прямым предшественником "Кинг Конга", его успех (кассовые сборы 4 миллиона долларов) дал зеленый свет съемкам фильмов на подобную тематику . Несмотря на запрет в Штатах в 1931 (в 1930 он прокатывался), фильм неплохо "пошел" в Южной Америке) проложил путь к славе самой большой обезьяне в мире кино.
Некие британские исследователи отправились в экспедицию. Согласно начальным титрам, экспедицию сопровождают три оператора.
Экспедиция странная. Высадились в Найроби и отправились на охоту. А затем уже попали в таинственную область Ингаги в Конго (как я понимаю, им бы пришлось протопать очень много).
Около половины фильма (если не большая часть) показ животных, охоты, жизни африканских деревень, к заявленному сюжету отношения не имеющая.
Собственно рассказ об Ингаги начинается после часа съемок в стиле "Клуба путешественников" и "В мире животных".
Если первый час качественные съемки (это реальные съемки британской экспедиции), то 20 минут истории об Ингаги снимали явно на чьем-то заднем дворе, превращенном в "непроходимые джунгли".
Актерский состав. Уильям Кемпбелл (по данным IMDB) снял 42 картины — 40 немых короткометражек. И две полнометражные — эту и "Ну-Ма-Пу. Каннибализм".
Гигантскую гориллу Ингаги играет Чарлз Гемора, который изображал больших обезьян в нескольких десятках фильмов, в том числе "Призрак улицы Морг"). Он, кстати, не какой то громила, а известный студийный художник, костюмер и гример. Он сам делал костюмы и изучал повадки обезьян, наблюдая за ними в зоопарке Сан-Диего.
Одного из исследователей сыграл британец Артур Клейтон ("Кровавый роман", "Зеленые глаза"). Известный дрессировщик (тогда еще молодой) Мел Кунц сыграл оператора.
Почему смотреть стоит (плюсы). Фильм любопытен как историческая диковинка, да и съемки природы неплохи. Документальные кадры взяты из утерянного сейчас документального фильма "Сердце Африки", снятого в 1915 экспедицией Грэйс Маккензи. Потомки этой леди подали в суд на создателей фильма. И даже было проведено расследование, ассоциация нанимала частного детектива, который и выяснил где и как создали сей шедевр.
Фильм был долгое время запрещен. Ассоциация кинопродюсеров и дистрибьюторов (MPAA) запретила его распространение, поскольку сочла фильм фальшивкой.
Почему смотреть не стоит (минусы). То, что доснял Кемпбелл, просто смехотворно.
Итог. Кинодиковинка, представляющая чудеса изобретательности. Авторы просто досняли немного и смонтировали с чужим документальным фильмом, создав первобытный эксплуатейшн (несколько голых негритянок и самая знаменитая киногорилла раннего Голливуда (20 — 60-е), несущая голую дикарку на плече.
Час настоящего раритетного документального кино и 20 минут дешевого фуфла от первобытных трэшеделов.
Это образец картины, история которой и события, бушевавшие вокруг нее, гораздо интереснее нее самой.
Интересно. Вопреки общепринятому мнению, фильм никогда не был утраченным, он был запрещен. Копии картины хранятся в Библиотеке Конгресса США.
Kino Lorber и Something Weird включили фильм в восьмой диск своей культовой серии Forbidden Fruit: The Golden Age of the Exploitation Picture, в которой компании знакомят современного зрителя с ранними образцами эксплуатационного кино.
После того, как Спитцера вынудили признать, что это не документалка, фильм пропал на долгие годы, но всплыл в конце 40-х, когда его приобрел знатный деятель киноэксплуатации Дуэйн Эспер. Он тоже сумел нажиться на скандальной известности фильма.
О создателях. Сценарий написал малоизвестный сценарист и драматург Адам Ширк. Это одна из последних его работ — он умер в 1931. По его сценарию сняли фильм "Обезьяна" (1940).
Продюсером был Нэт Спицер, связанный с так называемыми "студиями Поверти Роу". Именно он создал Congo Pictures