Спасибо за откровенность


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mr_logika» > Спасибо за откровенность. Плюсы и минусы сборника "Мои женщины"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Спасибо за откровенность. Плюсы и минусы сборника «Мои женщины»

Статья написана 30 декабря 2023 г. 19:09

«Мои женщины»
Иван Ефремов
Мои женщины
Издательство: М.: Издатель Юхневская С.А., 2022 год,
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 480 стр.
ISBN: 978-5-600-03201-9
Серия: Ретро библиотека приключений и научной фантастики
часть собрания сочинений

Аннотация: В книгу вошли 14 рассказов И.А. Ефремова, объединённых в цикл с авторским названием «Women in my life». Спустя 50 лет после смерти автора рукопись превращается в книгу и передаётся читателю. Рассказы посвящены женщинам, оставившим глубокий след в жизни автора. Завершает книгу подборка писем, обращённых Ефремовым к Таисии Иосифовне, которая стала его женой. И рассказы, и письма публикуются впервые. К книге прилагается брошюра 32 стр, с цветными иллюстрациями.

Комментарий: Том VIII.
Ранее не публиковавшиеся рассказы из цикла «Мои женщины» и подборка писем.
Иллюстрация на обложке Ирины Анашкиной; внутренние иллюстрации Ирины Анашкиной, Ивана Коржева.

«Но что такое рыцарь без любви

И что такое рыцарь без удачи?»

Юрий Ряшенцев

Иван Антонович Ефремов в моём представлении всегда занимал первое место в списке лучших фантастов мира, точнее делил 1-е — 2-е места с Лемом. Но о его жизни я ничего не знал. После прочтения сборника "Мои женщины" Иван Антонович сильно вырос в моих глазах как человек, теперь я ставлю его в один ряд с виднейшими творцами Ренессанса — выдающимися учёными, писателями, художниками и скульпторами.

Несколько слов о сборнике издательства Престиж Бук.

Если представить Кама Сутру в виде десятисерийного фильма, то в рассказах, включённых в эту книгу, десятой, самой интересной и полезной серии, найти не удастся. Причину автор честно называет — «я очень брезглив». Он почему-то разделяет брезгливость и острое обоняние, хотя в данном случае оснований для этого разделения, на мой взгляд, не существует, — не столь важно, что конкретно ему мешало. Это важнейшее признание автор делает в одном из лучших эссе, посвящённом весьма загадочной женщине по имени Мириам. Ему не удалось преодолеть этот свой недостаток (а недостатком является избыток любого человеческого качества, в том числе, к слову, и доброты) даже с этой «на редкость чистой душой и телом женщиной». Именно брезгливость помешала Ивану Антоновичу ещё в очень молодом возрасте принять молчаливое предложение Лизы с Галерной улицы, и вместо того, чтобы заняться нужным ей делом, он любовался отражениями и запоминал скульптурные «формы человеческих тел в страсти». В результате Лиза, переехав куда-то с Галерной, не оставила ему адреса.

Будь в книге «десятая серия», это превратило бы её в выдающийся философско-физиологический трактат о любви во всех её проявлениях. Кама Сутра могла бы нервно курить в сторонке.

Иван Антонович честно пишет о том, что он с женщинами делал, и столь же честно не пишет о том, чего он с ними не делал. Из рассказа об Ирине «Последняя богиня» видно, что иногда (и, возможно, не так уж редко и не только с ней) он бывал далеко не на высоте, вёл себя, как неопытный любовник, причиняя партнёрше неудобства. Причиной этого была всё та же брезгливость, кажущаяся особенно неуместной в отношениях с «богиней».

Но быть благородным рыцарем брезгливость не мешала, и он спас (вытащил из крайне неприятных жизненных ситуаций) четырёх девушек — Люду, Сахавет, Зину-Зейнаб и Ирину. Пятой могла бы стать Мириам, и Ефремов думал об этом, пытался её найти. Наверняка справлялся в Академии, где она его видела (что она там делала? может быть раньше училась в Пединституте?). Женщина, очень тщательно скрывающая о себе даже самую пустячную информацию, не могла, конечно, сразу назвать свои настоящие имя и фамилию. Естественно, поиски Мириам Нургалиевой, были обречены на неудачу. «Ты не знаешь многого из нашей жизни» — говорит она Ефремову в Москве, где, как ей, очевидно, известно, она находится в безопасности. Умудриться приехать в Москву, находясь под строгим контролем («меня решили привести к покорности»), — это кажется невероятным. Рискну предположить, что Мириам была сотрудницей органов Госбезопасности, у которых в годы войны хватало работы в крупных центрах эвакуации советской интеллигенции, одним из которых был Фрунзе.

Зачем автор написал о Валерии, неясно. Здесь загадочно всё — и судьба её и любовные отношения между ними, о которых не написано ничего. Не узнал ли Иван Антонович от Валерии нечто такое (о «страшной России», например), что не решился доверить это бумаге? Под «определение служения и восхождения» (см. главу «От автора») связь с Валерией не подходит. Видимо, хотел написать, но так и не собрался.

О письмах сказать можно лишь то, что в них нет ничего особенного, просто кое-что добавляют к облику писателя. Ну и рассказывают, хотя и совершенно не в русле основного повествования, о его третьей жене.

Интересный факт. Загадок в книге так много, что одна из них вылезла на обложку. Это инициалы издателя Юхневской. Возможно, кое-кто неловко себя чувствует из-за этой книги. Которая почему-то называется восьмым томом собрания сочинений Ефремова, собрания, изданного другой организацией — издательством Престиж Бук. Куда-то исчезла с обложки эмблема издательства — ягуар. Вместо неё красуется название несуществующего издательства. В качестве фигового листка? Но это плохое прикрытие, просто глупое, детское какое-то. Надо было просто продолжить выпуск собрания сочинений, включив в него всю переписку, т. е. то, что вошло в книгу издательства Вече. И это стало бы Полным СС Ефремова.

А Ладомир вот не постеснялся же выпустить сборник Армалинского. И многие другие книги серии РПЛ такого рода. И правильно сделал. Издательство было остаётся одним из лучших в России.





456
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 декабря 2023 г. 09:33
цитата mr_logika
Загадок в книге так много, что одна из них вылезла на обложку. Это инициалы издателя Юхневской. Возможно, кое-кто неловко себя чувствует из-за этой книги. Которая почему-то называется восьмым томом собрания сочинений Ефремова, собрания, изданного другой организацией — издательством Престиж Бук. Куда-то исчезла с обложки эмблема издательства — ягуар. Вместо неё красуется название несуществующего издательства. В качестве фигового листка? Но это плохое прикрытие, просто глупое, детское какое-то.


Серафима Юхневская — племянница Таисии Ефремовой (Юхневской), ей достался в наследство весь архив, в том числе рукописи Ефремова, хранящиеся у Таисии.
Серафима теперь обладательница прав на произведения ИАЕ. Второй обладатель прав — Аллан Ефремов.
Аллан не дал бы разрешения издательству ПБ на выход этого текста. А С.Юхневская — выпустила (под патронажем ПБ) сама. Чего тут «загадочного»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2023 г. 14:41
цитата AndrewBV
Серафима Юхневская — племянница Таисии Ефремовой

Я догадался, что у Таисии Иосифовны могли быть братья и сёстры, у которых могли быть дети. Но я ни с кем из них не знаком. Спасибо за разъяснение. Загадки инициалов больше нет. Осталась загадка отсутствия ягуара на обложке, или загадка «патронажа».
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2023 г. 14:52
Ну, какая тут загадка?
Аллан категорически против выпуска «Моих женщин» в свет. (Почему — это долгая история, вкратце — он «не любит» собственного отца, из-за Таисии).
То есть ПБ никак не мог легально выпустить этот текст под своим логотипом, это было бы «противоправно».
Серафима Юхневская не занимается выпуском книг (она занимается коневодством), но ей не надо ни у кого «приобретать» права на текст Ефремова.
Вот тут и родился спонтанный проект «издатель Юхневская С.А.»
Который был поддержан ресурсами ПБ.
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2023 г. 15:22
Ещё раз спасибо! Больше нет загадок. Они не перешли в следующий год. Но лучше бы было объяснение в предисловии, чтобы читателям не приходили в головы разные дурацкие предположения. Остаётся выразить благодарность Серафиме Юхневской, что я здесь и делаю с удовольствием.


Ссылка на сообщение2 января 2024 г. 00:12
А разве С. А. Юхневская не могла продать права Престиж Буку? Или это не выгодно? Я, уж простите, мало смыслю в вопросах, связанных с наследованием интеллектуальной собственности.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 января 2024 г. 13:43
цитата mr_logika
А разве С. А. Юхневская не могла продать права Престиж Буку? Или это не выгодно? Я, уж простите, мало смыслю в вопросах, связанных с наследованием интеллектуальной собственности
если правообладателей несколько то покупать надо у каждого.
 


Ссылка на сообщение2 января 2024 г. 20:22
Спасибо. Понятно, что другого способа не было.


⇑ Наверх