Страшная сказка Гильермо Дель


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «alexsei111» > Страшная сказка Гильермо Дель Торо.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Страшная сказка Гильермо Дель Торо.

Статья написана 23 мая 2010 г. 19:34

«ЛАБИРИНТ ФАВНА»

год 2006

страна США, Испания, Мексика

слоган «Innocence Has A Power Evil Cannot Imagine.»

режиссер Гильермо Дель Торо

сценарий Гильермо Дель Торо

продюсер Виктор Альбарран, Белен Атьенца, Альваро Аугустин, ...

оператор Гильермо Наварро

композитор Хавьер Наваррете

жанр триллер, фэнтези, драма, детектив, военный

бюджет $19 000 000

сборы в США $37 634 615

сборы в мире + $45 529 593 = $83 164 208

сборы в России $884 029

DVD в США $35 951 853

премьера (мир) 27 мая 2006

премьера (РФ) 30 ноября 2006, «RUSCICO»

релиз на DVD 22 сентября 2009, «Флагман-Трейд»

рейтинг MPAA  R

время 119 мин.

В главных ролях: Ивана Бакеро,Сержи Лопес,Марибель Верду,Даг Джонс,Ариадна Хиль,Маноло Соло.

Здравствуйте многоуважаемые фантлабовцы, и еще гораздо более уважаемые фантлабовки. В честь открытия на нашем любимом сайте рубрики «Кинорецензии» и принятия меня в состав ее авторов я решил рассказать вам об одном из самых пронзительных и драматичных фантастических фильмов за всю историю мирового кинематографа.

Для создания должной атмосферы, проидите по ссылке и включите блистательную колыбельную из саундтрэка фильма о котором я хочу вам рассказать,а потом вернитесь к прочтению статьи(ну не получилось у меня вставить активное окно блииин.>:-|).

Этот фильм демонстрирует нам, то, как фантастический элемент, оказавшись в нужное время и в нужном месте может усилить восприятие реального мира, а именно усиление восприятия, наряду с расширением возможных приемов и является основной причиной использования фантастических элементов в искусстве. Разумеется, в данном случае не берется в расчет чисто развлекательная беллетристика, написанная ради звонкой монеты или от нечего делать или бесчисленные фильмы, снятые для жевателей попкорна. В данном случае имеются ввиду мотивы настоящего художника, которому есть что сказать этому миру к  коим режиссер мексиканского происхождения Гельермо Дель Торо без сомнения относится.

Речь конечно как многие уже догадались о блистательном и без сомнения лучшим пока фильме в фильмографии режиссера «Лабиринте фавна».

На днях я посмотрел его вторично и понял, что мое первое впечатление двухлетней давности не было обманчивым, и фильм действительно таит в себе безупречность визуального ряда и музыкального оформления («Колыбельная» без слов является одной из самых красивых и запоминающихся мелодий, которые я когда-либо слышал), блистательный авторский замысел (в виде параллельного столкновения двух миров реального и вымышленного) и великолепную актерскую игру.

Нужно сказать что в «Лабиринте фавна» идеально отполированная фантастическая составляющая, которая достигается путем локализации и минимизации оной.

(Если честно все эти фэнтезийные войны двух империй, и великого добра с великим злом всегда казались мне редкостной чепухой именно из-за своей глобальности и своего невнимания к маленькому человеку. Я кстати до сих пор не прочел «Властелина колец», да и ПЛИО при всей ее гениальности не вызывает у меня особого восторга).

Дабы закончить с вступлением, перейдем непосредственно к моему виденью фильма. Может быть, кто-то захочет возразить или дополнить мой рассуждения или прочтет про фильм впервые и захочет его посмотреть (хотя я  сомневаюсь, что в столь почтенном обществе остались таковые).

И еще в процессе подготовки этой статьи я с удивлением узнал, что многие киноманы «Лабиринт фавна» мягко говоря, не совсем поняли. Для дальнейшего контр аргументирования позвольте привести две небольшие рецензии людей, которые думают что «Лабиринт фавна» фильм весьма посредственный, и начнем мы с несколько отредактированного :-))) поста  знатного фантлабовца и просто хорошего человека  armitura.

цитата

«Тут все в таком радостном восторге от єтого фильма, что решил и я глянуть. И рейтинг на имдб за 8 баллов, и весьма приличное место в топ-250, и дофига номинаций на Оскар, и три из них принесли статутєтки, и инет пестрится от радостных визгов.

А вот фильм у меня оставил глубоко двойственное ощущение. С одной стороны, канеша, все крута — каменный лабиринт, дыра в земле с громадной винтовой лестницей, феи, фавны, три задания для девочки, которая должна стать принцессой подземного царства — и все это на фоне борьбы партизанов с фашистами в 44-м году.

А на деле... С визуальной точки зрения все суперски сделано, тут можно восхищаться и ахать-охать. Но вот с сюжетной линией серьезные просчеты, в результате чего хочется сказать: «Не верю». И не потому, что такого не бывает в жизни, а потому что наиграно, театрально и притянуто за уши все, что только можно было притянуть. Ну что это блин за задание для принцессы: влезть внутрь старого дерева, найти там волшебную жабу, всунуть ей в рот несколько волшебных камней и забрать у нее золотой ключик. Ну и так далее.

Несуразицы по ходу фильма много. Авторы выбрали жанр, в котором нужно действовать очень осторожно — малейший шаг влево-вправо нарушает всю притчевость и достоверность картины. А они заигрались с визуальной действительностью, с пиром для глаз, схематизиров сюжет до невозможности.

Жаль. Могло получится классно. Лучше найти и посмотреть где-то «Страну приливов» Терри Гиллиама — там говорят тоже про уход сознания ребенка в мир своих фантазий перед ужасами войны...».

Если в данном случае некоторое непонимание картины можно объяснить исключительным случаем (ну бывает не понял человек и написал в ЖЖ),то рецензия в журнале «Мир фантастики» некого Георгия Спицина вызывает сильнейшее недоумение ,ибо пороть чепуху в ЖЖ и в весьма популярном журнале формирующим культурные приоритеты подростковой аудитории это немного разные вещи. Позвольте и рецензию из МФ привести полностью.

цитата

«Фашисты и сказки»

Действие фильма разворачивается в Испании времен гражданской войны. В то время как доблестная Красная Армия освобождает от немецких захватчиков Польшу, а союзнички наконец-то соизволили открыть Второй фронт, фашистские молодчики Франко, до которых у прогрессивной мировой общественности за обилием более важных дел не дошли руки, практически победили в войне своих коммунистических противников. Горстки партизан, прячущихся высоко в горах, уже не способны на большее, чем дерзкие рейды в маленькие гарнизоны франкистов.

В такое страшное время на передовой появляется маленькая девочка, которая, желая огородиться от ужасов реального мира, пытается создать свой собственный, в котором нет места войне, несправедливости и самовлюбленным садомазохистам вроде ее отчима. К сожалению, жестокое бытие влияет и на сознание. Маленькая Офелия попадает в древний Лабиринт, происхождение которого затеряно в глубине веков, и открывшийся ей мир также оказывается весьма зловещим, хотя и не лишенным романтизма. Привратник этой волшебной страны, Фавн — существо не очень приятное на вид, но безобидное и искренне расположенное к девочке, которая день за днем переживает боль новых утрат. Предложение Фавна отправиться в край детских сказок заманчиво, несмотря на опасности, с которыми придется встретиться...

В фильме много достаточно натуралистичных сцен, эффект от которых в несколько раз усилен мастерской операторской работой Гильермо Наварро («От заката до рассвета»). Актерская игра выше всяких похвал: особенно впечатляет исполнительница главной роли Ивана Бакеро, несмотря на юный возраст, уже засвеченная в четырех картинах со схожей фантастической тематикой. Архизлодей капитан Видаль (Сержи Лопес) также великолепен в своем негативном образе: похоже, на его примере режиссер захотел продемонстрировать свое отношение к политическому режиму тех лет. Вообще, фильм настолько антифашистский, что вполне мог бы демонстрироваться даже в кинотеатрах Советского Союза. Зверства франкистов и сказочных монстров идут в параллели друг к другу, и показаны они очень правдиво, поэтому адекватный ответ «сил добра» воспринимается как справедливое возмездие. Впрочем, даже, несмотря на это, концовка фильма достаточно тяжела..

Но совершенно убийственной выглядит рецензия уважаемого многими в культурных интернет кругах Alex Exler. Желающие могут  пройти по ссылке и прочесть эту чепуху именуемую, почему-то рецензией.

Короче все трое не поняли ни черта.:-)))

Я не буду лишний раз пересказывать сюжет и говорить, как это все замечательно снято и сыграно. Давайте поговорим о смысле.

«Лабиринт фавна» есть не что иное, как умный и эстетичный пинок в сторону фашисткой идеологии, и даже можно сказать больше это есть пинок в сторону любой власти прививаемой насильно. Но, похоже, для того чтобы увидеть ногу, раздающую пинки нужно обладать третьим глазом, ибо количество людей, не понявших фильм, просто поражает меня.

Итак девочка Офелия ,которая приезжает в усадьбу своего отчима капитана. Видала, дабы уйти от суровой действительности придумывает себе сказочную реальность, и начинает жить в своей выдуманной действительности. В одной из рецензий я читал, что сказочный колорит весьма примитивен, и прост. Типа выполни три задание и станешь принцессой и вернешься к маме и папе  вот и весь расклад, но позвольте сию сказку не профессор Толкиен  придумал, а одиннадцатилетняя девочка, то есть она не могла придумать что-то сложное и заумное, поскольку является всего лишь ребенком, а не высокомудрым профессором. Так что некая кажущийся примитивность в данном случае весьма обоснованна.

Но проблема в том, что это ложная примитивность и теперь давайте разберем все по пунктам.

Итак, ИСПЫТАНИЕ ПЕРВОЕ «Смоковница и жаба».

Итак, на самом деле смоковница это не совсем смоковница, а жаба не совсем жаба.

Под деревом подразумевается Испания, а под жабой режим Франко который паразитирует на стране, и жирует. Или если брать шире имеется в виду любой паразитирующий режим.

Все не так уж и сложно, не правда ли? Ларчик открывается просто. Однако никто из трех приводимых мной рецензентов до этого не додумался.

Итак, ИСПЫТАНИЕ ВТОРОЕ «Яства и неведомое существо».

В данном случае тоже ничего сложного нет, те кушанья которые видит на столе Офелия символизируют те мнимые блага ,которые узурпаторы предлагают местной элите в обмен на лояльность, и подчеркивают факт того предательства, и то что предавшие свой народ встают на одну моральную ступень с захватчиками. Те летающие скажем так, феи которых съело безглазое существо, возможно являются людскими ресурсами которые безбожно и расточительно расходует тираническая власть. Данный вывод можно сделать из того факта, что чуть раннее по сюжету капитан. Видал звал на ужин местную элиту.

Ключ, который должна была добыть Офелия, является символом материальных ресурсов, которые неправомерно захватывают себе власть имущие. Данный факт подчеркивает и параллельная линия с ключем от склада, который добывает себе экономка капитана. Видала Мерседес.

Не правда ли это уже не выглядит средней сказкой для взрослых, а фавн неким «безобидным и расположенным к девочке существом» как было написано в одной из приводимых рецензий? Я бы назвал фавна символом ложных человеческих идеологий основанных на возвышении себя над всеми остальными. Такие идеологии позволяют тебе брать не спрашивая, и по терминологии известного студента «право иметь».

И именно к этой мысли нас подводит

ИСПЫТАНИЕ ТРЕТЬЕ «Жертвоприношение».

Когда фавн спрашивает Офелию согласна ли она пролить кровь своего брата ради достижения «высшей цели»,то сразу видно что для достижения благ одних всегда будут страдать или даже умирать другие.

Если говорить прямо, то любая властная структура в той или иной степени стоит на крови невинных, ради персонального земного рая  малой горстки людей. Эти люди согласились нести на своих плечах кровь невинных, в отличие от главной героини этого фильма.

Смерть Офелии в конце вполне закономерна, и подчеркивает высказанную мной мысль.  «Не хочешь играть по нашим правилам так поплатись за это, ибо наша система стоит на крови тех кто не согласился склонить головы перед нами и стать такими же скотами как мы».

Итак, подводя итоги нужно сказать, что за кажущейся нелепостью и простотой страшной сказки Дель Торо удалось снять гениальную притчу о жестокости  власти и несправедливости этого мира.

И пусть как сказала мать Офелии «Этот мир не создан для детских сказок» давайте все таки верить в хорошее. Да и сам режиссер все-таки дает нам надежду в лице спасенного братика Офелии.

Разумеется оценка только 10 из 10.

Я жалею во первых о том что это пронзительное послание было понято далеко не всеми ,и надеюсь моя статья хоть сколько нибудь исправит это положение и некоторым товарищам захочется пересмотреть этот фильм заново.

И во вторых меня очень расстроило качество картинки на лицензионном амарее. Плывет все, и хочется выкинуть диск в окно (благо у меня переписанная болванка).Так что если захотите посмотреть, качайте BD-rip.Я бы и от BD не отказался, если бы деньжат было побольше и техника на котором его можно смотреть.

Вот такое мое скромное мнение господа.

И до новых рецензии дамы и господа ,ибо поводы еще есть..





1100
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 20:06
А мне не понравился сей фильм. ) Ничего хорошего, по-моему. Весьма картинно и банально...Не зацепило, к сожалению. Фильм на один просмотр, как я думаю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 20:20

цитата 4P

Весьма картинно и банально...
Ну насчет банальности,это все таки весьма оригинально.:-)
Хорошо назовите мне какой либо менее банальный фильм в жанре фэнтези.Кроме «Властелина колец» не люблю я его и не могу им оперировать.
 


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 06:05
Я бы тоже не отнесла этот фильм к жанру фэнтези. Менее банальное? Гм. Никогда не классифицировала так фильмы, запоминая, что тот вот менее, а тот более банальный.
Тут банальность, на мой взгляд, заключается не в том, что все легко можно предугадать. А в манере передачи идеи до зрителя. Все герои и образы однозначны, что ли. Как маски, вырезанные опр. образом и потому не могущие измениться. Потому и фильм не трогает (меня, по-крайней мере).
А «ВК» очень люблю и совсем не считаю банальным. Когда игра актеров заставляет верить во все и жутко переживать. Когда персонажи неоднозначны, хоть и просты. И ты видишь, как меняется, трансформируется со временем их внутренний облик. Когда режиссером мир проработан так, что не возникает ни тени сомнения в его существовании, банальным фильм не назовешь.


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 20:44
Лично я бы не отнес ЛФ к фэнтезийному жанру, потому что этот план носит в нем предельно условный характер. Скорее, это очень грустное по форме и содержанию, рассуждение о том, насколько прекрасным и удивительным может выглядеть детское восприятие, насколько омерзительна и мерзостна любая гражданская война и о том, насколько больно получается, когда первое встречается со вторым. Рецензия — good.8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 20:49

цитата fox_mulder

Лично я бы не отнес ЛФ к фэнтезийному жанру, потому что этот план носит в нем предельно условный характер.
Ну как все уместно и филигранно.Прямо закачаешься.

цитата fox_mulder

Рецензия — good.
Спасибо.Спасибо.:beer:Ну надо бы подумать на что еще рецензию написать. Может на «Бегущий по лезвию...».???


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 21:35

цитата alexsei111

одной из самых красивых и запоминающихся мелодий
Странное дело: мне никак не удается запомнить этот мотив. Красивый — да, подходит к фильму — безусловно! А я забываю его вскоре после того как услышу.
Между прочим, для меня фантастическая составляющая истории представляется вполне вероятной. Потому что как объяснить две вещи:
— после того как мандрагору положили в молоко, мать Офелии почувствовала себя лучше, а когда мандрагору сожгли — у нее началось кровотечение, и впоследствии — смерть;
— запертая в комнате девочка с помощью волшебного мелка пробралась в кабинет отчима — каким образом, если мелок на самом деле не существовал?
Так что, возможно это моя наивность и желание верить в хорошее — но думаю, что происходящее не выдумка Офелии... Что-то там такое было...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 21:51

цитата zmey-uj

— после того как мандрагору положили в молоко, мать Офелии почувствовала себя лучше, а когда мандрагору сожгли — у нее началось кровотечение, и впоследствии — смерть;
Это может быть случайностью, а мандрагора просто сорняком.

цитата zmey-uj

— запертая в комнате девочка с помощью волшебного мелка пробралась в кабинет отчима — каким образом, если мелок на самом деле не существовал?
Ее никто не запирал. Звука закрывающегося замка не было.
 


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 21:56

цитата alexsei111

Это может быть случайностью
Все может быть случайностью, тем не менее события показаны как взаимосвязанные, а другого объяснения не подобрать.

цитата alexsei111

Ее никто не запирал
Не помню точно этот момент, но отчим вроде бы распорядился, чтобы ее не выпускали из комнаты, и либо ее заперли, либо возле комнаты кто-то остался следить.
Но повторю, что это именно мое понимание.
 


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 21:59

цитата zmey-uj

либо возле комнаты кто-то остался следить
Отчим оставил кого-то следить,но видимо плохо следили.


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 22:08

цитата zmey-uj

Все может быть случайностью, тем не менее события показаны как взаимосвязанные, а другого объяснения не подобрать.

Это просто специально снято таким образом. Но в самом конце, когда отчим не замечает сказочных существ, якобы окружающих падчерицу и стреляет в нее, становится очевидным, что это всего-лишь плоды ее детского восприятия.8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 19:22
Там по-другому. Фавн говорит: «Как пожелаете, принцесса» — и пропадает, и в этот момент отчим выбегает на поляну. То есть решение Офелии окончательно лишает ее шанса попасть в волшебную страну (Фавн хочет, чтобы она подумала именно так).
 


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 20:01

цитата zmey-uj

Там по-другому. Фавн говорит: «Как пожелаете, принцесса» — и пропадает, и в этот момент отчим выбегает на поляну. То есть решение Офелии окончательно лишает ее шанса попасть в волшебную страну (Фавн хочет, чтобы она подумала именно так)

Пересмотрите фильм. По-моему его трактовка даже чересчур очевидна.8-)
 


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 20:19
Его трактовка такова: девочка придумывает себе сказку, чтобы спастись от жестокой реальности. Верно?
Так вот, похожих произведений мне попадалось немало: «Пи», те же «Секретные материалы», в литературе — «Миссис Мабб», да и не вспомню сейчас все — одна из моих любимых тем. Если есть в них явное указание: это правда, это вымысел — только в таком случае я принимаю «очевидную трактовку». Если режиссер/автор допускает хоть небольшую вероятность необычного толкования — я предпочитаю ее.
В ЛФ довольно много намеков на то, что происходящее — не просто девочкина фантазия.
Во-первых, она видит фею еще по дороге в городок, не будучи знакома с отчимом. Стало быть (если все лишь ее выдумка), либо ее жизнь уже была трудной, и она спасалась в фантазиях, либо она просто была мечтательным ребенком. И в том и в другом случае фантазии должны были давно захватить ее, причем очень серьезно. Но нет — все развивается именно после их с матерью приезда к капитану.
Во-вторых, ребенок вряд ли знает такие подробности анатомии, какие возникли в книге, когда она захотела узнать, что с ее матерью. (И еще мелочи, сейчас не вспомню.) Мы смотрим фильм с нашим багажом знаний, а там много такого, о чем детям не известно — даже смелым фантазерам. Офелия узнает это благодаря... чему?


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 22:15
Спасибо за очень хорошую рецензию. Фильм и правда отличный.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 22:18

цитата perftoran

Спасибо за очень хорошую рецензию. Фильм и правда отличный.
Не за что.Рад стараться.


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 22:58
Эк тебя пробило — значит понравилось :))

Попробуй блю-рей скачать, наверняка в матрешке или другом хорошем контейненре есть, гигабайт на 10 файлик.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2010 г. 23:07

цитата С.Соболев

Попробуй блю-рей скачать, наверняка в матрешке или другом хорошем контейненре есть, гигабайт на 10 файлик.
Оно конечно можно,но во первых я его нескоро буду пересматривать,во вторых видео не потянет скорее всего,и в третьих для этого надо иметь Full HD монитор которого не имеется.:-))).
За похвалу спасибо. :beer:Тут еще про «Догвилль» Ларса фон Триера неплохо получилось.Вы просто подписались на мою колонку после выхода статьи.Могли и не заметить.
 


Ссылка на сообщение5 августа 2010 г. 18:07
Конечно 10 из 10))
Гильермо дель Торо — гениальный мексиканский режиссёр, сценарист, актёр и продюсер.
Мрачная сказка одновременно прекрасная и ужасная. Злодеи ставшие ими из-за тяжёлой судьбы, нелёгкие решения и всегда испытания. Динамика фильма чередуется с мягким их течением, повествовательным. Огромная натуралистичность, переживаешь за героев как за близких тебе людей. Особенно мне было жалко Мерседес. Когда она в конце плакала, прямо хотелось её успокоить, а когда её окружили солдаты Видаля, думал «Ну давай же чудо — появись, хоть бы они её не убили». И все злодеи у него люди, которых тоже жалеешь, потому что гнев и злоба у него исходят из их страха, из одиночества. Сказочность прибавляет красочности и делает реальность намного жестче, необратимее. Хотя казалось сказочность должна выполнять роль иллюзии, в фильмах дель Торо она делает реальность поразительно проникновенной. И все истории как бы хорошо они не заканчивались всё равно поселяют в душе необыкновенную грусть. Не печаль, но задумчивость, не горе, но мудрость. Гений одним словом.
 


Ссылка на сообщение5 августа 2010 г. 20:30

цитата Мерлин8

Гений одним словом.
Судя по этому фильму да.:-) Хотя «Хребет дьявола» не столь гениален.
 


Ссылка на сообщение5 августа 2010 г. 20:52
alexsei111, согласен. Он более взрослый и менее...Фавн он реалистичный, жестокий, но сказочный. казалось бы совместить несовместимое — а он смог!)) Жаль конечно что он ушёл с Хоббита...не увидим мы взгляд его на эту сказку.


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 17:56
Эх, как вы хитро всё разложили на полочки. Аллегорических смыслов первого и второго испытания я не понял, когда смотрел — так что спасибо, что разъяснили. Но всё-таки и третья рецензия, которую вы называете полной чепухой во многом права. Партизаны и Видаль действительно вышли картонно-лубочными(разумеется, имхо). И всю тонкость аллегорий сказочной части фильма совершенно сливает утиль то, как грубо и примитивно нам показывают зверства фашистов в реалистичной части фильма. Сделай режиссёр эту часть фильм покороче — и фильм бы мне, наверно, понравился намного больше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 21:24

цитата V-a-s-u-a

Эх, как вы хитро всё разложили на полочки.
Вот такой я умный.8-) Просто там фашисты тоже весьма условные и обобщенные.Притча же.Решил отредактировать,а вы уже ответили.:-))) Вы еще про «Догвилль» Триера найдите.Тоже неплохо получилось по-моему.


⇑ Наверх