Семнадцатый выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Семнадцатый выпуск «ФантКаста». Типичные черты советской кинофантастики
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Семнадцатый выпуск «ФантКаста». Типичные черты советской кинофантастики

Статья написана 24 августа 2023 г. 12:04

В этом выпуске «ФантКаста» поднимаем не совсем типичную для нас тему: рассказываем не о книгах и их авторах, а совсем наоборот – о советской кинофантастике. Точнее, о некоторых характерных чертах, присущих этому виду кинематографа в СССР. Книжный обозреватель Василий Владимирский выделил три основных тенденции и попытался разобраться, почему именно так сложилась судьба НФ на советском киноэкране. Но, спешим успокоить – и без разговора о книгах, а также о литературоцентричности, тоже не обошлось.

Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:

Apple Podcasts

Google Podcasts

Яндекс.Музыка

ВКонтакте

ЛитРес

MyBook

Spotify

SoundStream

Castbox

Podcast Addict

Mave

RSS


Реквизиты для тех, кто готов финансово поддержать Петербургскую фантастическую ассамблею и ФантКаст:

ЮMoney

QIWI Кошелек

— Карта Сбербанка 2202206210159153





668
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 17:32
Крутой выпуск, спасибо! Интересно, а межавторские серии тоже имели какой-то зарубежный аналог?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 17:33
цитата борхус120
Интересно, а межавторские серии тоже имели какой-то зарубежный аналог?
в каком смысле?


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 17:47
В подкасте обсуждаются источники тенденций в массовой фантастике 90-х и нулевых годов. Для некоторых из таких тенденций (попаданцы, книжки «про ведьмочек», славянское фэнтези) источники названы, а для всяких сточкеров нет. Потому и спрашиваю: это отечественное изобретение или опять подрезали у зарубежных коллег?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 17:53
цитата борхус120
Потому и спрашиваю: это отечественное изобретение или опять подрезали у зарубежных коллег?
Разумеется у зарубежных.я не знаю какой был первым но..Страна Оз.Баума.Ну и Конан с Лавкрафтом конечно.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 19:27
В смысле? Книжные серии по популярным видеоиграм? Да, подрезали. Книжные серии, действие которых разворачивается в одной общей вселенной? Да, подрезали. Но это настолько общераспространенное, что, мне кажется, слово «подрезали» тут не совсем подходит.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 22:05
Ну, скажем, мемориальные антологии лично я подрезал, оттолкнувшись от антологий «Друзья Основания» и «Брэдберианские хроники», рецензии на которые я прочел в «Локусе» еще в начале 90-х. Вот как прочёл, так сразу и задумался о такой же мемориальной антологии по братьям Стругацким, но только на выстраивание этого проекта у меня ушло примерно лет пять. Тогда как лепить серии по компьютерным играм, по чужим классическим мирам, по мотивам популярных фильмов и сериалов — это вообще дело нехитрое, прямо на поверхности лежит еще с 80-х.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 22:07
цитата chert999
прямо на поверхности лежит еще с 80-х.
Каких восьмидесятых? Конан это пятидесятые...
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 22:26
Это у них пятидесятые, а мы про эти тренды западной коммерческой фантастики начали потихоньку прознавать только где-то в восьмидесятых, когда к нам по капельке, по капельке начали проникать западные пэйпербэки и расползаться по КЛФам.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 22:30
А! Понял..А так то.. Интересно по Стране Оз первый такой или были в 19 веке?
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 22:50
Вот насчет Баума совсем не в курсе. Да я и Волкова, если честно, до 90-х не воспринимал как эдакий межавторский цикл по Бауму. Ведь и Буратино, и Незнайка, и даже Изумрудный город у нас воспринимались как практически оригинальное творчество.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 22:51
цитата chert999
Вот насчет Баума совсем не в курсе.
Та на Западе целые десятки книг были...
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 22:54
Точно не в девятнадцатом веке: The Wonderful Wizard of Oz впервые опубликован в 1900 году. ))) Там вообще сложная история, первоначально над книгой работало два человека, художник и Баум, потом они на почве бешенных бабок разругались, Баум написал свое продолжение, художник — свое. Ну и так далее.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 22:56
цитата vvladimirsky
Точно не в девятнадцатом веке: The Wonderful Wizard of Oz впервые опубликован в 1900 году
В смысле может раньше были межавторские циклы?
 


Ссылка на сообщение24 августа 2023 г. 23:00
Да, были. Один из самых известных — «Ветхий Завет». Еще Евангелия пацаны хвалили, говорят — забирает. 8-)


Ссылка на сообщение25 августа 2023 г. 01:14
Да, послушал. Хороший выпуск — коротко, сжато, но всё главное выделено и почти ничего не пропущено. Так держать!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 августа 2023 г. 01:38
:beer:


Ссылка на сообщение29 августа 2023 г. 12:00
Не хотелось быть в роли «ловца блох», но тем не менее: есть мелкие неточности. На восприятие смысла они не влияют, но если бы их вовсе не было, то все воспринималось бы еще лучше.
К примеру, вы сообщаете (понятно, ориентируясь на информацию из книги А. Федорова), что с 1936 по 1956 гг фантастики в советском кинематографе не было. На самом деле была: фильмы «Серебристая пыль» снят в 1953г., а «Тайна вечной ночи» в 1955-м.

Федоров обсчитался и с количеством экранизаций Александра Беляева, якобы, их было всего четыре.
Я так понимаю, что Федоров, составляя список всей советской кинофантастики, считал не только кинофильмы, но и телеспектакли и телефильмы; так, если брать только кинофильмы, то их наберется побольше: «Человек-амфибия» 1961, «Продавец воздуха» 1967, «Завещание профессора Доуэля» 1984, «Остров погибших кораблей» 1987, сразу две экранизации романа «Ариэль» — «Спутник планеты Уран» 1990 и, собственно, «Ариэль» (начало съемок 1991г., при СССР), и экранизация «Подводных земледельцев», фильм «Подводные странники» (начало съемок 1991г., при СССР).
А если сюда добавить и телеспектакли, то Беляев кое-кого потеснит в списке самых экранизируемых фантастов в советском кино.

Но сам подкаст интересный, лапидарность изложения ему только «в плюс».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 августа 2023 г. 13:11
Спасибо за ловлю блох, но я, как говорил там в самом начале, киновед ненастоящий. )))


Ссылка на сообщение30 августа 2023 г. 00:22
«Таинственный остров», по роману Жюля Верна, 1941 год. «Тайна двух океанов», 1955 год.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 августа 2023 г. 00:49
«Тайна двух океанов» — премьера 1957.

«Таинственный остров» — не уверен, что это фантастика.
 


Ссылка на сообщение30 августа 2023 г. 21:46
«Действие ленты разворачивается в соответствии с сюжетом одноименного произведения Жюля Верна. Во время войны Севера и Юга в США в 1865 году из осаждённого северянами Ричмонда на воздушном шаре бежит группа пленников-северян. Они оказываются на загадочном необитаемом острове, где они не одни, — с ними таинственный капитан Немо».

Посмотрел. Экранизация «Таинственного острова» Ж. Верна (с песней).


⇑ Наверх