После вторичной "Игры в кальмара", пачки фэнтези-фильмов "по мотивам Толкиена" и громадного количества сериалов-повторений "конца света" — да, вот вам новый сериал-повторение про постапокалиптику.
Некий подземный бункер, фактически город, в котором люди второй век укрываются от катастрофы наверху. Социальная система устоялась. Технологическая — тоже. Верхушка контролирует основную массу жителей через телескрины, тотальную цензуру, возможность играть в простые игры накопления фантиков или спортивные достижения бега по лестницам. Серьезные вопросы задавать нельзя. Кому не нравится — может выйти через шлюз в подобии скафандра.
Такие недовольные люди находятся регулярно, и только выйдя за дверь они начинают скакать, орать, пытаются очистить бронестекло (единственное помещение бункера с наружным окном), потом с ними что-то происходит и они умирают.
В сериале мы увидим храбрую и умелую Героиню, еще пожилую и хитрую наставницу, её же пожилого и почти отчаявшегося отца.
Мертвый бойфренд приходит в воспоминаниях и видеофайлах.
Удачная роль мэра (Тим Роббис), а так же местного ФБР-овца (запоминающийся образ).
К актерской игре тут вообще мало вопросов: создатели сериала сделали ставку именно на раскрытие персонажей, интриги, а так же стандартные поиски Правды. Эти мотивы для тамошнего актерского состава почти как текст "Гамлета" — привычно, вдохновляюще, оставляет поле для маленьких выдумок. Люди стараются и получается весьма неплохо.
Наблюдать за развитием интриги — занимательно.
Постарались дизайнеры: показана разнообразная латанная-перелатанная техника, во всех ракурсах сняты внутренности жилых отсеков, созданные так, чтобы хоть как-то отвлечь обитателей от ощущения бетонной коробки. Эффектная винтовая лестница, которая связывает уровни бункера. При всех претензиях у сериала есть своя стилистика.
Но дальше начинается кошмар.
Вместо многократно дублированной техники — есть некий уникальный генератор, который пафосно чинит Героиня. Может остальные генераторы вышли из строя и остался только один? Судя по всему, нет, все изначально было так проектировано.
Есть одноразовые шприцы, но нет ни одной системы, которая бы могла производить иглы (а это действительно сложно).
Есть тайный центр наблюдения, есть камеры и компьютеры, и все это пашет двести лет? Не верю.
Цензура прошлого такая, что люди не могут разобраться в сути огоньков, которые блистают в ночном небе и видны сквозь единственное стекло. "Звезды" это не про них. Но эти же люди при виде картинок с морем и травой начинают буквально плакать.
Словом, тему изолированного на две сотни лет социума и ограниченного набора технологий создатели сериала не потянули. Все сложные места заделываются "пожалейками" и "слезодавилками".
Подземный бункер можно легко заменить внутренностями звездолета, который уже не первое поколение летит к другой звезде и обитатели сами не понимают, что делают на борту...
Стало меня это немного раздражать и я заглянул в книгу-первоисточник. Там есть две неплохие выдумки:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
— перевертыш с "Правдой". Всем выходящим из бункера в окно скафандра вставляли не просто стекло, но дисплей, который достраивал окружающую картинку. То есть им казалось, что вокруг трава и цветы, синее небо, они срывали с себя скафандр (который, кстати, делался на живую нитку) и тут же умирали в ядовитой атмосфере.
— верхушка бункера имеет дело с действительно серьезной проблемой: как сохранить общество в этом бункере относительно неизменным, да еще и так, чтобы люди оставались инициативными, яркими, живыми. В результате надо превращаться бункер в вечное семечко, из которого все никак не пробивается росток. А уничтожить систему бункера достаточно просто. Отсюда необходимость устранения всех смутьянов.
Но главную "вилку" они не убирают.
Если за окнами реальная катастрофа, то борьба с этой катастрофой становится той большой целью, которая объединяет людей в бункере. Вот мы сделали "землеход" и сползали на разведку в соседний город. Вот у нас появился воздушный шар с телекамерой и передал в бункере сколько-то фотографий. Вот есть лаборатория, где пытаются переделать внешние токсины или наноботы, или радиоактивные материалы во что-то приличное. Это большое дело, которое сплачивает людей. Подобным проектам не будут препятствовать даже сложности, описанные во второй книге.
Но таких проектов нет.
Потому что Героиня должна искать Правду (большие буквы непременный и обязательны).
А если за окном выдуманная катастрофа, и в реальности действительно зеленые луга, то людей надо отвлекать не фантиками, не вещественными и социальными обманками, а пирамидой своих внутренних миров, внутренней пещерой. Мистикой, медитациями, нирванами... Из подземных склепов они должны прорываться в горний мир.
И этого в сериале тоже нет.
Создатели так и остались в клетке стандартных сюжетов.
На подобный сериал можно получить деньги, если система производства похожих сценариев и фильмов вышла на почти конвейерный уровень. "Мы тут придумали вместо калинки-малинки новую малинку-калинку"
Итого: "кто-то говорит повторение, а кто-то говорит — традиция". Этот сериал стал умелым соединением более чем традиционной темы правдоискательства в замкнутой системе и современных политкорректных картинок. Да, есть динамичный сюжет, интрига, есть неожиданные повороты.
Но оригинальности тут практически нет.
Это как средне-крепкий вестерн 1950-х или нормальный политический триллер 1990-х.
Но ни разу не прорывной проект.