Завершаю обзор иллюстраций к "Недопёску". Последняя треть глав (в моей произвольной разбивке) сфокусирована на взаимодействии двух директоров — директора сельской неполной средней школы по фамилии Губернаторов и директора зверофермы по фамилии Некрасов.
Коваль вводит в повествование нового персонажа — школьного директора Губернаторова.
1) Капустина рисует, как директор обнаружил на школьном дворе песца.
2) Коваль изобразил директора Губернаторова как личность примитивную, но должности своей соответствующую. Калиновский, подыгрывая автору, с почтительной усмешкой рисует этого директора. Вот он среди своих подвластных, а вот — с подчинённой уборщицей.
Замечательный фрагмент: второклассник стал популярным. С ним пятиклассники за руку здороваются. Калиновский мастерски изображает рукопожатие, повышающее статус.
3) Трубин дал юмористические образы.
4) Двоскина, как представитель нового поколения, изображает школьного директора сатирически.
Директор школы в последний день первой четверти проводит беседу с отпетыми хулиганами и двоечниками. Для советских школьников процедура была неприятной, "пропесочивание" было суровым.
1) Капустина рисует понурых детишек. Ужаса не чувствуется.
2) Калиновский бесподобен в изображении отчитывающего и отчитывающих. Но всё это настолько гротескно, что вызывает смех. Талантливая игра всех актёров.
3) У Трубина тунеядцы, в основном, скучающие. Можно было бы юмористу разыграться, но истина дороже.
4) Двоскина относится к советским педагогическим приёмам с неприкрытой ненавистью. Директор распускает руки (чего у Коваля нет).
1) Капустина рисует без души.
Поскольку повесть о животных, Коваль воспользовался директорской сюжетной линией, чтобы показать, как ведут себя при встрече два пса, у которых на уме только заботы о доминировании: кружат, обнюхиваются, занимают господствующую позицию (кладут руки друг на друга и т.п.). Капустина этой аналогии не увидела. Ей вообще люди неинтересны (она анималист). Директора у неё — два дуболома.
2) Калиновский, тонко чувствующий литературную основу, первую встречу подаёт через рукопожатие (сравни с рукопожатием школьников). У школьного директора, кстати, орденская планка. Подходящая должность для отставного военного. Впрочем, 1975 год — ветераны войны ещё на пенсию не вышли.
3) Трубин начальное противопоставление двух директоров пропускает.
4) Двоскина продолжает гнобить школьного директора. Личная травма художницы: училась в новые времена у старых учителей. Коваль, понятно, со своим опытом сельского учителя был от школьной системы не в восторге, но директор Губернаторов у него всё же не такое убожество (для глубинки он вообще идеальный вариант).
Во втором классе устраивается опрос:"Где песец?". И здесь неприятные школьные воспоминания: поднимают по одному, требуют признаний... И только неподавленный дошкольник Серпокрылов может позволить себе призыв:"Товарищи!".
2) Калиновский: от слёз к смеху. На второй иллюстрации выстроились в ряд герои эпизода: внесистемный Серпокрылов, два лощённых директора (добродушно усмехаются), запущенный внесистемный учитель.
3) Трубин рисует те же фрагменты со сменой ракурса.
4) Двоскина устала от обличения мерзостей советской педагогики, решила отшутиться.
Перемена настроения: решено выдать песца государству-собственнику. Радостно идём всем классом сдавать пушнину. А ведь совсем недавно единодушны были в укрывательстве беглого.
1) Капустина.
2) Калиновский изображает восторг ожидания: удовлетворённость руководства, энтузиазм масс, конформизм обывателя, утратившего крылья.
3) Трубин рисует момент обманутых ожиданий: опять песец улизнул.
4) Двоскина показывает хвост народного шествия: два внесистемных персонажа оторвались от масс.
Незаметно Коваль поставил главную героиню — второклассницу Веру — перед жёстким выбором. Песец оказался совсем не символом свободы, он добровольно вернулся в собачью будку, на всё готовенькое.
1) Капустина наконец-то отдохнула от необходимости рисовать людей. Зверюшки у неё счастливые.
2) Калиновский, понятно, рисует психологические портреты и Веры, и Пальмы, и Наполеона.
3) Даже у Трубина дурашливость отходит на задний план: Вера по-настоящему печальна.
4) Двоскина нагнетает опустошённость Веры.
Вера понимает, что ради такого ничтожества как производитель Наполеон III не стоит подводить всех под монастырь. Песца-перебежчика решено выдать.
1) Капустина рисует человека-предателя и безупречного песца. У анималистов свои предпочтения.
2) Калиновский рисует выдачу песца на фоне широких народных масс. Народ безмолвствует. Да ведь сами же недавно желали вернуть песца, но нет, поступок Веры теперь осуждается (песец выбрал её дом для убежища, а она его предала). Директор зверофермы улыбается хищно, директор школы — с облегчением, внесистемный учитель — с изумлением.
3) Трубин втянулся: у него тоже интересные психологические наброски (директор зверофермы Некрасов — высокий, в пыжиковой шапке). Закончилась история про то, как сошлись однажды директор Некрасов и директор Губернаторов.
В каноническом варианте текста повести директор школы Губернаторов мельком подумал о том, что ему надо бы тоже завести пыжиковую шапку, как у директора Некрасова — признал-таки, что Некрасов смотрелся более убедительно. В авторской рукописи у Коваля (воспроизведена в издании 2018 года с иллюстрациями Двоскиной) был завершающий фрагмент, где Некрасов вдруг дарит Губернаторову свою пыжиковую шапку, а шофёр директора зверофермы (вот где настоящий-то отрыв по статусу!) тут же достаёт из-под сидения новую пыжиковую шапку, которую Некрасов и водружает на себя. В общем, "шуба с царского плеча" — а шуб было много: кто-то из пушкинского круга рассказывал, что когда знатные татары и литовцы стали перебегать под власть русского царя (Ивана III), то он им всем шубу с плеча дарил, а если было лето — то всего-навсего княжеский титул. В этим аспекте важно, что в повести Коваля Некрасов свою пыжиковую шапку не снимал никогда, даже летом.
4) Двоскина как-то этот эпизод непосредственно не отразила в своих рисунках.
Закончился позорный для всех день, завтра — 7 Ноября. Надо жить дальше. Второклассница Вера поздно вечером пришла к дошкольнику Серпокрылову. Пришла на лепку пельменей.
2) Калиновский. Без комментариев.
3) Трубин.
4) Двоскина.