491 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 491. Иллюстрированный Ю.Коваль: Недопёсок-3 (худ. Г.Калиновский, худ. Д.Трубин, худ. Е.Двоскина, худ. Т.Капустина)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

491. Иллюстрированный Ю.Коваль: Недопёсок-3 (худ. Г.Калиновский, худ. Д.Трубин, худ. Е.Двоскина, худ. Т.Капустина)

Статья написана 11 июня 2023 г. 16:59

Завершаю обзор иллюстраций к "Недопёску". Последняя треть глав (в моей произвольной разбивке) сфокусирована на взаимодействии двух директоров — директора сельской неполной средней школы по фамилии Губернаторов и директора зверофермы по фамилии Некрасов.

Директорат

Песец в школе

Коваль вводит в повествование нового персонажа — школьного директора Губернаторова.

1) Капустина рисует, как директор обнаружил на школьном дворе песца.

Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)

2) Коваль изобразил директора Губернаторова как личность примитивную, но должности своей соответствующую. Калиновский, подыгрывая автору, с почтительной усмешкой рисует этого директора. Вот он среди своих подвластных, а вот — с подчинённой уборщицей.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

Замечательный фрагмент: второклассник стал популярным. С ним пятиклассники за руку здороваются. Калиновский мастерски изображает рукопожатие, повышающее статус.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

3) Трубин дал юмористические образы.

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

4) Двоскина, как представитель нового поколения, изображает школьного директора сатирически.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

Педагогика

Директор школы в последний день первой четверти проводит беседу с отпетыми хулиганами и двоечниками. Для советских школьников процедура была неприятной, "пропесочивание" было суровым.

1) Капустина рисует понурых детишек. Ужаса не чувствуется.

Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)

2) Калиновский бесподобен в изображении отчитывающего и отчитывающих. Но всё это настолько гротескно, что вызывает смех. Талантливая игра всех актёров.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

3) У Трубина тунеядцы, в основном, скучающие. Можно было бы юмористу разыграться, но истина дороже.

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

4) Двоскина относится к советским педагогическим приёмам с неприкрытой ненавистью. Директор распускает руки (чего у Коваля нет).

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

Два директора

1) Капустина рисует без души.

Поскольку повесть о животных, Коваль воспользовался директорской сюжетной линией, чтобы показать, как ведут себя при встрече два пса, у которых на уме только заботы о доминировании: кружат, обнюхиваются, занимают господствующую позицию (кладут руки друг на друга и т.п.). Капустина этой аналогии не увидела. Ей вообще люди неинтересны (она анималист). Директора у неё — два дуболома.

Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)

2) Калиновский, тонко чувствующий литературную основу, первую встречу подаёт через рукопожатие (сравни с рукопожатием школьников). У школьного директора, кстати, орденская планка. Подходящая должность для отставного военного. Впрочем, 1975 год — ветераны войны ещё на пенсию не вышли.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

3) Трубин начальное противопоставление двух директоров пропускает.

4) Двоскина продолжает гнобить школьного директора. Личная травма художницы: училась в новые времена у старых учителей. Коваль, понятно, со своим опытом сельского учителя был от школьной системы не в восторге, но директор Губернаторов у него всё же не такое убожество (для глубинки он вообще идеальный вариант).

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

Педагогика-2

Во втором классе устраивается опрос:"Где песец?". И здесь неприятные школьные воспоминания: поднимают по одному, требуют признаний... И только неподавленный дошкольник Серпокрылов может позволить себе призыв:"Товарищи!".

2) Калиновский: от слёз к смеху. На второй иллюстрации выстроились в ряд герои эпизода: внесистемный Серпокрылов, два лощённых директора (добродушно усмехаются), запущенный внесистемный учитель.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

3) Трубин рисует те же фрагменты со сменой ракурса.

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

4) Двоскина устала от обличения мерзостей советской педагогики, решила отшутиться.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

Демонстрация

Перемена настроения: решено выдать песца государству-собственнику. Радостно идём всем классом сдавать пушнину. А ведь совсем недавно единодушны были в укрывательстве беглого.

1) Капустина.

Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)

2) Калиновский изображает восторг ожидания: удовлетворённость руководства, энтузиазм масс, конформизм обывателя, утратившего крылья.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

3) Трубин рисует момент обманутых ожиданий: опять песец улизнул.

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

4) Двоскина показывает хвост народного шествия: два внесистемных персонажа оторвались от масс.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

Блудный песец

Незаметно Коваль поставил главную героиню — второклассницу Веру — перед жёстким выбором. Песец оказался совсем не символом свободы, он добровольно вернулся в собачью будку, на всё готовенькое.

1) Капустина наконец-то отдохнула от необходимости рисовать людей. Зверюшки у неё счастливые.

Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)

2) Калиновский, понятно, рисует психологические портреты и Веры, и Пальмы, и Наполеона.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

3) Даже у Трубина дурашливость отходит на задний план: Вера по-настоящему печальна.

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

4) Двоскина нагнетает опустошённость Веры.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

Выдача песца

Вера понимает, что ради такого ничтожества как производитель Наполеон III не стоит подводить всех под монастырь. Песца-перебежчика решено выдать.

1) Капустина рисует человека-предателя и безупречного песца. У анималистов свои предпочтения.

Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)

2) Калиновский рисует выдачу песца на фоне широких народных масс. Народ безмолвствует. Да ведь сами же недавно желали вернуть песца, но нет, поступок Веры теперь осуждается (песец выбрал её дом для убежища, а она его предала). Директор зверофермы улыбается хищно, директор школы — с облегчением, внесистемный учитель — с изумлением.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

3) Трубин втянулся: у него тоже интересные психологические наброски (директор зверофермы Некрасов — высокий, в пыжиковой шапке). Закончилась история про то, как сошлись однажды директор Некрасов и директор Губернаторов.

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

В каноническом варианте текста повести директор школы Губернаторов мельком подумал о том, что ему надо бы тоже завести пыжиковую шапку, как у директора Некрасова — признал-таки, что Некрасов смотрелся более убедительно. В авторской рукописи у Коваля (воспроизведена в издании 2018 года с иллюстрациями Двоскиной) был завершающий фрагмент, где Некрасов вдруг дарит Губернаторову свою пыжиковую шапку, а шофёр директора зверофермы (вот где настоящий-то отрыв по статусу!) тут же достаёт из-под сидения новую пыжиковую шапку, которую Некрасов и водружает на себя. В общем, "шуба с царского плеча" — а шуб было много: кто-то из пушкинского круга рассказывал, что когда знатные татары и литовцы стали перебегать под власть русского царя (Ивана III), то он им всем шубу с плеча дарил, а если было лето — то всего-навсего княжеский титул. В этим аспекте важно, что в повести Коваля Некрасов свою пыжиковую шапку не снимал никогда, даже летом.

4) Двоскина как-то этот эпизод непосредственно не отразила в своих рисунках.

После песца

Закончился позорный для всех день, завтра — 7 Ноября. Надо жить дальше. Второклассница Вера поздно вечером пришла к дошкольнику Серпокрылову. Пришла на лепку пельменей.

2) Калиновский. Без комментариев.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

3) Трубин.

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

4) Двоскина.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)





182
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 июня 2023 г. 12:30
Стремящийся на полюс лейтенант Серпокрылов — внесистемный? Да с точки зрения Системы он «правильнее» всех, включая директора Губернаторова.
цитата Zivitas
Пришла на лепку пельменей.
Про выпадение лепки пельменей из поля зрения — верное наблюдение.
А что касается училась в новое время у старых учителей... Скорее, просто не чувствует художница, что во времена звероферм статус и авторитет директора школы был высок, вот и ищет у Коваля издевку. Как сказал один отец школьницы — раньше разбегались, теперь стоят, на телефон снимают.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июня 2023 г. 15:05
Внесистемный Серпокрылов — потому что вне системы школьного образования (он дошкольник). Потому ему и можно речи говорить.
Двоскина, конечно, не понимает статуса советского директора. Но и Коваль издевается — чуть-чуть.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2023 г. 15:53
цитата Zivitas
Внесистемный Серпокрылов — потому что вне системы школьного образования
Учитель тоже, что ли, вне.
цитата Zivitas
Коваль издевается — чуть-чуть.
В книге есть персонажи, над которыми Коваль издевается — укравший недопеска у Серпокрылова, баба с фермы, объясняющая про лапку... и т.п.
А директорат производит комичное впечатление из-за контраста между их статусным величием, которому вдвоем в классе тесно, и мягкостью поведения: они объясняют, уговаривают, сами ходят вместе с толпой школоты...
 


Ссылка на сообщение12 июня 2023 г. 16:42
1) А учитель тоже вне системы советской школы. Но это другое — он слова не возьмёт, и слушать его добродушно директора не будут.
2) Всё правильно. На контрасте с серьёзным лицом, чтобы комичное впечатление было — маленькая издёвочка. Но мы её не замечаем, а Двоскина решила, что это большая издёвка.


⇑ Наверх