Прослушал за неделю две книги Пелевина:
С творчеством Пелевина я был знаком, в основном, по его крупным вещам, среди которых очень высоко ценю «ЧиП», «ЖН», и примерно половину «Поколения П», потому что считаю концовку романа сумбурной и в некоторой степени «слитой». С малой Пелевинской формой я знаком только в лице «Затворника и Шестипалого», и долгое время я хотел взяться за детальные рассмотрение рассказов и повестей Пелевина. Именно с такими мыслями я приступал к аудиокнигам.
Однако, получилось так, что первым мне попался аудиовариант П5, и, не знаю отчего, я был в святой уверенности, что это роман, тем более, начало в нем (Зал поющих кариатид) такое основательное — спецслужбы, которые организуют под «рублевкой» некий тайный мир, и затем появление еще одного сюжетного пласта в виде реальности Богомола, — в общем, это было похоже на грандиозный замысел: как изменится общество после привнесения в него таких изменений по всем уровням.
Небольшое подозрение, что это не роман возникло у меня при переходе ко второй части «Кормление крокодила Хуфу». Но это меня не насторожило — потому что и ЖН по сути — это цикл рассказов. Да и связь с «Залом...», в принципе, просматривалась: главные персонажи — это удачливый российский бизнесмен со своими спутниками в европейской стране, опять же, где-то в контексте опять возникает «пиндостан», опять нарушение реальности. Но вот следующий рассказ «Некромент» мое подозрение подтвердил, потому что при событийном сходстве с «Залом...» здесь не оказалось никакого возвращения к событиям и персонажам, а структура изменилась неимоверно — превратившись в нарезку статей и заголовков, интервью и т.п.
В целом по сборнику могу поставить только 7.
По отдельным же рассказам — «Зал...» — 8, и очень жаль, что это не стало-таки оконченным романом.
«Кормление крокодила ...» чертовски напомнило некоторые эпизоды из «Жизни насекомых», но в целом не зацепило, нет ни социальной сатиры, ни сквозной идеи, соединившей бы пласт «новых русских» за «бугром», пласт древнего Египта и мага Хуфу. — 6,5 — 7
«Некромент» — оценка 7,5 — 8. Хорошая необычная структура. Образ шарика подвешенного за трос над землей, миф о крематории в доме главного «мента», ванна с форсунками, ирония над гейской тематикой, аллюзии на Жиля Де Рэ, сатира.
«Пространство Фридмана» — сама по себе вещь, наверное, показалась бы забавной, но в контексте не играет. Есть находки вроде «баблонавта» и привлекаемые в объяснения выдержки из теории черных дыр, но почему-то не зацепило. — 6
«Ассасин» — рассказ, который в контексте сборника имеет определенное значение, как бы откровенно подводит итог: многое, чему вы верите, — это запудривание ваших мозгов для чьей-то выгоды. И в эту мысль хорошо укладываются сюжеты всех прежних рассказов сборника. Эта тема еще может рассматриваться в контексте терактов, которые время от времени случаются в нашей стране, и совершаются вот такими «промытыми» исполнителями. С другой стороны — сам по себе рассказ мне скорее не понравился — ровный, прямой, какой-то не «пелевинский». Оценка 6,5 — 7. Согласен с прозвучавшим сравнением по стилистике с Олди.
Превосходно начитано/отыграно. Исполнение — 10!
----
Следом за П5 я взялся слушать более ранние вещи писателя в собственном исполнении. Читает автор, надо сказать, не бог весть как, По сравнению с прежней книгой — так вообще ужасно, но... какие вещи!
«Нижняя тундра» — китайский император отправляется в путь, чтобы найти духа Полярной Звезды для настройки музыки, которая спасет его империю от идущих войной варваров. Китайский император проваливается в совсем другую реальность — альтернативные советские времена, чукотка, время большого праздника, где его с его безумными идеями все принимают за захмелевшего чукчу, после чего он оказывается в Москве, городе, откуда еще никто не возвращался, в палате психбольницы. Шикарно, иронично, многослойно. — 9
«Зигмунд в кафе» — рассказ на одно прочтение, поскольку изюминкой является финал — кто такой Зигмунд и что это за коронная «ага». Зная развязку, читать уже будет неинтересно, поскольку связи между парочкой, детьми или хозяйкой кафе, за которыми все это время Зигмунд наблюдает — я не заметил, т.е. дополнительные сюжетные слои отсутствуют. Но все-таки — оценка 8. За финал.
«Бубен верхнего мира» — снова нарушение реальности, именно то, за что я так люблю произведения Пелевина.90-е годы. Две девушки вечером едут на электричке в Подмосковье, в затерянное где-то в лесу, огороженное колючей проволокой место. С ними едет непонятно вида и возраста женщина увешанная талисманами и всяческой магической мишурой. Подруги нашли новый бизнес — они оживляют погибших в войну или в результате несчастного случая иностранцев и женят их на клиентках — женщинах и девушках, которые хотели бы перебраться за границу. Так как оживленный мертвец иностранец, юридически жены этих «иностранцев» также получают гражданство, ну а дальше — дело техники. Тем более, что оживленный потом живет не более двух-трех лет. — Оценка 8.
«Онтология детства» — непонятный рассказ, этакая антиутопия без начала и конца. Действие рассказа — взросление ребенка, родившегося и всю свою жизнь живущего в тюрьме (что за тюрьма — не объясняется), где родители по утрам бранятся, где взрослые по вечерам бьют друг дружке морды, где за окнами раздается ритмичный бой машины, забивающей сваи, где пока ты ребенок — ты все равно способен ощущать то, что называется счастьем. Не знаю, не проникся, хотя написано хорошо — 7.
«Синий фонарь» — набор историй страшилок, которые рассказывают мальчики в пионерлагере перед сном. Антипод этого рассказа — повесть Успенского «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы». Я никогда не бывал в пионерлагерях — пожалуй, поэтому не испытывал никакой ностальгии. Ряд логических умозаключений о том, что «все мертвы» интересен сам по себе, но все равно — оценка 7.
----
С другой стороны, если сравнивать сборник 1, прекрасно начитанный, со вторым, начитанным так себе, создается устойчивое впечатление, что рассказы второго сборника — свежее, легче, гармоничнее, в них большая игра воображения, меньше законов-ограничителей и, пожалуй, внутренних самоповторов. Пожалуй, это убеждает меня, что знакомиться с творчеством Виктора Пелевина после «Чапаева...» для меня — не обязательно. Ну, разве что рекомендованный «ДПП(НН)». Зато всегда есть возможность перечитать старые любимые вещи.