17. В рубрике «Рецензии комиксов» размещены три текста (стр. 72—73).
17.1. Рецензия Павла Матушека/Paweł Matuszek носит название:
Дориан, герой знаменитого романа «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, мог безнаказанно погружаться в декадентство благодаря помощи необычного портрета, который вынужден был держать в секрете, чтобы тот никого не ошеломил тем, как он выглядит. Совершенно другую стратегию избрал ТОМАС ОТТ. Этот многократно премированный швейцарский художник, автор насыщенных макабром мультипликационных фильмов и комиксов, решил перевести личные кошмары на язык визуальных образов и публично назначил двигателем своего творчества katharsis, избавляющий его от подкожных демонов. Каждый, кто хочет убедиться в этом лично, должен отыскать “Exit” – это антологическое издание трех альбомов ТОМАСА ОТТА (“Tales of Horror”, “Greetings from Hellville”, “Dead End”), содержащее в качестве приложения также работы, публиковавшиеся ранее в разных антологиях и журналах комиксов.
ТОМАС ОТТ с небывалой сноровкой жонглирует элементами триллера, черного детектива, horror-а, гротеска и научной фантастики; в испарениях смолисто-черного юмора призывает к себе дух рассказов Ролана Топора. Герои его историй переживают депрессивные гротескно-макабрические приключения, которые обычно заканчиваются плохо, очень плохо, но удивительно. В «Герое» честолюбивый юноша решает заняться силовыми упражнениями, чтобы набрать мускульную массу, повышая таким образом свое физическое развитие, однако, когда ему наконец предоставляется возможность выступить на защиту девушки, обнаруживает, что угрожающий ей бандит, хоть и значительно уступает ему в телесной силе, располагает пистолетом. В комиксе “Bania do machania” американский солдат во Вьетнаме наступает на мину – история сконструирована таким образом, что солдату кажется, что он, раненный, лежит в джунглях, дожидаясь медицинской помощи. Однако когда эта помощь наконец приходит, мы видим, что от солдата осталась лишь голова. Наряду с этими комиксами мы находим также параноидальную историю о смертоносном чемодане, битком набитом деньгами («Миллионеры»), коварную историю «Стирка», в котором иллюзионист обманывает киллера, и многие, многие другие.
Несмотря на то, что в историях ТОМАСА ОТТО звучит консерваторский и морализаторский тон, это отнюдь не лишает читателя извращенного удовольствия от общения с цинизмом, ужасами, безумием и разнородными гротескными странностями. Все комиксы этого швейцарского художника создаются в особой авторской манере. ТОМАС ОТТ покрывает картон черной тушью, а затем острым ножом процарапывает на подготовленной таким образом поверхности свои картинки. Благодаря этому они набирают дополнительного, особого обаяния. Стоит протестировать “Exit” на себе, тем более потому, что иногда острие швейцарского макабра попадает в те места, которые никоим образом нельзя защитить, и это нездоровое удовольствие может понравиться.
ТОМАС ОТТ "EXIT" (ВЫХОД, но также УХОД со СЦЕНЫ, СМЕРТЬ). Пер. ВОЙЦЕХА ГУРАЛЬЧИКА. “Kultura Gniewu”, 2006 (Thomas Ott “Exit”. Tłum. Wojciech Góralczyk. “Kultura Gniewu”, 2006).