Итак, нейросеть составила прекрасное поздравление с днем рождения губернатора (неизвестно какого, абстрактного губернатора; может быть Понтия Пилата). Конечно, самому губернатору от такого поздравления не тепло, не холодно, но ведь и до появления нейросети написанные людьми поздравлялки часто были не чем-то осмысленным, а только опасливой данью ритуалу. И тут мы подходим к очень важной теме в теории культуры.
Существует сфера общения между людьми, внутри которой сообщения несут смысл, понимаемый и осознаваемый как отправителем, так и получателем. С точки зрения семантики на противоположном полюсе от сферы общения в человеческой культуре лежит сфера технической автоматизации, в которой нет людей, нет сообщений, нет смыслов, а есть только взаимодействие механических и электрических импульсов.
И есть еще сфера обрядов, которая — наряду с прочим – на протяжении многих веков пытается вовлечь процесс создания и отправки сообщений в модусы, аналогичные автоматизации.
Ритуализация общения есть в известной мере его автоматизация, и неизменным последствием его является деградация смысла (если по Фреге различать значение и смысл — то прежде всего именно смысла). Таковы ритуализированные разговоры о погоде, которая никого не интересует или ритуальное общение на приеме у высокопоставленных персон, где факт общения важнее смысла произносимых слов. Но в том-то и суть техники – в ней действие важнее семантики. Автомобиль не думает, автомобиль ездит. Ритуализация выявляет «техническую», не-смысловую составляющую акта общения.
Конечно, огромной индустрией трансформации сообщений в автоматизированные технологии является религиозный культ. Равнодушие к смыслу приводит к тому, что богослужения ведутся на непонятных пастве или даже несуществующих языках (если верить романам Давид-Неэль, в тибетских богослужениях использовались бессмысленные псевдосанскритские слова). Верх этой автоматизации – буддийские молитвенные барабаны с наклеенными на них священными словесными формулами, которые не надо произносить – достаточно крутить барабан, и доходит до того что барабаны крутят не люди, а сила ветра или даже электричества. Вот что надо назвать «умным деланием»!
Отчего так происходит? Думается, что в случае религии главная причина в том, что получатель сообщения не предполагается вполне полноценным: бог слишком высоко (хорошо, если он вообще есть), а пастве часто отводится пассивная роль. Бахтин сказал бы: здесь нет диалога. Ни от Бога, ни от слушающих богослужения мирян не предполагается сколько-то свободного ответа. Где нет обратной связи – там смысл сообщения может быть любым или не быть никакого
Собственно, и на поздравление губернатора большинство поздравляющих ответа не ждут; «спасибо», если оно будет, тоже будет ритуальным, то есть бессмысленным (и разве только с губернаторами так?)
Но почему же люди за это держатся? Некогда, в знаменитой советской «Настольной книге атеиста» говорилось, что обряды являются самой исторических устойчивой составляющей религиозного культа и могут даже пережить верования, на основе которых возникли. Может и не так, но широко известен эффект, описанный в психологической литературе: человек, в принципе не верящий в суеверия, оказывается суеверным, если дело касается лично его здоровья или жизни, и многие атеисты не решаются сжечь библию «на слабо». Отсюда устойчивость веры в «постучать по дереву». В принципе – нормальная работа с рисками. Можно не верить в эффективность ритуалов, но как-то опасливо их не выполнять.
Также и с поздравлением. Конечно от него не будет ни имениннику радости, ни поздравляющим бонусов, но лучше поздравить, чем нет. Вдруг он заметит, что мы не поздравили? Нам что, трудно крутануть молитвенный барабан?
Вот потому нейросети будут писать поздравления с днем рождения даже тогда, когда самих губернаторов заменит искусственный интеллект. Он хоть и искусственный, а кто его знает…