Современная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Современная проза~Сердцедер
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Современная проза~Сердцедер

Статья написана 30 апреля 2010 г. 19:38

Слушал аудио. Преотвратительное, надо сказать, исполнение. Читает барышня, местами делая такие паузы в середине предложений, будто силится прочитать. Возможно, поэтому роман не поразил меня, но то, что он оказался удивительным, неожиданным, странным — однозначно.

События развивались по нарастающей (твердая 9), будоража и окатывая очередной порцией жути примерно до встречи со Слявой, и примерно до этого момента оставалось еще неясно — к чему же ведет автор и вообще, о чем роман. Но дальше все несколько поуспокоилось, текст стал более ровным и менее неожиданным (потому скучным), почти до самого окончания мы будем видеть терзания Клементины, воспитывающей близнецов. Рождением близнецов роман начинается, завершением их судьбы он и заканчивается, поэтому тема ребенка является ключевой в романе (плюс условия жизни подмастерьев, кисть руки, перепачканная чернилами и тп) и для меня, пожалуй, самой неинтересной. Вообще же, полотно романа пронизано множеством символических деталей, прототипы которых легко обнаружить в окружающем мире — здесь и жестокость к детям, к старикам, и тема стыда, и тема диктата родителя, и религия, и тема человеческих комплексов. Недаром, главный герой — психиатр, который словно бы погружается в сон, развивающийся согласно канонам Фрейда, Юнга и еще бог знает кого. Пожалуй, роман заслуживает самого пристального внимания, но есть у меня ряд замечаний, из-за которых я не могу поставить высшие баллы:

— поступки героев алогичны: но эта алогичность подробно объясняется автором на странном наивном уровне, что слишком напоминает местами новичка-автора, который берется подробно описывать устройство гипердвигателя, и совершает при этом ошибки в описании механических или электрических принципов; насыщенный образами язык местами прорывается неудачными канцеляритами, нарушающими всякую гармонию текста; также из ниоткуда вдруг возникают забубенные философские монологи, вызывающие ассоциацию с «Остапа понесло...»; не разрешено коренное противоречие в поведении Клементины — в самом начале она хотела отдать ребенка в деревню подмастерьем, а начиная с половины книги носилась с близнецами как курица с яйцами;

— главный женский персонаж чересчур логичен: рассуждать, искать следствия и делать выводы — это прерогатива мужчин, Клементина же, выдумывая катастрофы для детей, проявляет излишнюю последовательность, логичность и доказательность, что снижает достоверность персонажа;

— смещены акценты повествования: жизнь деревни по окончании представляется фоном для основной драмы — детской, однако, этим недетским эпизодам (соития со служанкой, религиозные обряды, жестокость жителей, железная любовница кузнеца и любовные акты Клементины, психоанализ кота, превращение того в оболочку, прозрачность людей) уделено столько времени, что по окончании остается вопрос — а так ли уж это было нужно?

— замят центральный момент перерождения героя в Сляву: нам только сообщают, что прежний Слява умер, и герой вдруг начинает рассуждать, что теперь он должен занять место старика, хотя на протяжении уже долгого текста он проявлял все черты деревенских — бил подмастерьев и пр.; а угроза становления Слявой после первого диалога со стариком — ни разу в тексте не возникла, оттого это перерождение кажется понятным, но не подтверждается текстом и потому неестественно.

Хотя многие образы, введенные Вианом в романе, например, образ человека — Слявы, который за свое неравнодушие и стремление что-то изменить, вынужден поедать гнилость мира, и этим только приближается к Богу («золоту»), благодати которого не имеет права вкусить, — потрясают и заслуживают высочайшего балла.

Оценка — между 7 и 8, с желанием когда-нибудь перечитать. В разные моменты возникали ассоциации с «Концом света» Мураками и фрейдистско-феминистскими аллегориями Анджелы Картер.





105
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 апреля 2010 г. 21:01
Я так понимаю «Сердцедер» — рекомендуется?^_^
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2010 г. 22:41
Скорее да, чем нет. Или так: рекомендуется с осторожностью. Или так: что понравится не обещаю, но вещь любопытная. Впрочем, может статься, что начинать знакомство с Вианом стоит с «Пены дней», просто так сложилось, что я сейчас мало читаю, а в аудио был только «Сердцедер». Как-то так..8-)
 


Ссылка на сообщение1 мая 2010 г. 20:41
Если начинать знакомство с Вианом с Сердцедёра, есть риск отвернуться от этого автора. Роман неоднозначный — бузусловно любопытный, но с неким неприятным привкусом. Виан и здесь стремится выйти за привычные рамки и формы, переступить гласные и негласные запреты и это может нехорошо царапнуть даже сейчас, когда запретов в литературе практически нет.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2010 г. 10:36
Мне чертовски понравился его символизм, даже тот, что с привкусом гнилости. У меня основные непонятки — с компоновкой сюжета и описанием поступков персонажей, что-то вроде «зачем именно так, когда можно было достовернее, яснее и эффективнее..»8:-0


Ссылка на сообщение30 апреля 2010 г. 23:28
Про «Пену...» много слышал... Хвалили.
Эх, добраться бы ...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 мая 2010 г. 20:46
Про «Пену дней» можете почитать в моей колонке http://www.fantlab.ru/blogarticle...
Для меня — это его главная книга, а всё остальное — своеобразное приятное дополнение.
Да, и «Салливановские» романы — это совсем другое чтиво.
 


Ссылка на сообщение4 мая 2010 г. 17:42
Убежал читать)));-)


⇑ Наверх