9 по 9


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алекс Громов» > 9 по 9
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

9 по 9

Статья написана 17 августа 2022 г. 00:01

Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах

«Белизариус и Касси наконец выбрали название для инфлатонового скоростного катера. «Расчетный риск». Вариантов было немало, но они решили, что это словосочетание лучше всего характеризует последние три месяца их жизни. Когда автоматы Святого Матфея написали название на носу катера, Бел и Касси ощутили еле уловимое чувство причастности. Катер был частью оплаты за проводку небольшого флота боевых кораблей Суб-Сахарского Союза сквозь «червоточину», принадлежащую Куклам, и последних трех недель оказалось мало, чтобы они по-настоящему ощутили свою причастность к этому.

«Расчетный риск» был невелик. Полая труба длиной пятьдесят три метра и диаметром три, двигатель. Все остальные системы и помещения были прилеплены поверх этой трубы: обитаемые зоны, системы управления, питания, обработки информации и жизнеобеспечения. «Жилое» помещение местами было метр в высоту, а в кабине управления и камбузе — целых два. На корме располагался грузовой отсек, несколько больший размером.

Внутри «Расчетного риска» было неуютно, и даже неудобно, но Бел и Касси ничего не сделали, чтобы это как-то изменить. У них было много информации, и они хотели поскорее начать выработку гипотез. Однако первоначальная система обработки информации катера совершенно не соответствовала потребностям двоих Homo quantus, и ее они переделали полностью.

Новый компьютер работал на порядки быстрее тех, что когда-либо имелись в распоряжении Союза, выводя информацию на многомерные голографические интерфейсы, адекватные стилю мышления Homo quantus. За последние два месяца они провели огромное количество измерений и экспериментов над Кукольной Осью и соединенными «червоточинами», украденными ими у Союза. Полученная информация требовала полного переосмысления существующих теорий «червоточин». Целые группы теорий должны были быть либо отвергнуты, либо развиты, огромный объем математических симметрий требовал новых подтверждений. Ждать они не могли».

Дерек Кюнскен. Квантовый сад

Новая книга канадского фантаста Кюнскена продолжает историю, начатую в «Квантовом волшебнике», и соответственно является второй частью цикла «Квантовая эволюция». Уже знакомый герой Белизариус — квантовый человек, представитель почти уничтоженной расы Homo Quantus. Он способен превращаться в сверхмощный «живой компьютер», как и все его соплеменники. При этом наделен опасной для него самого врожденной особенностью – ему нравится быть таким «компьютером», ему это в кайф, хотя в процессе физическая оболочка может погибнуть.

Человечество разделилось на несколько рас и давно расселилось по Галактике, но натура большинства людей не слишком изменилась. Жадность и агрессивность никуда не делись. Белизариусу удается раздобыть мощный артефакт, который способен изменить судьбу Homo Quantus не только в настоящем, но и в трагическом для них прошлом. Придется обманывать влиятельную персону, чтоб не сказать – мафиозо галактического уровня и соревноваться в скорости с безжалостным существом, способным уничтожить не только одного дерзкого Homo Quantus, но и всю вселенную. Начинается гонка во временах и мирах, исход которой никто предсказать пока не может. Какие времена – такие и книги, от галактических императоров и джедаев уверенно двигаемся в сторону математиков и мошенников. Что же ждет читающих в будущем?..

«Информация была без масштаба расстояний. Пять точек спутанности в Бахвези представляли собой неровное кольцо, но диаметром оно могло быть и в астрономическую единицу, и в световой год. Они даже могли быть несинхронны с реальностью, в которой находится Белизариус. Квантовая спутанность взаимодействует со временем иначе, чем люди или физическая материя. В полученной картине не было полезной для них информации.

«А эпсилон Индейца можете показать?» — спросил Белизариус.

Спустя пару секунд информация сменилась. Другие пять светящихся точек. А в системе эпсилона Индейца найдены только четыре входа в Оси Мира. Одна у Англо-Испанской Плутократии, одна у Конгрегатов, одну Суб-Сахарский Союз только что у Конгрегатов отвоевал, и четвертая — у Кукол, под поверхностью планеты. Пятый вход в Оси Мира — Святой Грааль… Или безнадежная ставка, с какой стороны посмотреть. Та из наций, которая найдет его, усилится в политическом, экономическом и военном плане.

Квантовые интеллекты отобразили ему эти пять точек, но нет никаких причин думать, что точки спутанности покажут положение входов в реальном мире, как и их ориентацию относительно друг друга. Необходимо вывести уравнения, чтобы преобразовать параметры квантовой спутанности в астрономические координаты в пространстве-времени.

На внутришлемном дисплее Белизариуса появился набор уравнений, расчеты и логические заключения. Квантовый интеллект Касси выдал квантовые параметры Кукольной Оси, той, которую он изучил достаточно подробно. Характеристики Кукольной Оси соответствовали квантовым параметрам одной из пяти точек, а потому ее квантовый интеллект сделал вывод, что это она».


«Стража идет быстро и торопливо, едва ли не вприпрыжку, в самых темных переулках срываясь на бег. Ребята опасаются нарваться на неприятности, и я вполне понимаю наших наихрабрейших служителей закона. Нет, они не боятся людей — стражников много, и безумца, набравшегося достаточной наглости, чтобы броситься на них, ждут тяжелые алебарды. Стражники опасаются другого — кроме людей, скрывающихся в тени каменных зданий, есть иные существа, выходящие в это неспокойное время на ночную охоту. И тогда Сагот помоги страже, если эти твари слишком проголодаются.

Ночная тень является убежищем для всех: для мирных горожан, в страхе прячущихся в ней от опасных людей; для грабителей, которые сидят в тени, скрывая ножи под плащами, ожидая добропорядочных граждан; для существ, которые живут в тени и охотятся по ночам на тех и на других».

Алексей Пехов. Хроники Сиалы: Крадущийся в тени. Джанга с тенями. Вьюга теней

Мир всегда в опасности. Нужен герой и поэтому приходится выбирать самого сообразительного, смелого и удачливого. Итак, Гаррет- вор, спасающий мир. Причем не самый худший из миров и не самый худших из воров. Но вот проблема в том, что в этом мире нет абсолютного Зла. Да и абсолютное Добро в лице существующей власти – это чересчур...

Впереди у вора дорога дальняя, набор чудес и ждущих встречи с ним злыдней, и ситуации, в которых героя спасет не добрый бог жуликов, а воровская сноровка, да и поселившийся в голове давно исчезнувший из мира маг. Таинственная Игра, тень, являющаяся убежищем и ловушкой — как для охотников, так и для жертв...

«– "Когда-нибудь" и "никогда" очень похожи. Мир слишком велик, чтобы мы встретились, да и ты когда-нибудь уйдешь к теням. Я это знаю. Так что не до свидания. Прощай, Танцующий с тенями.

– Прощай, – вздохнул я. – Мне будет тебя не хватать.

– Взаимно. – Она прочистила горло. – Только когда поедешь, не оглядывайся до самых городских ворот. У нас, гоблинов, это плохая примета.

Я кивнул, в последний раз посмотрел на нее и тронул пятками бока Пчелки. Я сдержал слово и ни разу не обернулся. Хотя очень хотелось».


«Но вся жизнь, видимо, была не местного происхождения и теплилась только в специальных герметических строениях: базах, космопортах, городах-куполах… Проанализировав всю полученную информацию, биокомпьютер сделал вывод, что планета была колонизирована около пятисот земных лет назад, а целью колонизации было обслуживание пролетавших мимо космических кораблей…»

Алексей Живой. Первый контакт

Прошло семь веков, и человечество, постепенно обживающее Космос, учится управлять течением Времени. Но земляне – не единственная разумная раса, существующая во Вселенной. Воинственная и безжалостная империя Аброгов охотится за созданным людьми генератором независимого времени. К тому же, на Земле есть и вражеские агенты, готовые предать свою цивилизацию. Но созданное спецподразделение военной разведки "Невидимые" во главе с отважным Алексом Крассом успешно разрушает коварные планы аброгов, а звездный флот землян вступает с имперским в решающую битву. Не обошлось без генетических экспериментов и прочих издержек чересчур развитых технологий.

«Помимо видеозаписей в распоряжении разведки "Невидимых" имелись перехваченные у гарварийцев, расы, обитающей на альфа Центавра, несколько кристаллов со страшной информацией. Речь шла о двух десантных транспортах гарварийцев, которые были атакованы странными ярко-синими шарами. После этой атаки транспорты исчезли, а объявились только спустя пять лет по земному циклу в этом же районе космоса. На них были обнаружены тела гарварийских солдат, почти полностью мутировавшие в иную, неизвестную форму жизни. Изменения произошли на генном уровне, а гарварийцы из почти трехметровых гигантов с коричневой кожей, одной головой и четырьмя руками превратились в полутораметровых карликов с зеленой лягушачьей кожей, вытянутым назад черепом, страшной острозубой пастью четырьмя большими глазами. Кроме того, эти мутанты имели средней величины хвост с шипом на конце, что делало их похожими на земных ящериц, вставших на задние лапы».

«На раскопках древнейших цивилизаций Хараппы и Мохенджо Даро были найдены украшения из золота, серебра и драгоценных, полудрагоценных камней (сердолик, агат, яшма, нефрит, лазурь...). На территории Пакистана (в Сиркапе и Бхире), найдены при раскопках замечательные по мастерству изготовления браслеты, ожерелья и кольца. Некоторые племена Тамилнада (это место зарождения одной из древнейших культур — в районе Южного Аркота и в Маллапади обнаружены наскальные рисунки и остатки орудий труда доисторического человека) до сих пор носят украшения, подобные тем, что носили их предки на заре этой цивилизации. Это браслеты и нарукавники из плетеной травы, самобытные, грубо обработанные украшения из металла и кости. В более поздние эпохи эти виды украшений стали изготавливаться из более благородных материалов (трудоемких в обработке), приобрели изящество и изощренную отделку, сохранив основные формы, которые нельзя назвать «примитивными»...

В отделе древностей Лувра хранятся подвески, по мнению историков относящиеся к этрусской культуре. Они напоминают изделия, которые до сих пор носят в Тамилнаде. Индия — это путешествие в Прошлое. Она сберегла для потомков не только сари, но и украшения, тех культур, которых уже нет.

Индийские броши из Симлы — оригинальны и ... напоминают старинные серебряные броши Ирландии, на ассирийских барельефах видны серьги — подобные тем, что носят в Гуджарате. Браслеты и пояса, найденные в Мохенджо Даро и Хараппе схожи с древнеегипетскими и вавилонскими. Даже некоторые браслеты ацтеков и майя, живших на расстоянии тысяч миль от Индии, имеют похожий дизайн».

Арти Д. Александер. Fashion India. Энциклопедия

В культуре Индии традиции занимают главное место. Они имеют более древние корни, чем религия, со временем трансформировались, но по-прежнему служили опорой многонациональному индийскому обществу и каждому человеку в отдельности.

Предписанные правила и сложные межкастовые взаимоотношения до сих пор влияют на жизнь. Они касаются практически всех областей – от ремесел до искусства и оздоровительных средств. Как жили древние индийцы, какие носили ткани и украшения, даже кулинарные пристрастия и свадебные хлопоты, в том или ином виде сохранено потомками и актуально по сей день. Искусство Древней Индии осталось не только в величественных сооружениях и в строках «Рамаяны», но и в элементах повседневности, порой могущих открыть больше, чем философская система или религиозный ритуал.

Эта книга представляет собой увлекательное исследование древней и современной Индии с помощью этнографических особенностей и различий множества племен и народов, а также практическое применение опыта древнейшей из цивилизаций в области красоты, моды и дизайна. В ней собраны рекомендации по уходу, реставрации, комбинированию и винтажной переделке различной индийской одежды, вплоть до использования отдельных частей в виде бытового декора: от занавесей до дамских сумочек. Не забыты и правила индийского макияжа и ухода за волосами – с целью создания чарующе естественной красоты, переданной через волнующие женские образы древних скульптур и фресок.

Как служат ткани и украшения из индийских мастерских великим кутюрье, западной киноиндустрии, студиям и театрам, домохозяйкам, рукодельницам? После мирового успеха индийских фильмов , взоры многих современных творцов моды вновь обратились к сари: «Если присмотреться внимательно к историческим и фантастическим фильмам, сериалам и сагам («Александр», «Звездные войны», «Вавилон 5», «Зена – королева воинов», «Динотопия» и т.д.), очевидно, что большинство костюмов создано из тканей индийского происхождения — сари с каймой, парчи, шелка и хлопка».

Атмосфера старинных легенд и история, присутствующая в книге, не загружена терминологией, она позволяет читателю постичь традиционное искусство путем духовного прикосновения к предметам и вещам, сохранившимся в том или ином виде до наших дней. Многие строки книги наполнены поэзией: «Когда руки касаются ткани сари, совершенно нетрудно представить себе — жаркое солнце, проворные пальцы ткача, под которыми тонкие нити ложатся как слова индийской песни. Волны, ласкающие берег — пенная кайма сари, ветер в кронах высоких пальм — его легкий развевающийся шлейф.

Яркие цветы долин и травы тенистых гор — нежные краски сари... А прозрачность чистых родников и священных рек — легкий шелк его, струящийся как вода, овевающий как ветер, и ласкающий как крылья бабочки... Сари рождено музыкой рассвета, блеском дальних звезд, неистовством Огня и покоем Извечного Океана...» Притягательность Индии в том, что ее жизнь постоянно пребывает в неразрывной цепи описанных символов и событий: от таинства аромата цветка до свадебной церемонии, гороскопа новорожденного, легенд о богах, племенных мифов «охотников за головами», или фольклора и пожеланий – запечатленных в вышивках шалей и узорах индийских ткачей. Необычно элегантны ткани с изображением грациозных ланей скопированных с древних наскальных рисунков, улыбчивые лики Солнца и Луны в ювелирных украшениях, вновь вошедшие в моду «тату» — с племенными элементами…

Книга представляет собой подробнейшую энциклопедию по истории, культурологии, философии, искусству, психологии Индии и сопредельных с ней стран, а также сравнительному анализу восточных и европейских воззрений по этим и другим вопросам.

«Легендарное высказывание об Индии — «Если есть где-либо рай на Земле, он здесь, он здесь!».

В 1639 г. началось строительство Красного Форта (Лал-Кила) в Дели, куда владыка империи Великих Моголов Шах-Джахан перенес свою столицу из Агры.

В Форте расположен дворец Диван-и-Кхас — изящный мраморный павильон со входами в виде зубчатых арок. На одной из них и выгравировано это изречение Шах Джахана, видевшего и владевшего многим...

Когда-то климат на месте нынешнего Дели не был таким засушливым и люди не спеша путешествовали из города в город, из страны в страну, открывая для себя новое, полное загадок, и «чудом из чудес», далекой жемчужиной романтиков Средневековья и Возрождения была Индия...»


«Рано утром 30 августа 1952. года два офицера ЦРУ прибыли в резиденцию Дуайта Эйзенхауэра. Верховный командующий союзными силами в Европе сначала принимает их в библиотеке. Через несколько минут после обмена комплиментами генерал предлагает перейти в смежный зал, где им будет более удобно приступить к обсуждению.

Офицеры представляют ему документ на нескольких страницах. Он обрисовывает в общих чертах военное и политическое положение в мире — взгляд ЦРУ. Расположения советских сил занимает важное место в докладе. Но Эйзенхауэр не задерживается на сведениях, которые он уже имеет через свои личные контакты. Он больше интересуется переговорами между Китаем и Японией, направленными на окончание корейской войны. Эйзенхауэр проявил также особый интерес к кризису в отношениях британского правительства с премьер-министром Ирана…

МИ-6 имеет очень хорошие позиции в Иране, но не имеет средств. У ЦРУ их было много. МИ-6 предлагает тогда организовать совместную операцию. И чтобы склонить американцев, они выбирают хороший довод: национализация иранской нефти является следствием влияния коммунистов на Мосаддыка. Если верить британцам, необходимо действовать, иначе Иран уйдет к коммунистам. Следуя рекомендациям Госдепартамента, Трумэн не поддерживает этот проект.

Приход новой президентской администрации совпадает с изменением ситуации в Иране, что способствовало реализации этого проекта. Прежде всего, возросло влияние Иранской коммунистической партии, по крайней мере по мнению американцев. Кроме того, наметился раскол в коалиционном правительстве Мосаддыка под влиянием всё более ощутимых экономических санкций. Но именно неожиданное событие окончательно убеждает Эйзенхауэра и братьев Даллес перейти к действиям. Весной 1953 года ЦРУ докладывает им, что генерал Захеди вступил в контакт с американским посольством в Тегеране: он готов организовать государственный переворот и просит для этого помощи у Соединенных Штатов.

Спустя четыре месяца Эйзенхауэр подписывает приказ о проведении операции, которая определяет судьбу Мосаддыка…»

Франк Данинос. Повседневная жизнь ЦРУ. Политическая история 1947–2007

Книга описывает как прелюдию к возникновению ЦРУ, так и борьбу между его разными кураторами, изменение состава и функций, и конечно, самый первый триумф, случившийся в Иране в начале 50-х годов, и его тщательную подготовку. По мнению Франка Даниноса, французского историка разведки, доктора исторических наук, ЦРУ быстро нашло свое место в Вашингтоне, взяв на себя в определенной степени роль министерства холодной войны, занявшись формированием национальными прогнозами и организацией тайных операций. Так управление оказалось вне конкуренции.

В тексте описан шпионаж против СССР и медицинские исследования по контролю над человеческим сознанием, проводимые по заказу ЦРУ, и организация государственного переворота в Иране и спустя десятилетия – фиаско американцев в том же Иране.

Во время правления шаха американская администрация не использовала ЦРУ для установления связей с иранскими диссидентами, обитавшими в США и Европе, пытавшимися привлечь внимание международных правозащитных организаций к зарубежным действиям САВАКа, нарушавшими американские и европейские законы. ЦРУ сотрудничало с САВАКом и не вмешивалось в травлю иранских коммунистов. Между шахом и американским правительством долгие годы существовало негласное соглашение: американцы в обмен на размещение в Иране систем прослушивания не обращали особого внимания на нарушение прав человека в Иране. Помимо этого, госсекретарь Г. Киссинджер должен был хранить молчание об иранском шпионаже в США. Многие граждане США писали письма в Конгресс, чтобы выразить протест американским конгрессменам по поводу действий Савака в США. Американка Кэтрин Блэк отправила запрос сенатору Адлаю Стивенсону по поводу информации, содержащейся в антишахской листовке, найденной в своем местном гражданском центре.

Агентурная сеть ЦРУ в шахском Иране состояла из людей, занимавших не самое низкое положение в обществе и в основном не связанных с представителями антишахских движений и тем более – представителями местного духовенства, не испытывавших к американцам (особенно военным и разведчикам) особых симпатий.

После бегства шаха и захвата здания американского посольства с обнаружением шпионских документов, ЦРУ не только потеряло большинство своих агентов (арестованных, убитых, сбежавших), но и потеряло контроль над своими базами для тайного перехвата советских коммуникаций.

Помимо заложников, захваченных в американском посольстве, в Тегеране еще шесть дипломатов США тайно укрылись в канадском посольстве. Для того, чтобы вывезти их из Ирана, нужно было передать им канадские документы и сделать правдоподобной версию, почему эти оказались оказались в Тегеране. Для этих целей создается компания, которая якобы собирается снимать фильм в Иране.

Сотрудник ЦРУ Антонио Мендез, много лет разрабатывавший разнообразные операции прикрытия, в очередной раз изменил внешний облик и документы, став забавным и чудаковатым ирландским кинопродюсером Кевином Коста Харкинсом, который хотел снять в Иране высокобюджетный фильм «Арго» по мотивам романа Роджера Желязны «Князь Света». Так возникла поддельная голливудская продюсерская компания Studio Six Production, которая стала печатать постеры и заранее размещать рекламу будущего фильма. Американцы денег на маскировку будущей операции не жалели, хотя с самого начала в ее суть были посвящены полностью только несколько человек, среди которых был и канадский министр иностранных дел Канады Флора Макдональд.

25 января 1980 года Мендез-Харкинса прилетел в Тегеран. Шесть человек, которых надо было вывезти, получили шесть канадских паспортов с фальшивыми визами, согласно которым , они являлись членами съемочной группы, прибывшими на несколько часов раньше. 27 января 1980 года они в тегеранском аэропорту сели на самолет, вылетевших в Цюрих. Через несколько часов канадское посольство в Тегеране закрылось, а посол а Кен Тейлор и оставшиеся сотрудники отправились в Канаду. В Голливуде фальшивая проюсерская компания прекратила работу и фильм так и не был снят.

«Чтобы сделать свое прикрытие более правдоподобным, команда создает фальшивое кинематографическое агентство и дает объявления о проведении кастинга. В Голливуде ежедневно происходит рождение или крушение проектов и небольших компаний. Поэтому никто не обратит внимания на это агентство, созданное ЦРУ. Именно под такой легендой команда из нескольких человек отправляется в Иран: продюсер с помощником, оператор и арт-директор, логистик, сценарист и торговый представитель. Кроме съемочного оборудования они привозят с собой шесть фальшивых канадских паспортов. На месте эти документы передаются адресатам в канадское посольство.

До посадки в самолет команда ЦРУ позаботилась об изменении облика дипломатов: украшения, расстегнутые модные пиджаки, легкий запах алкоголя… Подражание голливудскому стилю вводит в заблуждение. Всё проходит действительно незаметно, и дипломаты возвращаются в США здоровыми и невредимыми».


«В начале июня 1878 года, когда открылся Берлинский конгресс, Кауфман отправил в Афганистан экстренную военную миссию, во главе с генералом Николаем Столетовым, что означало оформление официальных русско-афганских отношений. Этот маневр, призванный продемонстрировать Лондону недальновидность усиления давления на Россию, не смог радикально изменить расстановку сил в регионе и обеспокоил британскую дипломатию. Столетов прибыл в Кабул в середине июля, когда стороны подписали завершивший войну 1877–1878 гг. Берлинский трактат. Обострять отношения с Англией из-за Афганистана для России уже не имело смысла.

Столетов и Кауфман вынуждены были уклониться от обязательств оказать военную помощь Афганистану в случае британского вторжения. Осенью Столетов отправился назад в Россию, сославшись на необходимость получения детальных инструкций.

Понимая, что Россия не будет ввязываться в войну, англо-индийская армия общей численностью 35 000 человек вторглась в октябре 1878 года в Афганистан. 20 ноября после кровопролитного сражения был взят Пейвар-Кутальский перевал. 27 декабря британцы заняли Кандагар, эмир Шир Али-хан удалился из Кабула в Мазари-Шариф, передав трон опальному сыну Якуб-хану. После первых неудач афганцы оправились и перешли к излюбленной партизанской тактике, нападая на гарнизоны и коммуникации противника».

Павел Аптекарь. Красное Солнце. Секретные восточные походы РККА

В тексте рассказывается о секретных походах, предпринятых Красной армией за границы советской (часть еще до образования СССР) державы, в Персию, Афганистан и Китай. Сведения об этих экспедициях, их снабжении, произошедших боевых действиях, потерях и пленных не публиковались, хотя в то время имели и международное значение. В обстоятельном издании приводится архивная информация, причем уделено внимание не только частям Красной армии, но и местным вооруженным силам и населению.

3 июля 1909 года выступавшие против шаха участники вооруженных отрядов (федаи) вошли в Тегеран и через несколько часов боев в центре города захватили столицу. Испуганный шах со свитой скрылся в летней резиденции российского посольства в предместье Тегерана, а затем уехал в Россию.

На заседании Чрезвычайного Высшего совета (в его состав входили принц правящей династии, депутаты разогнанного парламента, бывшие министры, религиозные деятели, богатые торговцы) было решено низложить Мохаммед Али шаха, и провозгласить новым шахом был его сына, двенадцатилетнего Ахмеда.

Но так как многие участники революционных событий не захотели разоружаться, начались столкновения вооруженных группировок на улицах Тегерана и других городов, что вызвало недовольство горожан и торговцев. И поэтому 20 июля 1910 года депутаты парламента проголосовали за решение дать правительству чрезвычайные полномочия на разоружение населения, разрешив использовать для этого военную силу. В течение двух месяцев большинство отрядов было распущено. Но в ноябре 1910 года из Российской империи на родину с целью вернуть себе власть попытался вернуться прежний свергнутый шах. Его мятеж закончился неудачей, но в столице прошли массовые антирусские и антибританские манифестации. В ответ Российская империя начала ввод войск в северную часть Персии. Одной из причин этого был расцвет разбойничьих действий полукочевых воинственных шахсевенских племен, обитавших между горным хребтом Савелан и городом Ардебилем. Число их воинов превышало десять тысяч вооруженных всадников, все юноши с самого детства обучались владеть оружием. Шахсевены грабили торговые караваны, переходили российско-персидскую границу, вступали в схватки с шахскими войсками и российскими пограничниками. Весной 1912 года воинственный вождь шахсевенов Мамед-кули-хан, бандит, публично именовавший себя шахом, попал с девятью ближайшими соратниками в ловушку, организованную при участии российских пограничников. После суда на персидской земле все десять бандитов были публично повешены.

«В августе 1938 года Шен Шицай отправился в Москву, где в Академии им. Фрунзе постигал вершины военной науки его младший брат Шен Шици. Он приехал просить о новых поставках вооружения и боевой техники для своей армии. С собой он привез большое количество различных подарков вроде портрета Сталина из рисовой и маковой соломки и портрета Ворошилова на шелке. Среди подарков были также разнообразные изделия народных промыслов и ювелирные украшения.

В свою очередь Управление внешних связей и Управление делами НКО приготовили список подарков для высокопоставленного китайского гостя и его свиты: оружие, часы и т.д. Однако железный нарком Ворошилов вычеркнул почти половину и поставил размашистую резолюцию: «Слишком жирно им будет!»

Но синьцзянские гости этого, разумеется, не знали.

Встреча Ворошилова и Шен Шицая, продолжавшаяся несколько часов, потонула в китайских славословиях гостя в адрес советской страны вообще, великих вождей товарищей Сталина и Ворошилова, Красной армии и советской боевой техники в частности. Стенограмма встречи пестрит записями вроде: «Шен Шицай встает и крепко обнимает и целует товарища Ворошилова в лоб». Целованию подверглись также руки и щеки Климента Ефремовича, который, похоже, к концу встречи не знал, куда ему деваться от назойливого гостя.

Кроме того, в ходе встречи Шен Шицай заявил, что хочет перестроить экономику и всю жизнь Синьцзяна на марксистских началах, а кроме того, хочет стать коммунистом, причем вступив не в компартию Китая, а в ВКП(б).

2 сентября дубань беседовал со Сталиным, Молотовым и Ворошиловым. Он был в восторге от неожиданной встречи с вождем народов, о которой его не предупредили, и в конце беседы сказал, что счастлив — не каждому удается лично поговорить со Сталиным. Сама беседа была ознакомительной и одновременно наставляющей».

«Политические настроения населения СССР и его отношение к советской власти в той или иной мере отразились в целом ряде исторических источников: дневниках, воспоминаниях, художественной литературе, «письмах во власть», данных перлюстрации писем и сводках о настроениях населения партийных органов и ОГПУ—НКВД; последние три источника особенно важны для историков по причине того, что в довоенный период не существовало публичных социологических служб, не проводились социологические опросы, и эти источники стали одними из основных каналов поступления высшему советскому руководству информации об обществе. Однако каждый из них обладает своей спецификой, определяющей степень его информативности и достоверности, и совершенно очевидно, что только комплексное исследование по всем типам источников способно приблизить ученого к созданию целостной картины общественных настроений советского периода. Кроме того, специфика источниковой базы — а именно, наличие в ней сравнительно небольшого количества массовых источников, могущих быть обработанными с помощью статистических методов — оставляет открытым не только вопрос о ее количественном расширении, но и о привлечении качественно новых типов источников. Наличие огромного массива информации, относящегося к слабо контролируемой государством сфере коммуникации и могущего быть рассмотренным с применением статистических методов исследования и контент-анализа, с одной стороны, и состояние источниковой базы по истории общественных настроений советского периода, с другой, определяют важность изучения советского анекдота. Основная причина невнимания отечественных историков к столь значительному сегменту массовой коммуникации видится прежде всего в отсутствии значительных по объему научных публикаций текстов советских анекдотов. Настоящее издание представляет собой попытку восполнить эту недоработку».

Михаил Мельниченко. Советский анекдот (Указатель сюжетов)

Первая научная публикация тематически разнородных анекдотов, которые сочиняясь и рассказывались во времена советской власти, представляет собой внушительный том и включает в себя не только истории о вождях, но и анекдоты о Перестройке и Олимпиаде, алкоголе и здравоохранении, коррупции и армии, семье и алиментах, не говорят уже об армянском радио, партсобраниях и автомобиле «Запорожец». В книгу вошли материалы из прессы, эмигрантских сборников, сводок о настроениях населения, доносов, судебных дел, записей фольклористов-любителей, дневников современников и других источников.

Советские анекдоты, хотя отчасти и продолжали старую фольклорную традицию, но уже действующими лицами в них были новые персонажи и новые жизненные условия. Многие традиционные досоветские сюжеты в СССР мутировались, адаптировавшись к новой обстановке, но при этом сохранив не только сюжет, но смысл. Вот один из таких традиционных сюжетов: «Бедный сирота пишет Деду Морозу трогательное письмо о том, как ему холодно, и просит прислать теплую шапку и варежки. Сотрудников почты трогает это письмо до слез, и они покупают вскладчину мальчику шапку. А мальчик, получив посылку, думает: «Эх, жаль, варежки, наверное, сотрудники почты украли».

В первые годы советской власти, еще до ликвидации НЭПа, в отечественных изданиях печатались анекдоты и издавались книги – сборники анекдотов, например, «Сто анекдотов о том, что делает жена, когда мужа нет дома». Но неизбежно на смену безобидным бытовым анекдотам приходили анекдоты с политическим уклоном, высмеивающие и пародирующие новые порядки, и новых вождей. Тем более, что в эмигрантской прессе стали проводиться конкурсы на лучший анекдот о реальной советской действительности.

Всегда были анекдоты, в которых обыгрывался сюжет воздания правителям по заслугам, хотя бы – после их смерти. Ведь должна быть справедливость! В советском анекдоте про Брежнева это выглядит так:

«Умирает Черненко и попадает в ад. Но поскольку он был генсеком, то дьявол дает ему возможность выбрать себе наказание. Черненко прогуливается по аду и видит то недовольного Сталина в кипящем котле, то унылого Хрущева, который ест только кукурузу. Все ему не нравится, и тут он видит улыбающегося Брежнева, на коленях у которого сидит соблазняющая его Брижит Бардо.

— Вот! — кричит обрадованный Черненко. — Хочу такое наказание, как у Брежнева.

— Простите, товарищ генеральный секретарь, — отвечает дьявол, — не получится, это ведь наказание для Брижит Бардо».

Именно в последние три десятилетия советской власти анекдот стал повсеместным явлением. Повсюду: на бесконечных производственных совещаниях, на обязательных политинформациях, на лестничных площадках и в автомашинах, в курилках, цехах, на кухнях и в студенческих общагах, в турпоходах и в метро советские люди разных возрастов и профессий «травили», как тогда говорили, самые разные анекдоты. Вместо «Здравствуй» или «Привет!» при встречах звучала фраза: «Новый анекдот слышал?» — и дальше обменивались свежими анекдотами, которые по самым разным поводам в СССР массово появлялись на свет.

«322. А/р «Почему XXIV съезд открывается 30 марта?» – «Чтобы сообщить решения 1 апреля».

323. «Хочется скорее прочесть стенограмму последнего съезда». – «Какая разница? Читай стенограмму предпоследнего»


«Прежде чем перейти к разбору теоретических воззрений нашего автора, скажем несколько слов о его жизни. Отец Кунави, Маджд ад-Дин Исхак ар-Руми, анатолийский аристократ, служивший при дворе сельджукских султанов Рума (Малой Азии) Кай-Хусрава I (правившего в 1192–1196 и 1205–1211 гг.) и Кай-Кавуса I (правившего в 1211–1220 гг.), скончался, когда Садр ад-Дину было около десяти лет. По некоторым сведениям, Ибн ал-‘Араби женился на вдове покойного друга и усыновил Садр ад-Дина. На несколько лет Ибн ал-‘Араби поручил духовное образование пасынка персидскому суфию Авхад ад-Дину Кирмани, вместе с которым Садр ад-Дин совершил ряд путешествий. Примерно с двадцати лет (если не раньше) Кунави начинает участвовать в собраниях в доме Ибн ал-‘Араби, на которых читаются и обсуждаются его произведения. (Некоторые книги – например, «Геммы мудрости» (Фус̣ӯс̣ ал-х̣икам) – Кунави, возможно, читал один на один с Ибн ал-‘Араби, без присутствия других учеников… Сведения о дальнейшей жизни Кунави крайне скудны. По всей видимости, он оставался с Ибн ал-‘Араби в Дамаске до смерти последнего в 1240 г. Известно, что в 1245–1246 гг. он вместе с группой учеников совершил путешествие в Египет».

Садр ад-Дин ал-Кунави. Ключ к сокрытому

Эта книга — важный труд приемного сына и ученика теоретика суфизма Ибн Араби, Садр ад-Дина ал-Кунави (1207-1274), описывающий Совершенного Человека. Кроме того, в книге мистик излагает своим послушникам-мюридам суть связи знания и дела и тайны человеческой и божественной речей.

Кунави считал, что речь, в самой своей сути, остается формой знания. Это может быть знание говорящего о самом себе или о других людях; каждый человек, между тем, похож на отдельную букву или слово. Следовательно, задача мистика — прочитать мировой текст, овладеть всеми его тайнами на всех уровнях бытия. Кое-что, вроде простой речи, постигается человеком в буквальном своем смысле; над другими же загадками «книги природы» — и, тем более, Бога — приходится ломать голову всю жизнь…

В заключительной части трактата подробно разбираются атрибуты Совершенного Человека — не только образца для подражания аскетов, но и прототипа всей Вселенной.

«Если рассматривать знаемых только с точки зрения их запечатления в знающем, то они суть непроявленные буквы – однако при условии, что каждое из них берется по отдельности. Если же рассматривать всякую истину сопряженной с тем, что следует ей, из числа атрибутов и сопутствующих, то в этом аспекте знаемая истина есть непроявленное слово. Опять же, если рассматривать объективацию проявления всякой знаемой истины в объективном вовне бытии, без учета определяющего воздействия сочетания одних истин с другими, но в аспекте проявления каждой из них посредством дыхания говорящего в одном из мест артикуляции, чья бытийная форма объективна согласно опережающей знанийной сокрытой объективации, то сия знаемая истина есть проявленные буквы».


«Для советской элиты была создана новая система призового потребления пищи в стиле социалистического реализма. Работали этнографические экспедиции, изучавшие «кухню народов СССР». Отобраны были несколько десятков национальных блюд: русские щи, рассольники, кулебяки, речная рыба, украинский борщ с пампушками, люля-кебаб, цыпленок табака, шашлык по-карски — с Кавказа, плов – из Средней Азии и т.д. ГОСТы, собранные в «сборники рецептур, соблюдались неукоснительно».

Лев Лурье. Над вольной Невой. От блокады до «оттепели»

В книге известного историка рассказывается о жизни неформатного Ленинграда 1940-х‒1960 годов. В городе, несмотря на годы сталинских репрессий, остались настоящие ученые и поэты, невыявленные политические смутьяны и опальные эрудиты, модники, подпольные деляги и те, кто помнил прежние времена, когда на литературных встречах читали наизусть Ахматову и Гумилева, сюда приезжал и на всякий случай звонил Ахматовой из автомата Исайя Берлин. Одна из глав посвящена послевоенной шпане, которая отбирала одежду и крала белье с чердаков.

Другой раздел посвящен советским туристам. В 1949 году в СССР самодеятельный туризм включили в единую спортивную классификацию, и после выполнения соответствующих нормативов, получить удостоверение мастера спорта по туризму. В высших и средних учебных заведениях, школах и дворцах пионеров появились многочисленные спортивные секции. Но в 1961 году на Кольском полуострове погибла группа туристов из Ленинградского сельскохозяйственного института, после чего самодеятельный туризм был официально исключен из общей системы спортивных разрядов.

Но в 1960-е годы туризм в стране стал массовым явлением, а для многих – даже образом жизни. Поэтому распространение получил дикий туризм, когда собирались дружеские компания и шли в поход, не тратя времени и сил на официальную регистрацию как туристического мероприятия. Чаще всего это случалось в летние отпуска, когда сотрудники НИИ и КБ, преподаватели вузов и творческая интеллигенция отправлялись в походы – в леса и даже горы, восхождение на которые не требовало специальной подготовки.

Реконструкция событий того давнего ленинградского двадцатилетия основана на интервью очевидцев, составленных судебных протоколах и воспоминаниях, то есть — первоисточниках.

Один из самых интересных эпизодов этого периода – судебное дело «Степанторга», точнее — работника книжной торговли потомственного букиниста Леонида Степанова, организовавшем в Ленинграде образцовое капиталистическое предприятие в разгар построения в СССР Н.С. Хрущевым коммунизма.

Хрущев заявил в 1961 году, что через двадцать лет в стране будет построен коммунизм. Поэтому в СССР развернулась борьба с незаконными доходами и экономическими преступлениями. Милиция взяла под контроль ремесленные артели, антикварные и букинистические магазины, где можно были приобрести товары, являющиеся дефицитными, и у руководства имелись возможности зарабатывать большие наличные деньги.

На Литейном, 59 располагался букинистический книжный магазин, на администрацию которого написали заявление в милицию, что она завышает цены — по тогдашнему закону магазин старой книги имел право делать наценку не выше чем 20%. После жалобы о завышении цен на книги ОБХСС начало расследование, поручив дело оперативнику Даниле Никитову. Начали наблюдение — и, вот странность — работники магазина доблестно трудились в две смены, и в народе этот центр книжной торговли называют магазином Степанова — по фамилии старшего товароведа, а вовсе не официального директора магазина.

Обычные проверки не дали результатов и Никитин решил начать спецоперацию, чтобы поймать сотрудников магазина с поличным. Сразу это не получилось, но Никитин был настойчив.

К тому же магазин постоянно предлагал покупателям новые услуги – в том числе торговал книгами по почте, продавал гравюры и открытки, организовывал свои лотки. Но вот 60-летний Степанов влюбился в молодую продавщицу и стал с ней летать на отдых в Сочи!

«Уволенная ранее из магазина Степанова сотрудница Лунина поймана на спекуляции шубами. На деле она продала одну-единственную шубу на 20 рублей дороже, чем приобрела, но и за это ей грозят серьезные неприятности. Лунина болтлива, после увольнения (видимо, по этой причине) к ней неоднократно наведываются от Степанова, предупреждающие, что за длинный язык она может пострадать. И Никитову довольно скоро удается «расколоть» Лунину. Вырисовывается невероятная картина. В центре социалистического Ленинграда существует абсолютно частная лавочка, живущая не по советским законам.

Отец Леонида Степанова был выходцем из Ярославской губернии. С дореволюционных времен большая часть книготорговли в Петербурге находилась в руках ярославцев. За необычайную предприимчивость их называли «русскими янки». Ловкие, сметливые, опрятные, они держались друг за друга, помнили малую родину. Ярославец не отказывал земляку в кредите и брал на работу только земляков. Предприятие по-ярославски — это большая семья, где есть хозяин, который обо всех заботится, где не бывает обиженных, а работники ему преданны. Вот таким предприятием и был магазин Степанова.

Он содержит за свой счет дополнительный — нелегальный — штат сотрудников. Все штатные работники неофициально получают от него дополнительную зарплату. Степанов оплачивает им путевки в санатории, проезд до места отпуска в поезде или на самолете. В магазине всегда хранится запас деликатесов и шампанского для корпоративных, как сказали бы сейчас, праздников. Слишком хорошо, не по-советски живут люди…»





1758
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх