Просто в формате ремарки.
Очень понравились матер-классы Перумова и Лукьяненко на Росконе. Пожалуй, больше всего прочего. Не могу точно сформулировать, чего я от них ждала. Но итог ознакомления впечатлил. И доставила удовольствие и возможность сравнения.
Первое – несхожесть подходов и форматов проведения.
Лукьяненко строго работал по рассказам, присланным и отобранным им лично. Группа сборная. Допускается и приветствуется наличие личного, не схожего с характерным для мэтра, стиля повествования. Сложные оборты и длинные предложения – ОК, если они именно стильны. Короткие рубленые – ОК, если то же условия в наличии.
Нет излишней мягкости к «ученикам» и готовности гладить по головке и беречь. Нет и намеренной позы высшего и снисходительного. Все деловито, в реживе общего обсуждения, компактно по срокам и с обязательным резюме по каждому рассказу. Честно говоря, я бы с моей ангиной более 3 часов и не высидела. И так молчала круче доправшиваемого гнома, с тоской глядя на открытое окно – источник сквозянка...
Перумоская группа (я наблюдала её в последний день) – совершенно иная. Работа шла все 4 дня, практически без перерывов. И не только по малым формам, но и по романам. Это колоссальный объем! Надо прочесть – причем всей группе. Составить мнение и его донести... Такое возможно лишь при наличии стабильного состава самой группы. Который и имеется, костяк участников неизменный уже года четыре, а то и дольше. Это сильно влияет на атмосфему. Если у Лукьяненко именно мастер-класс, то здесь уже своя тусовка, что ли. Я бы даже исключила понятие мэтр – все очень сроднились. Приятно, тепло и душевно. Но по трудоемкости процесса... они все герои! Прочесть дюжину чужих романов для этой встречи!
Второе. Собственно, просто хочется сказать мэтрам спасибо. Большая работа и очень приятный её формат. Огромное удовольстве от услышанного и увиденого, прочитанного и подмеченного...
Третье.
У каждого есть свои фишки. Для Лукьяненко – катарсис. Его искали в каждом рассказе. Причем довольно жесткий.
У Перумова – специфика стилистики изложения НФ текста. С редукцией, как он это называет. То есть с намеренным повышением динамики повествования и изъятием «лишних» слов, деталей, образов, даже целых линий.
То и другое буду обдумывать.