Всё везде и сразу


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > "Всё везде и сразу" (2022)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Всё везде и сразу» (2022)

Статья написана 16 июня 2022 г. 03:15

Подлинно кислотное безумие,

или кинофантастический ренессанс начался

Итак, как периодически у меня бывает, начну с предостережения. Писанное ниже — эссе, которое старается выдать себя за рецензию. В нем под умеренным, витиеватым и многословным текстом будут скрываться одновременно претенциозные, и радикальные тезисы, касающиеся фантастики и кинфантастики как таковой. Притом, опять же заранее отмечу, что далее (мимоходом) обсуждаемый фильм — "Все везде и сразу" (2022) — послужит лишь толчком к лично мне кажущейся важной темы. Если вы не против такого расклада, то переходите ко второму абзацу.

Думаю, хоть кто-то согласится со мной, если я скажу, что фантастика как некий метажанр, множество из большого числа малых жанров, развивается сегодня очень неравномерно. И особенно заметен разрыв в научно-фантастическом секторе. Внутри сай-фая разверзлась пропасть между его литературным и кинематографическим воплощениями. Да, действительно, к нашим дням имеются и другие формы выражения искусства вообще, например, в игровом разнообразии или даже музыке. Почему бы и нет. Но настоящий разрыв и пробел зияет именно между кино и книгой.

Что я понимаю под этим? Казалось бы, сейчас искусство, фанаты и индустрия переживают настоящий расцвет кинофантастики. Подлинный бум. Самыми кассовыми фильмами становятся именно в той или иной степени фантастические ленты. Пестрый веер картин от "Марвел", тот же "Аватар" или "Мир Юрского периода". И это все без учета фэнтези фильмов, мистических или сказочных работ. А есть, хоть и небольшой, но конвейер по производству условно умной фантастики. "Интерстеллар", продолжение "Бегущего по лезвию", некоторые фестивальные картины аля авторское кино... Тьма тьмущая всего под буквенной диадой "Н" и "Ф". Где разрыв, где пропасть? Может, как раз в сфере книг я имею в виду некий обвал, поражение или бог пойми что?

Нет. Я полагаю, что именно у кинофантастики сейчас уже весьма долго длится кризис. Или стагнация. На уровне идей, новизны, а также важного поспевания за книжной фантастикой. Ведь, как показала читательская и зрительская практика, именно авторы-литераторы, а не сценаристы и режиссеры сейчас на острие прогресса научного, философского, ценностного, новаторского и т. д. Именно среди книжных полок располагаются, например, произведения Грега Игана, который настолько устал от модернистских оков и устаревших открытий прошлого века, что стал писать не просто научную фантастику, но начал создавать фантастическую науку. Именно Ник Харкуэй де-, ре- и просто конструирует детектив, фантастику, исторический роман на фоне пейзажа недалекого будущего, с таким количеством качественных отсылок, что никаким марвеловским эпигонам это и не снилось (при всем уважении к этой киновселенной). Именно Ханну Райаниеми возрождает авантюрную прозу и переносит ее в один из самых качественных киберпанковских ландшафтов с максимальной любовью к разным, включая российский, культурным колоритам. Именно Питер Уоттс грубее и суровее всех наступает в "развлекательной" литературе на человеческую исключительность, переворачивая представления не только о человеческом или искусственном разуме, но и вообще о феномене разумности, сознательности и потенциальной внеземной жизни. И это, конечно, список далеко не полный. Литераторы от сай-фая берут самые последние открытия и достижения науки и техники, играют на интержанровости, черпают из передовых философских текстов, создают чуть ли не греческие (вспомнить того же Иэна Бэнкса и рецензии на него FixedGrin) или шекспировские по глубине, трагизму и бескомпромиссности сюжеты... И киноделы просто не могут угнаться и поспеть за книжным сай-фай-ным авангардом. Рядом с книжниками только пасынки кино — ТВ-(интернет)-проекты, вроде шедевриальных "В поле зрения", "Звездный крейсер "Галактика"", "Оставленные". Но и к сериальному делу тоже можно отнести мой упрек в отставании от книг. И все же фильмы вроде "Все везде и сразу" не просто приятно удивляют, но заставляют признать, что отрыв книжной фантастики от киношной вполне возможно сохранить. А, быть может, и преодолеть.

Да, возможно, фильм Даниэлов не лишен шероховатостей, глупостей, порой слишком чернушных или пошлых моментов. Но если посмотреть его на фоне, а лучше сразу после Доктора Стрэнджа с его вселенной безумия... Если это сделать, то в рамках относительного сравнения понятно, какой прыжок от культуриндустрии попкорн-жвачки совершил фильм. Ведь "Все везде и сразу" — действительно безумие. Притом безумие осмысленное, глубокое, веселое, порой грустное, но очень драйвовое, интересное и захватывающее. И даже ставшие уже типическими моменты "повесточки" здесь поданы хотя бы не только для галочки, но и для некоторого важного повествовательного элемента (гомосексуальность одной из версий дочки главной героини, Джой, усиливает ее инаковость по отношению к матери). И да, конечно, перед нами семейная драма и практически семейное кино (за некоторым исключением ряда сцен), что еще больше роднит фильм с тем же концерном "Марвел". Но и здесь не все так просто. Кинокартина Даниэлов реализует практически тургеневских "Отцов и детей", где неожиданным образом Василий Базаров (мама) преобразуется в Евгения Базарова (дочь), дабы спасти свое чадо. Даже обыденный ответ "все спасет любовь" здесь подан на другом уровне и иных основаниях, что позволяет "Все везде и сразу" взлететь на высоту небоскреба по сравнению с копошащимися далеко внизу серийно-конвейерными фильмами. Правда, совсем выйти за пределы Земли у него не получается. Но почему?

С одной стороны, авторы без марвеловского по размахам бюджета смогли гораздо лучше создателей второго "Доктора Стрэнджа" проработать визуальный ряд. "Вселенная безумия" не только не подарила никакого безумия, но и не оказалась способна перепрыгнуть достижения визуала из первой части. В "Все везде и сразу" же визуально интересных решений с лихвой. Красиво выполнены как сами параллельные вселенные, так и сцены перехода между ними, промежуточные состояния и зазоры между реальностями. Уморительно сделаны сцены перехода между мирами, включая само сценарное решение того, а за счет чего перебежчик между универсумами умудряется совершить этот переход. Притом то, что совершает с бесконечно малыми вероятностями главный злодей фильма, действительно ужасно и уморительно до подлинного безумия. Характеры героев, юмор (до тех моментов, когда он переходит некоторую красную черту — но такого буквально раза два можно посчитать), игра актеров, по-годаровски (или по-торантиновски) разделенное на части кино (благодаря этому делению, кстати, сделан один очень классный неожиданный поворот, в который я из-за просмотра фильма на телефонном экране почти что поверил) — все круто и на очень высоком уровне. Такова же и философско-экзистенциальная составляющая фильма, но тут и появляются определенные шероховатости...

Во многом перед нами экранизационная смесь между игановским "Бесконечным убийцей" (фантастическое допущение слишком уж похоже на тамошнее) и философией "лучше-бы-никогда-не-существовать" (или Шопенгауэр на максималках) Бенатара. Притом заправлено все это очень важной мыслью, практически слово в слово повторенной главной героиней фильма — Эвелин в сильном исполнении Мишель Йео: каждое новое научное открытие (и техническое достижение) умаляет и низводит человека. Лишает его смысла и значимости. Мысль очень важная и сильная, особенно на фоне появляющихся течений радикальных экологов, постгуманистов, поклонников товарищей аля Бенатар, фанатов Ника Лэнда и прочих идеологов ничтожности человека, которого лучше всего мирно (само)истребить. В фантастике к этому лагерю примыкает уже указанный выше Уоттс, первое издание "Ложной слепоты" которого вышло одновременно, в один год, с философией чистой случайности (контингентности) Квентина Мейясу — "После конечности" (об этом тут и тут). И, как ни крути, истоки всего идут именно к науке, которая, провозгласив своим новым богом (неформально, но вполне телеологически, пусть и диалектично, перевернуто) случайность, оставила человечество обесмысленным, практически изнасилованным холодной космической пустотой на краю одинокой вселенной. Практически так и описывает это французский социолог и философ Бруно Латур в недавно изданной у нас книге "Где приземляться?". Так или иначе современные дегуманизированные науки ставят именно такой диагноз человечеству — полная ничтожность или комично-абсурдное 42. Но главная героиня замечает, что из таких выводов науки не обязательно черпать этические и экзистенциальные выводы, и надобно просто жить. Жить дальше и в любви. И во многом этот слишком простой ответ убивает сложно завязанные гордиевы узлы смыслов сюжета. Но это лишь с одной стороны. С другой же, вспоминая тех же "Оставленных", такой ответ лишь легко звучит. А в действительности, в полностью дефундаментализированной реальности, в мире, лишенном всяческих идейных оснований, продолжать просто жить, просто работать и просто любить — крайне сложно. Поэтому данный ответ, возможно, и хорош в рамках относительно небольшого фильма, но недостаточен в перспективе духовного и практического пространства человечества. Как мне думается, и Ильенкову в "Космологии духа", и Азимову в "Сами боги", выход на этот сложнейший этический вопрос надо все же искать именно в науке. Но науке не де-, а как раз-таки гуманизированной, не выбрасывающей человека из рассмотрения тотальности бытия, а признающей его закономерной частью существующего.

Таким образом, и формой, и содержанием, и подачей "Все везде и сразу" — крайне оригинальный, сильный и интересный фильм. Его безусловно стоит посмотреть и составить собственное мнение об этой картине. Так или иначе для меня он, наверное, лучшее фантастическое кино этого трудного и кровавого года. Именно в такие не простые времена важно понимать, что небытие и тяга к разрушению в итоге проиграет, а выиграет свет. И вовсе не тьма.





1727
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение16 июня 2022 г. 07:09
Сложный текст. Не смог я через него пробраться.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 июня 2022 г. 21:44
Извините


Ссылка на сообщение16 июня 2022 г. 16:54

цитата

в один год, с философией чистой случайности (контингентности) Квентина Мейясу — «После конечности» (об этом тут и тут).
ссылки не работают.. точнее ведут на профиль
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 июня 2022 г. 17:01
Сейчас поправим ) спасибо за замечание!
 


Ссылка на сообщение16 июня 2022 г. 17:12
* Скорректировано
 


Ссылка на сообщение16 июня 2022 г. 17:31
любопытно...


Ссылка на сообщение16 июня 2022 г. 20:30
Мне очень понравился фильм, было непонятно почему
Спасибо, что объяснили :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 июня 2022 г. 21:44
И вам спасибо!


Ссылка на сообщение16 июня 2022 г. 22:51
Как раз вчера посмотрел.
Да, фильм безумно прикольный.
Правда, меня утомил неимоверно затянутый финал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2022 г. 10:24
Соглашусь )


Ссылка на сообщение17 июня 2022 г. 01:13
Уже не первый раз замечаю обилие фамилий и прикручивание каких-то там теорий. Отсюда и все минусы текста: простому читателю сиё неведомо, а знающий (я в курсе, кто все эти люди), скорее задаст вопрос: зачем эти все калейдоскопические извращения, толком даже не раскрытые.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2022 г. 10:52
Обязательно учту ваше мнение ) но я лично не проводил соцопрос по понятности или непонятности среди «простого читателя» ;-)
 


Ссылка на сообщение17 июня 2022 г. 11:26
Дело не в соцопросе.
Дело в подходе. Вот Петя, что проработал 8 часов на смене и пришёл узнать, че тут за фильм, спросит: а что тут за Латур и причём он тут?

Я же человек понимающий о чем речь, просто хочу спросить: а зачем вы приплетаете к своим словам Латура? Вы же вроде рецензию пишите, а не научную работу. Это здесь абсолютно ни к чему.
 


Ссылка на сообщение21 июня 2022 г. 00:29
Ну вот так вот мне именно про этот фильм захотелось написать (
 


Ссылка на сообщение21 июня 2022 г. 14:00
Вот так – это хорошо, когда все ружья стреляют. У вас же половина ружий для красоты. У вас два распространённых варианта: убрать все лишние ружья и написать нормальную рецензию без Латуров и излишков, или же отказаться от рецензии в пользу философских концепций и четко все расписать причём все эти концепции и как они по-вашему взаимодействуют с фильмом (и глубже в фильм, и аналитику).

У вас хорошо получается писать, и правда умно, но в погоне за умностью вы слегка перегибаете палку.
 


Ссылка на сообщение21 июня 2022 г. 16:54
Я рад, что вы считаете, что я неплохо пишу ) возможно, вы и правы, и часть умностей стоило выкинуть. В следующий раз по книжке что то напишу и сделаю это проще
 


Ссылка на сообщение21 июня 2022 г. 20:15

цитата osipdark

В следующий раз по книжке что то напишу и сделаю это проще

Попробуйте. Главное, не увлекайтесь посторонними концепциями и фамилиями. С радостью почитаю, что выйдет.

цитата osipdark

Я рад, что вы считаете, что я неплохо пишу )

На данный момент, я считаю, что вы автор АК с большим потенциалом.
 


Ссылка на сообщение21 июня 2022 г. 21:36
Спасибо :beer:


Ссылка на сообщение17 июня 2022 г. 07:06

цитата osipdark

Внутри сай-фая разверзлась пропасть между его литературным и кинематографическим воплощениями.
Пропасть между словом и картинкой — везде и всегда. Потому-то для драм, пьес, сценариев и т.п. имеются свои правила... Не вдаваясь в отличия поэзии для слуха от поэзии для глаза.

цитата osipdark

Именно Питер Уоттс грубее и суровее всех наступает в «развлекательной» литературе на человеческую исключительность
Т.е., квантовый волшебник с Нейропатом не прочитаны...

цитата osipdark

(или по-торантиновски)
Та

цитата osipdark

каждое новое научное открытие (и техническое достижение) умаляет и низводит человека. Лишает его смысла и значимости
Какого именно смысла? Какой именно значимости? Какого именно человека? Стива Джобса? Мишель Йео?
Над такой мудростью кто только не хихикал. Не, не годится на звание «важной мысли».
Если в фильме такая и есть, то — можешь быть кем угодно, но от мамы не спрячешься.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2022 г. 10:54
На счет опечатки спасибо ) и в целом за развернутый отзыв. И нейропата с волшеьником вскоре прочту. К сожалению, не все успевается


Ссылка на сообщение17 июня 2022 г. 14:09
Фильм понравился, но с оговорками. Все они относятся к первой части, досматривая которую, думал, что дальше продолжать не стану. Увиделось обесценивание идеи непристойщиной на грани фола и даже за гранью. Продолжил просмотр лишь следующим вечером — и то лишь благодаря мысли, что все эти грязные приемы голливудского нижеплинтусного кино, возмжно, только для того, чтоб вывести зрителя из зоны комфорта, расшатать устоявшийся канал восприятия. И дал шанс. О чем впоследствии не пожалел. Вторая и третья части роскошны. Сцены с камнями, а потом и с «глазками» — находка. А потому и фильм в целом отношу к незаурядному, примечатльному и значимому кино. Рад, что посмотрел.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2022 г. 14:39
Спасибо за отзыв! У меня похожее впечатление осталось


Ссылка на сообщение18 июня 2022 г. 16:05

цитата

заставляют признать, что отрыв книжной фантастики от киношной вполне возможно сохранить. А, быть может, и преодолеть.

Вероятно, «сократить», а не «сохранить»?


Ссылка на сообщение19 июня 2022 г. 08:48
Спасибо большое! Очень точное высказывание о фильме — невероятно талантливый и безумно отбитый)) Фактически каждая сцена набита своими смыслами.
Мне как раз нравится, когда на простой идее навернуто сложное барочное повествование. Простые идеи очень трудно усваиваются, их надо тщательно разжевывать. Как вы в своих замечательных текстах делаете.
Спасибо за обилие незнакомых имен и книг в тексте, выписал на листочек для более внимательного изучения вопроса.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июня 2022 г. 00:29
vfvfhm, как всегда спасибо за прочтение )
И.с. я на ваши отзывы, кстати, подсел. Особенно на то, что труднее всего найти в открытом доступе ))
 


Ссылка на сообщение21 июня 2022 г. 20:11
Спасибо вам за ваши труды!:beer: И за теплые слова. Буду стараться лучше))


Ссылка на сообщение19 июня 2022 г. 14:41
Очень понравилось Ваше эссе — спасибо за труд и актуальную тему:beer:
Я просто хотела уточнить: а как Вы раскроете понятие «метажанр», когда в характеристике фильма написано — фантастика, драма, триллер...
С удовольствием посмотрела «Господин Никто» / 2009 — как раз похожая тема.
Вы это имели ввиду — смешение жанров? Или что-то другое?

И отдельное искренне спасибо за жизнеутверждающий финал — о свете и тьме. Хотелось бы искренне верить в то, что выиграет свет. По сути — каждый может что-то сделать и от себя тоже — по принципу тех же индукции / дедукции.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июня 2022 г. 00:27
Метажанр — все многообразие того, что мы привыкли называть фантастикой ) по сути, только к фантастике это словечео и можно применить *ну или я просто ради красивости словом воспользовался :-)))*
И спасибо за благодарности и прочтение!
 


Ссылка на сообщение21 июня 2022 г. 00:42
Я воспринимаю приставку «мета» как переход через что-то — как метафизика например некий мост между каноном физики и другой плоскости (эзотерики)
В этом смысле я думала, Вы предположили в замесе жанров некий мостик — через фантастику мы уходим в мелодраму (сейчас модно такие картины делать, чтобы всякий зритель не ушёл обиженным)

Спасибо за Вашу аналитику. Она выбивается, быть может, из условной конъюнктуры ресурса — тем и позитивно цепляет))
PS Сорри, если коряво пояснила. В конце рабочего дня все очень сильно устали))
Страницы: 12

⇑ Наверх