«Песнь о вещем Олеге» и «Слово о полку Игореве» пробудили мои детские воспоминания о коротких иллюстрированных рассказах из древней военной истории.
Врезался в память рассказ из «Мурзилки» о битве при Фермопилах, который в детском саду, вроде бы, читала вслух воспитательница на веранде. А я многократно картинки пересматривал («Мурзилку» мне ещё в детском саду выписывали). Нашёл по поиску в архиве журнала этот номер. Думал, из совсем глубокого детства, а оказалось — за апрель 1974 года. В следующем году уже в школу.
«Со щитом или на щите?» — первое впечатление не забывается. История Спарты стала родной. Афины до сих пор презираю.
Рисунок боя на развороте тоже врезался в память до мельчайших деталей. Композиция водоворота спартанцев и персов осталась для меня вершиной батальной живописи.
Лосин в этих рисунках на себя не похож. У него же всегда многоцветные объёмные фигуры с разнузданной мимикой. А здесь — бледные плоские фигуры с чёткими контурами и сдержанными чувствами (учитывая, что на лицах предсмертные гримассы). Лосин не имитирует, а по памяти цитирует древне-греческие чёрные контуры на вазах и цветовую гамму выцветших фресок. При этом, кто не знает обычной манеры Лосина, ни за что не поверит, что в этих рисунках использован особый технический приём.
А в начальной школе пошли исторические рассказы с красочными картинками в серии «Страницы истории нашей Родины». Вот по древне-русской истории сейчас у меня имеются такие книжки, все проиллюстрированы В.Перцовым.
Неизгладимое впечатление в младших классах на меня произвела книжка про Александра Невского. Причём, как я сейчас понимаю, произвела впечатление не историческими фактами, а визуально — рисунками.
Посмотрим страничные иллюстрации.
1) Портрет князя Александра. Его голова на фоне окружности, нарисованной на арке свода. Получается нимб (художник зафиксировал, что Александр признан святым в русской православной церкви). Большинству советских детей намёк оказался непонятен. Книжка теперь переиздана (см.). Никто, поди, и не поверит, что нимб был в первом советском издании.
2) Разгром шведского десанта на Неве. У Перцова такая же плотная компоновка деятельных фигур на странице, как и у Лосина в изображении боя при Фермопилах (на самом деле, ещё плотнее). Одна эстетика.
Лосин и Перцов — неразлучные на страницах «Мурзилки» художники моего детства. До сих пор задумаюсь на несколько секунд, чтобы опознать картинку — лосинская или перцовская. Манеры совершенно разные, но фамилии в голове путаются.
3) Шведы — нормальные враги. А вот тевтонский монашеско-рыцарский орден — это уже и не люди. Епископ вон — настоящая нежить. Сразу видно, что никакие это не тевтонцы, а обычные немцы-фашисты.
4) Нарушение всех правил. На рисунке мельтешат чёрные кресты на белых накидках и щитах тевтонцев. Красные копья выпячиваются на переднем плане и разрезают рисунок. Ничего не разобрать с первого взгляда. Но помню, как я был впечатлён в детстве этими чёрными и красными линиями на странице. Попытки повторить в собственных рисунках ни к чему не привели — чувства гармонии не хватило.
Возможно, секрет этого приёма, в том, что здесь преломляются техники средневековой миниатюры-орнамента (вспомним рассечение линиями рисунков Гончаровой к «Слову о полку Игореве»).
5) В схватке на Чудском озере тоже геометрия линий и пятен.
Как надо было понимать детскую психологию! Художник знал, что дети с удовольствием будут распутывать нарисованную кучу-малу, вычленяя отдельные эпизоды боя. А потом с замиранием оглядывать общий план, который вновь сливается в волшебный орнамент.
Отдельная книжка с иллюстрациями Перцова про Куликовскую битву мне в детстве не попалась. Был по случаю юбилея большой рассказ про эту битву в сентябрьском номере «Мурзилки» за 1980 год.
Тоже не из моего детства (к тому времени «Мурзилку» уже не читал). Но здесь иллюстрации как Перцова, так и Лосина. Посмотрим.
1) Иллюстрация Перцова — смертельный для обоих поединок Пересвета с Челубеем — сделана в его привычной манере. А вот дальше — некое панно. Качество воспроизведения очень плохое, ничего не разобрать. Но понятно, что изображена круговерть битвы, красные тона отсылают, вероятно, к традициям древне-русской живописи. Но всё это уже было исчерпано палехской школой миниатюры.
2) А вот и Лосин, тоже в своей привычной манере: «многоцветные объёмные фигуры с разнузданной мимикой». Но и у него одна из иллюстраций — «фрагмент картины».
Как странно, что художники, вошедшие в историю как великие творцы малых форм, чувствовали неудовлетворённость и мечтали о том, чтобы их огромные полотна висели в Окружном доме офицеров.
UPD / 13.06.2022
С опозданием обнаружил рисунки В.Лосина к рассказу об Александре Невском в «Мурзилке» за 1989 год (№ 5 и № 8). Прилагаю их для полноты картины.
а) Невская битва. Поединок Александра с предводителем шведов, которому русский князь оставил копьём «печать» на лице.
б) Ледовое побоище.