Евгения Некрасова
Домовая любовь
[Роман поколения]
Художественное оформление Виктории Лебедевой.
В оформлении использованы иллюстрации Евгении Некрасовой.
Фотография на переплёте Марины Козинаки.
М.: АСТ, 2021.
379 с. Пер. 84X108/32 3000 экз. 5-17-144906-3
цитатаЕвгения Некрасова — писательница, сокураторка Школы литературных практик. Её цикл прозы "Несчастливая Москва" удостоен премии "Лицей", а дебютный роман "Калечина-Малечина" и сборник рассказов "Сестромам" входили в короткие списки премии "НОС".Новый сборник "Домовая любовь" — рассказы, повести и поэмы о преодолении одиночества и сломе установок; своего рода художественное исследование дома и семьи. Как и в предыдущих книгах, в изображение российской повседневности встроены фольклорные мотивы.
"Меня удивляют тексты Евгении Некрасовой. Когда я их читаю, я забываю, что передо мной текст — они сделаны так, что мне все время кажется, что я смотрю кино. На меня выскакивают куклы-строители — таких я могла встретить в хорорах про детей из американского пригорода. Дальше я читаю повесть, построенную по принципу артхаусного кино, отсылающего к пленкам начала ХХ века. От этих текстов, как и от кино с хорошим сценарием, сложно оторваться. Причем неважно, насколько происходящее в них похоже на реальность. Одна героиня двигает стены, другая в прямом смысле этого слова "рожает" деньги во время локдауна. Героини Некрасовой говорят с древними божествами и переименовывают мир вокруг, другими словами они его строят и перекраивают под себя. Для этого у них нет никаких привилегий, им не на кого рассчитывать. Возможно, в этом и есть их сила". Оксана Васякина, поэтесса
"Если вы, как Иван-Царевич, не побоитесь перемахнуть через крепостную стену царства Жени Некрасовой, а ее охраняют тридцать три богатыря странного, ломающегося, мятущегося вместе с героями языка, вы найдете не только живую воду и молодильные яблоки, но и друга и союзника. Некрасова идет лабиринтами спальных районов и собирает нерассказанные истории об испытании — большим городом и маленькой зарплатой, любовью и нелюбовью, и, наконец, самым главным и самым трудным — самой собой". Ирина Карпова. kimkibabaduk
"Магический реализм нас обманул. Настала пора магического пессимизма". Егор Михайлов. Афиша Daily
— Предисловие Ольги Шакиной (статья), с. 7-8. Моя оценка 6.0 из 10.
— Квартирай (рассказ), с. 9-43. Моя оценка 7.0 из 10.
— Дверь (рассказ), с. 44-72. Моя оценка 7.0 из 10.
— Весы (рассказ), с. 73-80. Моя оценка 7.0 из 10.
— Банкомать (повесть), с. 81-141. Моя оценка 7.5 из 10.
— Домовая любовь (поэма), с. 142-184. Моя оценка 5.0 из 10.
— Сила мечты (рассказ), с. 185-203. Моя оценка 6.5 из 10.
— Кумуткан (рассказ), с. 204-241. Моя оценка 6.0 из 10.
— Лётка, или Хвалынский справочник (рассказ), с. 242-263. Моя оценка 7.0 из 10.
— Музей московского мусора (поэма), с. 264-290. Моя оценка 6.0 из 10.
— Молодые руины (повесть), с. 291-366. Моя оценка 7.5 из 10.
— Культурный слой (поэма), с. 367-380. Моя оценка 5.5 из 10.
цитатаПять причин купить-прочитать1. Сборник прозы и поэзии одной из самых ярких современных молодых писательниц. Первые книги Некрасовой «Калечина-Малечина» и «Сестромам» вошли в финалы крупнейших литературных премий России.
2. Защита жилища, производство оберегов, заговаривание домашних и природных духов уживаются в этих текстах с травмами 90-х, копинговыми стратегиями, мусорным кризисом, тиндер-знакомствами и риэлторскими сделками. Евгения Некрасова использует традиционные, архаические мотивы для того, чтобы рассказать новые истории и высказаться о современных проблемах социума.
3. Любимые герои писательницы — домовихи и домовые, волшебные помощники, во власти которых любые отношения жильцов и жилищ. С квартирным вопросом в Москве домовихи Некрасовой справляются лучше риелторов и ЖЭКов.
4. «Домовая любовь» отменяет разделение на прозу и поэзию: зонги домових и героинь располагаются в пространстве сборника на равных правах с повестями. В этих текстах мы наблюдаем за рождением нового женского эпоса.
5. Ткань прозы Некрасовой — языковая игра; с той же легкостью, с какой отменяются в ее книгах границы реального и фантастического, рушатся и барьеры допустимого-недопустимого в литературе. Писательница экспериментирует с формой и стилем текста, в том числе изобретая новые русские слова.