![](http://yagababa.files.wordpress.com/2013/12/d0b3d183d181d0b8_0011.jpg?w=652)
Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»
Эту историю рассказывают обычно дошкольникам. Трех- четырехлеткам. Вроде бы примитивнее (в смысле чисто сюжетном) сказочки и не придумать: шла себе дивчина, видит — речка; попила из нее... потом опять пошла, видит — печка; поела из нее... Но все-таки, если копнуть поглубже, окажется, что и в этой наивной побасенке есть интересные нюансы.
Вспомните, был там один момент: когда вышеупомянутая дивчина приходит к Бабе Яге, та прядет. И девушке в итоге делать эту же работу поручает (та, правда, ее потом сама препоручила кому-то другому — в разных вариантах по-разному: коту, мышке... и сбежала от работы куда подальше. Но все-таки, какое-то время местоблюстительницей, так сказать, «исполняющей обязанности» Бабы Яги была).
Что же это за обязанности?
Не знаю, как у вас, а у меня совершенно четкие ассоциации: три Парки, они же три Мойры — богини судьбы в греческой мифологии — так же точно пряли нить (тут могут быть разные истолкования, что же она символизирует — то ли медленно тянущуюся человеческую жизнь, то ли просто время...) Важно, что Баба Яга не просто домашнюю работу выполняла. Она управляла жизнью и смертью.
Девушка и ее брат, попавшие к Бабе Яге (как разъяснено у Проппа, Аникина и еще много где) — это молодежь, проходящая инициацию (посвящение «во взрослые»). А сама Яга — «праматерь», мифический родоначальник.
Вот вам и «дошкольного возраста сказка»
![;-)](/img/smiles/wink.gif)
![:-)))](/img/smiles/gigi.gif)
![:-)))](/img/smiles/gigi.gif)
Ну, а речка, печка, яблонька... это все, как оказалось, приметы загробного мира. Т.е., насчет печки не знаю (только догадываюсь, что и тут сработала параллель: «хлеб — тёплый, круглый, золотой = солнце»), а вот молочные реки и пресловутые «райские яблочки» — это все очень часто в мифах встречается. Именно в «того света» описаниях.
Итак, если вы думаете (-ли), что ГГероиня сказки «Гуси-лебеди» была способна только идти и поедать все, что встречала на пути — то вы глубоко ошибаетесь. Она — ни много ни мало — исполняла обязанности богини Жизни и смерти... а также, по-видимому, выпускала солнце из небесной «печки» на волю (обратно на небо).Не такая уж ленивая и глупая эта дивчина, наоборот даже — чем-то на демиурга похожа.
«Зимовье зверей».
Вот же ж странная штука — все мы в детстве смотрели, и даже неоднократно, замечательный советский мультик «Бременские музыканты»... и все мы (тоже неоднократно) смотрели не менее прекрасный мульт «Зимовье зверей» — а то, что это, по сути, одна и та же сказка, как-то ускользало от детского понимания... Вся разница ведь в том, что (согласно немецкой сказке) звери пугают разбойников — а в нашей сказке — не менее злых волков. Вот и всё.
«Всё»? ан нет, не все.
Рискну предположить, что в самом древнем варианте избушку вообще населяли черти. (Ну, или лешие, Erlenkonig'и там какие-нибудь [да, я не специалист, кэле, шуралэ — уж не суть важно). Нечисть, одним словом. А вот звери, которые этих чертей победили... они, вероятно, как были, так и остались зверями.
Для сравнения можно вспомнить «Сагу о Беовульфе». Его имя, как известно, тоже значит «медведь». А от кого он спасает людей? От волков? От лисиц, может быть? Ан нет, от троллей (которые, в принципе, тоже нечисть).
Короче: зверь-спаситель людей от злых духов — это очень и очень известный образ. И в народных поверьях, и вообще в культуре...
А вы говорите — «в город Бремен шли, помузицировать хотели...»