Новый фильм известного и плодотворного российского режиссера Владимира Хотиненко рассказывает об одной из малоизученных страниц истории Великой Отечественной войны — деятельности Псковской Православной миссии. С августа 1941 года по февраль 1944-го священники из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях от Пскова до Ленинграда.
Художественный госзаказ
Июнь 1941 года, за два дня до войны, маленькое село Тихое на границе с Латвией. Село вполне оправдывает свое название — все вокруг тихое. Тихо плывут облака по тихому голубому небу. В тихом поле тихо стрекочут кузнечики. Тихий батюшка в тихом сельском доме тихонько вырезает иллюстрации к Библии под тихую мелодию Верди с патефонной пластинки. Мирное село и мирная жизнь, где покой нарушает только еврейская девочка Хава, «вероломно» желающая принять Крещение против воли отца…
Мир и тишину разрушает известие о начавшейся войне. Стремительно и тревожно, будто неся на своих крыльях страшную весть, проносится по смурному небу сизый голубь. Облетает крест на куполе храма — и, не останавливаясь, несется дальше. Следом за ним, «страшным голосом», как скажет матушка Алевтина Андреевна, супруга главного героя священника Александра Ионина, радио говорит о том, что мирная жизнь закончилась. И у всех и каждого она потекла совсем по другому руслу…
Отец Александр по благословению Архиерея вместе с матушкой едет в село Закаты Псковской области возрождать Православие. Восстанавливает вместе с сельчанами переделанный под сельский клуб храм, крестит, отпевает. И все бы хорошо, если бы это не происходило во время войны на оккупированной немцами земле, с разрешения и под покровительством фашистов. Военное время на все накладывает свой отпечаток. И помимо возрождения церковной жизни отец Александр помогает военнопленным, принимает в свою семью оставшихся сиротами детей-беженцев, забирает маленьких пленников из Саласпилса, лагеря смерти на территории Латвии…
Изначально у фильма было иное название. Первым было отсылающее нас к строкам 136 псалма «На реках Вавилона». Потом — «Прощеное воскресенье», с которым пришлось попрощаться из-за выхода на телеэкраны одноименного сериала. Тогда появилось «Преображение». Но это название забраковали прокатчики, предложив, по их словам, «более понятное и более коммерческое» название — «Поп». Слово с греческим корнем, означающее «отец, батюшка» и ставшее в советские годы обидным и едва ли не ругательным названием священства, сегодня неожиданно обретает новое звучание. Для многих верующих «поп» — это «пастырь овец Православных», что подтвердил и Владимир Хотиненко в одном из своих интервью, отвечая на вопрос о названии фильма.
Фильм снят кинокомпанией Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия» по одноименному роману Александра Сегеня (выступившего и автором сценария). Картина создана по благословению почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Многие пеняют на эти факты: мол, получается, что кино это — госзаказ, «подцензурное», так сказать, произведение. А от такого и ожидания соответствующие: скучно, неинтересно, выхолощено, лубочно-неправдиво. Однако это далеко не так. «Попу» не занимать ни художественности, ни жизненности. Персонажи — живые, и нет, пожалуй, ни одного шаблонного, схематичного. Однозначно правильного или однозначно злого. Во многом это достигается благодаря прекрасной игре актеров — Сергея Маковецкого, Нины Усатовой, юной Лизы Арзамасовой. Им хочется верить.
Зал аплодировал стоя
Фильм «Поп» уже участвовал в фестивальных показах, получил и законные награды — гран-при на VI международном кинофестивале «Лучезарный ангел» в России и на международном фестивале Православного кино и СМИ «Покров» на Украине. Союз журналистов России отметил фильм призом на XVII кинофестивале «Окно в Европу». Исполнительница роли матушки Алевтины Нина Усатова получила «Золотого орла» на одноименном фестивале. А Митрополит Рижский и всея Латвии Александр вручил режиссеру Владимиру Хотиненко медаль священномученика Иоанна Рижского I степени. «Более сложной картины у меня не было, — скажет потом режиссер. — Это было хождение по лезвию бритвы». Но со своей задачей творческий состав фильма справился отлично. Чему доказательством послужила реакция зрителей. После показов зрительный зал аплодировал стоя!
Картина смотрится на одном дыхании. В нем много света — неяркого, мягкого, света от нежаркого солнца. И краски тоже мягкие. Не подчеркнуто-серые, в каких последнее время почему-то принято снимать фильмы о военной поре, и не лубочно-яркие, цепляющие глаз и отвлекающие от смысла. Все это сразу настраивает на позитивный лад. Фильм хочется смотреть уже потому, что от картинки не болят глаза — нет быстрой смены кадра, мельтешащих визуальных подробностей. Предпочтение отдано созерцательной манере и плавным переходам камеры с объекта на объект. Звуковой фон тоже во многом смягчен. Здесь почти нет резких звуков и нагнетающих мелодий. Музыка за авторством композитора Александра Рыбникова органично вплетается в ткань повествования фильма, начиная звучать в полную мощь в нужных моментах, затихая там, где все должно молчать. Очень большое внимание уделено деталям, которых в фильме множество, и каждая на — своем месте.
Над тем, о чем этот фильм, наверное, будут спорить. Историки станут говорить об исторических неточностях, политики — об отношениях воюющих сторон, кто-то будет дискутировать о допустимости лояльного отношения к врагу. И это хорошо. Потому что, если фильм не вызывает эмоций и споров — он не удался. Все мы разные и невозможно угодить одновременно всем.
Фильм сложно назвать экранизацией романа, нельзя назвать его и историческим, документальным, несмотря на то, что он повествует о реальных событиях и реальных людях. Это, скорее, психологическое кино. Обращенное ко всем и каждому, предлагающее заглянуть внутрь себя, в свое сердце.
Фильм о любви
Для меня в первую очередь это фильм о любви. К Богу, человеку и всякому творению Божию. О том, что и один в поле воин, если он — воин Христов. Потому что только с Христом человек остается человеком до конца, какой бы конец у него ни был.
Главный герой, простой сельский священник Александр Ионин, как о нем скажет в кино Митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский): «Самый что ни на есть выдающийся тип русского батюшки. Проповеди читает короткие, но такие, что прямо в сердце». Он живой человек — жива и искренна его вера, жива любовь к людям, любовь к своей жене, которую он немного побаивается и называет «мой точильный камень». А она его в ответ — «заинька мой полинялый»… И реагирует он на все по-живому, искренне, без тени лукавства.
Так же, без тени лукавства он отвечает и на вопрос: а с кем ты — с немцами или с большевиками. «Я с Иисусом Христом», — скромно говорит отец Александр. Так что этот фильм еще и о проблеме выбора. Можно ли сохранить нейтралитет в таких условиях, в каких оказался отец Александр? Можно ли вообще сохранить нейтралитет, находясь посреди двух воюющих сторон? Может ли Православный быть нейтральным? Анджей Сапковский, далекий от Православия современный писатель, в одном из своих произведений устами главного героя говорит очень важные и, на мой взгляд, правильные слова: «Быть нейтральным — не значит быть равнодушным и бесчувственным. Не надо убивать в себе чувства. Достаточно убить в себе ненависть». Свой выбор отец Александр давно сделал, выбрав Христа. А теперь он просто, следуя словам Апостола, «для всех сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9, 22).
В одной из рецензий на фильм «Поп», написанной анонимно (как многое на просторах интернета), я нашла очень точные мысли: «Поп Маковецкого и весь «Поп» Хотиненко — он как раз о том, что и те, и другие, и третьи — это в первую очередь люди. Только у одного на голове фашистская каска, у другого офицерская фуражка, у третьего окровавленные советские бинты, у четвертого, пятого, шестого — картуз полицая, деревенская кепка, косынка, но все они, независимо от головного убора — люди со своими страстями, чувствами и мыслями. И над каждой головой, независимо от головного убора, — Бог. Ну и как к ним относиться бедному окающему деревенскому священнику? Он прекрасно знает, что Псковская миссия — прожект временный. Но раз свече дают возможность ярко вспыхнуть перед тем, как догореть, маленький деревенский священник спокойно соглашается на горение в вере».