1961 – Человек-амфибия (СССР) – по одноименному роману
1967 – Продавец воздуха (СССР, телефильм) – по одноименному роману
1984 – Завещание профессора Доуэля (СССР) – по роману «Голова профессора Доуэля»
1987 – Остров Погибших Кораблей (СССР) – по одноименному роману
1987 – С роботами не шутят (СССР, эпизод передачи «Этот фантастический мир») – по рассказу «Сезам, откройся!!!»
1990 – Спутник планеты Уран (СССР, Узбекфильм) – по мотивам романа «Ариэль»
1992 – Ариэль (Россия-Украина) – по одноименному роману
1993 – Подводные странники (Падводныя вандроўнікі, Беларусь) – по повести «Подводные земледельцы»
1994 – Дожди в океане (Россия) – антиутопия по мотивам романа «Остров Погибших Кораблей»
2004 – Человек-амфибия (Россия, 4-х серийный телефильм) – по одноименному роману
2004 — Звезда Александра Беляева (сц. Е. Харитонова)
2006 – Александр Беляев. Бунт Ихтиандра (Россия) – документальный фильм о писателе
2009 – Книги, которые сбываются... Александр Беляев (Россия) – телепередача из цикла «Тайные знаки»
2009 – Рожденный летать. Александр Беляев (Россия) – документальный фильм
2009-2010 – Охота на Большую Медведицу (Россия, Пермь) – любительский короткометражный фильм по одноименному рассказу
2015– Последний человек Атлантиды (Россия) – мультфильм по мотивам романа «Человек-амфибия»
2016 — Жизнь на смене эпох (Россия) — документальный фильм о писателе
2017 — «Звезда мерцает за окном», романс Александра Беляева на музыку В. Дорошенко, исп. С. Буковский
2020 – Беляев. Когда погаснет свет (Россия) – документальная лента с игровыми вставками (сц. А. Балабухи и С. Неграша)
http://archivsf.narod.ru/1884/aleksander_...
В 1940 годы в Голливуде планировали снять фильм по роману «Человек-амфибия», но отказались из-за технологической сложности, так как часть действия проходит под водой, а в то время ещё не было опыта подобных масштабных глубоководных съёмок.
http://ru-sled.ru/serebryanyj-parus-fanta...
В 2004 на телеэкраны вышел четырёхсерийный телефильм «Морской Дьявол» по мотивам романа «Человек-амфибия», в котором действие перенесено в наши дни, а Гуттиэре сделали начинающей певицей из бедной семьи. Вот только единственное, чем может похвастаться этот сериал – потрясающие места съёмок на Кубе.
В 2015 году режиссёр Владлен Барбэ по мотивам того же «Человека-амфибия» снял мультфильм «Последний человек Атлантиды» вот только, скажу честно, оценить я его не смог, так как просто не нашёл ничего, кроме нескольких кадров.
Ещё одну попытку перенести на экран «Человека-амфибию» должны были предпринять летом 2018 года китайские кинематографисты. Снимать собираются в Китае, Крыму и Подмосковье. При помощи Ленфильма. Судя по описанию китайцы хотят сделать, скорее, не новую экранизацию, а именно ремейк фильма 1962 года
Ну и ещё один проект, который должен стартовать в этом году это супергеройский фильм «Избранные», который презентовали братья Гевонд и Сарик Андреасян ещё в конце 2016 года. Экранизацией это назвать будет сложно. Тут скорее всего будет очень по мотивам романов Александра Беляева. По сюжету Ихтиандр, голова профессора Доуэля, женщина-Франкенштейн Брике, профессор Вагнер, Ариэль и другие герои Беляева объединяются, чтобы противостоять злодею Бэйли, который ворует воздух
https://dubikvit.livejournal.com/664888.h...
Новый фильм получил название «Феномен Доуэля». Продюсер Юлия Мишкинене сделала акцент на том, что у нас практически нет фильмов в жанре научной фантастики, а, между прочим, это — мировой тренд. Себе в помощники на презентации создатели взяли имя Илона Маска и высокоразвитые цифровые технологии. Дело в том, что фильм уведет зрителя в будущее — время действия перенесено в 2040 год. Обещано, что получится технотриллер и технонуар.
«Россия. 2040 год. Профессор нейрогенетик Александр Доуэль обнаруживает себя без тела, только в виде головы, подключенной к системе жизнеобеспечения. Его коллега, доктор Кернский, настаивает на продолжении исследований оцифровки человеческого сознания в интересах корпорации Кибертех. В случае успеха профессор может вернуться к обычной жизни в теле одного из синтетиков, производство которых корпорация хочет поставить на поток. После нескольких неудачных попыток Доуэлю удается загрузить свое сознание в синтетическое тело. Жена профессора Мария с трудом привыкает к его новому образу. Общество также не готово пока принять подобные преобразования человека. Несмотря на трудности, Марии и Доуэлю удается сохранить свою любовь и даже…обрести цифровое бессмертие», — говорится в аннотации проекта.
/не ранее 2020 г./
https://rg.ru/2020/09/08/gotovitsia-novai...
КОГДА ПОГАСНЕТ СВЕТ (киносценарий)
Этот научно-фантастический киносценарий написан А.Р. Беляевым во второй половине 1930-х годов (точную датировку установить не удалось) для Одесской киностудии, однако из-за начавшейся войны фильм так и не был снят. Впервые напечатан уже после смерти писателя — в журнале «Искусство кино» за 1960 год (№№ 9, 10). Это произошло благодаря усилиям видного историка отечественной фантастики Б.В. Ляпунова, много сделавшего для «реанимации» творческого наследия выдающегося фантаста в послевоенной литературе. В 1963 году текст включен в 8-томное Собрание сочинений (М.: Мол. гвардия, 1963–1964; сост. Б.В. Ляпунов).
Сюжет и научно-фантастическая идея (создание искусственных радиоактивных элементов, с помощью которых можно победить усталость и старение) почти полностью совпадают с беляевским рассказом 1940 года «Анатомический жених».
Делаются попытки первой экранизации — по заказу Одесской киностудии идёт работа над сценарием кинофильма «Когда погаснет свет».
Сценарий писателя «Когда погаснет свет» (1941), в который он переделал по заказу Одесской киностудии свой рассказ «Анатомический жених». Режиссер И. Ростовцев, переработав сценарий в киносценарий, начал работу над кинофильмом «Когда погаснет свет», однако из-за начала войны работа осталась не завершена. Сценарий был опубликован уже после войны.
К его «биологическим произведениям» можно отнести и сценарий художественного научно-фантастического фильма «Когда погаснет свет», впервые опубликованный в журнале «Искусство кино» в 1960 году так и не снятый «Одесской киностудией» из-за войны, герой которого получает возможность работать за троих, не спать и никогда не уставать. Но этому киносценарию предшествовал рассказ «Анатомический жених», написанный Беляевым в 1940 году – последнее печатное произведение фантаста. Сюжет рассказа почти совпадает с киносценарием. В «Когда погаснет свет» автор изменил имена героев, увеличил объем за счет описания мытарств Паркера, а также изменяет финал. Если в рассказе Джон Сиддонс (так звали главного героя) отвергает свою возлюбленную Мери Дельтон, то в киносценарии он прощает ее.
***
Когда погаснет свет: [Киносценарий] / Предисловие Б. Ляпунова // Искусство кино (Москва), 1960, №9 – с.111-130; №10 – с.111-134 – [При публикации текст киносценария подвергся сокращению; оригинал («Когда погаснет свет». Литературный сценарий, вариант первый. Редактор И. Ростовцев. Л., 1941) хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства (СПб.) – Ф. 215. Оп.1. Ед. хр. 6]
Первой попыткой была экранизация рассказа «Когда погаснет свет». Зимой 1939 года Беляев переделал свой одноимённый рассказ в киносценарий для Одесской киностудии. Однако, экранизация не осуществилась. в журнале «Искусство кино» (1960, № 9—10).
Фридрих Горенштейн, Андрей Тарковский. Светлый вечер: По мотивам повести А. Беляева «Ариэль»: [Сценарий] / Рис. Е. Рожковой // Киносценарии, 1995, №5 – с.44-74 — экранизация не осуществлена.
http://archivsf.narod.ru/1884/aleksander_...
Звезда мерцает за окном
Тоскливо, холодно, темно
И дремлет тишина кругом
Не жить, иль жить, мне все равно
Устал от муки ожиданья
Устал гоняться за мечтой
Устал от счастья и страданья
Устал я быть самим собой.
Уснуть и спать не пробуждаясь,
Чтоб о самом себе забыть
И в сон последний погружаясь
Не знать, не чувствовать, не быть.
Звезда разбавит за окном,
Рассвета горькое вино.
И пробужденье светлым днем
Придет ли вновь,
Знать не дано.