Из современных русскоязычных фантастов едва ли не самым любимым для меня является Олег Дивов. Нет, я не могу назвать его самым лучшим автором. Этот титул я, пожалуй, отдам Сергею Лукьяненко. Дивов — именно мой любимец. Видя немало слабостей в его творчестве, я, тем не менее, не могу остаться к нему равнодушным. В моей достаточно обширной библиотеке собраны не все романы Лукьяненко. В ней не хватает нескольких произведений Олди, Громова, Лукина. А вот у Дивова я прочитал и собрал все романы и почти все рассказы.
Почему же так получилось? Что столь привлекательного я нашел в творчестве Дивова?
Захватывающий сюжет? Да, книги Олега часто насыщены действием. Но одним из самых любимых у меня — роман «Толкование сновидений», который никак не может похвастаться динамизмом и закрученным сюжетом.
Хороший стиль и легкий язык? Да, стиль у автора действительно хорош, хотя некоторые его романы читаются достаточно трудно, например, «Мастер собак» или «Закон фронтира». Автор частенько перескакивает с одного на другое, рвет связную нить произведения и разобраться, что к чему бывает не так просто. Да и по красотам языка Дивов заметно уступает, например, тем же Олди.
Разнообразие характеров героев? Тоже вряд ли. В общем-то, почти в каждом произведении главный герой у Дивова один и тот же — сильный мачо, который за внешней крутизной прячет тяжелую психологическую травму и различные комплексы. Нетрудно догадаться, что, по сути, Дивов и есть главный герой своих романов и рассказов. А держит он в руках бластер, автомат или меч — не столь важно.
Но есть в творчестве Дивова удивительная черта — оно не оставляет равнодушным. Читая многих хороших авторов, ты наслаждаешься интересным сюжетом и пытаешься предугадать развязку, получаешь удовольствие от красот стиля, смеешься над остроумными шутками, ищешь отсылки к другим произведениям.
В романах Дивова я живу.
Автор недаром так похож на своих героев. Он с такой силой и страстью пишет свои лучшие книги, что забываешь обо всем — о стиле, о литературном мастерстве. Ты просто находишься в гуще событий, становишься главным героем, живешь его надеждами и страхами. Дивов выплескивает на бумагу, себя, свой внутренний огонь, свой душевный порыв.
И у меня возникает впечатление, что автор настойчиво пытается избавиться от чего-то, от каких-то страшных воспоминаний, от какой-то давнишней беды, снова и снова вместе со своими героями проходя через очередной ад.
Вот такое часто бывает с фронтовиками, людьми, побывавшими на войне. даже если физически они остались целы, в душе у них часто сидят осколки от старых ран и болят, болят, болят... И невозможно остаться равнодушным к этой боли. Это ее автор выплескивал в «Стальном сердце», и в «Мастере собак», это чувство утраты видно в «Лучшем экипаже Солнечной» и в «Законе фронтира», это надвигающаяся беда выглядывала из-за плеча героя в «Выбраковке», это старые раны заливали герои «Саботажника», этот страх вылился в настоящий кошмар на страницах «Ночного смотрящего». И, кажется, слава богу, он вылился весь. Уже «Храбр» и «Оружие возмездия» читались по-другому. Там еще чувствовались отголоски этой странной и страшной силы, но не более того. И ощущения от этих книг были у меня другими.
Я не знаю, что случилось с Олегом когда-то. Из его книг, из его блога я улавливал какие-то свидетельства о том, что автору пришлось немало пережить. Да и не дело это — лезть в чужую жизнь.
Честно говоря, я боялся за Дивова. Люди, у которых так горит душа, у которых строчки пишутся кровью, очень часто не задерживаются в нашем грешном мире и сгорают слишком быстро. С ними случаются дурацкие несчастные случаи, они спиваются или гибнут.
Но даже самые страшные душевные раны могут потихоньку заживать. Сейчас Олег удачно женат, счастлив и вполне благополучен. Его литературное мастерство растет, он пишет уже по-другому, изящно и иронично. Олег думает уходит из фантастики в мейнстрим. Его рассказы читаются легко и с удовольствием. Правда, того следа в душе уже не оставляют. Не знаю, напишет ли Дивов что-нибудь равное по силе «Мастеру собак» или «Лучшему экипажу». Но это не самое важное. Дай бог этому хорошему человеку счастья. А литературные успехи никуда не денутся