КУЛЬТЫ НЕВОЛЬНОГО


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ZaverLast» > КУЛЬТЫ НЕВОЛЬНОГО ОРАКУЛА
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

КУЛЬТЫ НЕВОЛЬНОГО ОРАКУЛА

Статья написана 21 ноября 2021 г. 18:01

                                                                                                   <•÷•÷•>

Эссе «КУЛЬТЫ НЕВОЛЬНОГО ОРАКУЛА: (НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ) РЕЛИГИОЗНОЕ НАСЛЕДИЕ Г.Ф. ЛАВКРАФТА» (2010).

«Cults of an Unwitting Oracle: The (Unintended) Religious Legacy of H.P. Lovecraft».

.

Публикация из независимого международного онлайн-журнала критики и анализа, освещающего аспекты поп-культуры «POPMATTERS».

Авторство: сотрудники редакции электронного журнала «PopMatters» (PopMatters Staff).

______________________________________________________

                                                                                                    <•÷•÷•>

Наследие, чем-то напоминает детей. Мы желаем им всего наилучшего, но очень мало их контролируем. И хотя в большинстве случаев мы счастливы, что они у нас есть, некоторые из них в конечном итоге становятся конфузом или приводят в растерянность. Возьмём, к примеру, необычный случай Говарда Филлипса Лавкрафта (1890-1937), который, был бы он ещё жив, отметил 20-го августа 2010-го года своё 120-летие. Среди различных творческих наследий, претендующих на авторство Лавкрафта, одно оказалось целым набором очаровательных личностей и увлекательных субкультур, находящих религиозное вдохновение в этом весьма креативном, хотя и нерелигиозном родителе.

Человек из Провиденса, штат Род-Айленд, писатель ужасов, самопровозглашённый атеист и «механистический материалист», который провёл большую часть своей жизни, высмеивая религию в своих многочисленных дошедших до нас письмах, Лавкрафт изобрёл одну из самых абсурдных и пугающих псевдо-мифологий (часто называемую «Мифами Ктулху») в истории современной литературы. «Боги» этой придуманной мифологии, иногда называемые Древними, с такими именами как Ктулху, Йог-Сотот, Ньярлатхотеп и Шуб-Ниггурат, часто «раскрываемые» в его вымышленной книге «Некрономикон», которая неоднократно появляется в его работах как священный текст тайных учений, по словам самого Лавкрафта были созданы как пародии на божества из древних легенд,

В более поздних работах Лавкрафт превращает своих богов в инопланетян, прибывших на Землю миллионы лет назад. Эти существа видят в нас не более чем досадную помеху, а те из нас, кто имеет хоть малейшее представление о силе этих существ — одно из которых, Ктулху, ждёт пока «звёзды не станут правильными», чтобы призвать этих пришельцев обратно и захватить мир — поклоняются им как божествам главным образом потому, как сказал бы Лавкрафт, что именно так глупое человечество всегда подходило к тому, чего не понимало: с преклонённым благоговением. Недавняя книга известного исследователя Лавкрафта С.Т. Джоши, в которой собраны труды автора о религии, меткое озаглавленная «Против религии: Атеистические труды Г.Ф. Лавкрафта», с предисловием несравненного Кристофера Хитченса (New York, NY: Sporting Gentlemen, 2010), дополнительно подчёркивает антирелигиозные взгляды писателя. Хотя литературное наследие Лавкрафта сегодня можно увидеть повсюду, а некоторые критики называют его вторым после Эдгара По по влиянию на жанр, странное увлечение тех, кто ищет в его произведениях нечто «духовное», было очевидно с самого начала.

Уже при его жизни некоторые люди черпали религиозное вдохновение в литературных произведениях Лавкрафта. В письме от 1933-го года он пишет, что автор Уильям Ламли считал Лавкрафта и его литературных приятелей, использовавших Лавкрафтовскую псевдо-мифологию, «подлинными агентами Невидимых Сил в распространении намёков, слишком мрачных и глубокомысленных для человеческого понимания и восприятия». Лавкрафт с некоторым юмором воспринял дилемму о том, что он стал невольным оракулом: «Билл говорит мне, что он полностью идентифицировал моих Ктулху и Ньярлатхотепа... так что он может рассказать мне о них больше, чем я знаю сам». Ирония не ускользнула от Лавкрафта. Фактически, это подтвердило его мнение о том, что люди поддаются самым абсурдным религиозным воззрениям и убеждениям: даже исходящим из-под его собственного пера! Тем не менее, это был знаменательный момент. Религиозное зерно Лавкрафта было посеяно.

Со времён Уильяма Ламли количество людей, находящих в Лавкрафте религиозное послание, постепенно увеличивалось. Это очень мрачное, хотя по иронии судьбы и привлекательное послание для многих. Зарождение оккультного увлечения Лавкрафтом можно объснить количеством фальшивых «Некрономиконов», якобы претендующих на роль настоящей книги, которую писатель упоминает в своих произведениях, подделанных уже в 1940-ых годах и продававшихся ничего не подозревающим искателям. «Некрономикон Саймона» (1977), является лишь самым популярным из множества предшественников. Но только в 1970-ых годах судьба Лавкрафта как неведомого пророка, внёсшего вклад в общепризнанную религию, была закреплена скандально известной, и часто неправильно понимаемой Церковью Сатаны Антона ЛаВея.

Хотя сегодня многие считают, что на самом деле это было написано его учеником Майклом А. Акино, который в конечном итоге отделился от Церкви Сатаны, чтобы сформировать Храм Сета, книга ЛаВея «Сатанинские Ритуалы» (1972) включает в себя главу под названием «Метафизика Лавкрафта». Как и Уильям Ламли, авторы «Сатанинских Ритуалов» рассматривают писателя как своего рода проводника «невидимых Сил»: «Были ли его источники вдохновения признаны и приняты осознанно, или они являлись удивительным «экстрасенсорным» поглощением, можно только догадываться». Эти ритуалы состоят с вызова имён из Мифов Ктулху вместе с непременным "Слава Сатане!" в глумливой имитационной церемонии, напоминающей тщательно продуманное воззвание и отклик сообщества на Католическую Мессу.

Ктулху и другие персонажи, порождённые воображением Лавкрафта, как и Сатана, являются скорее абстракциями, чем реальными существами. Именно ритуальная сила воображения наиболее важна для ЛаВея, независимо от того, исходит ли эта фантазия из-под пера Лавкрафта или древних Евреев и Христиан. Сатанизм ЛаВея — это не теистическая система. Во множественном отношении Дьявол является символом бунта для основных членов Церкви Сатаны. Согласно «Сатанинским Ритуалам» Лавкрафт был «адвокатом Сатанинского аморализма», даже если он и не знал об этом. Атеистическое мировоззрение Лавкрафта, возможно, не очень хорошо сочеталось с гедонистической чувствительностью разновидности Сатанизма ЛаВея, но такое использование Лавкрафта в не-теистическом ключе было скорее исключением, чем правилом. Существует немало верований, вдохновленных Лавкрафтом, которые принимают реальность его мифотворчества как должное.

Мы можем ясно видеть это в работах оккультиста Кеннета Гранта. Грант, наследник эзотерической религиозной организации «Ordo Templi Orientis» (О.Т.О.), созданной известным британским магом Алистером Кроули, многократно цитирует Лавкрафта в своих оккультных трудах. Для Гранта, писавшего в 1980-ом году, Лавкрафт заслуживает прославления за его способность «управлять сновидящим разумом, чтобы он мог проецироваться в другие измерения». Хорошо известно, что Лавкрафт часто черпал вдохновение для своих историй в собственных снах. По мнению Гранта, Лавкрафт получал в своих сновидениях истинные тайные знания, которые затем были выражены писателем через Мифы Ктулху. Кеннет Грант вдохновил многих оккультных магов, некоторые из которых ещё глубже погрузились в сферу фантастических произведений Лавкрафта.

Загадочный автор и Маг Хаоса, действующий с конца 1980-ых годов под именем Брат Тенебрус (прим., — предположительно британский писатель-эзотерик Питер Смит) из «Эзотерического Ордена Дагона» (E.'.O.'.D.'.), написал книгу «Культы Ктулху» (1987), представляющую собой руководство по магии, в котором описываются призывы Лавкрафтианских божеств для исполнения желаний мага. По мнению Тенебруса Уильям Ламли был прав, несмотря на насмешки Лавкрафта. Как пишет Тенебрус в своём предисловии: «Хотя внешне Лавкрафт придерживался полностью рационального и скептического (sic) взгляда на вселенную, его переживательный опыт в мире сновидений позволил ему мельком увидеть места и сущности за пределами мира обыденной реальности, и за его высокопарной и нередко чрезмерной прозой скрывается видение и понимание оккультных сил, имеющих прямое отношение к Магической Традиции». В книге «Культы Ктулху» Лавкрафтианский пантеон интерпретируется аллегорически, чтобы показать, как боги представляют определенные силы вселенной, которыми можно управлять. Другой автор и Маг Хаоса, Фил Хайн, который, вероятно, известен как своими магическими познаниями, так и немалым количеством опечаток в своих работах, недавно предложил своего рода дословное прочтение художественных произведений Лавкрафта. Например, рассказ «Ужас Данвича» (1928), по мнению Хайна, можно использовать для проведения религиозных ритуалов, поскольку он «ясно иллюстрирует, что ритуалы на вершине холма, связанные с каменными кругами и странными геофизическими явлениями, являются ключом при приближении к таким сущностям, как Йог-Сотот».

Буквальное толкование фантастики Лавкрафта, предложенное Филом Хайном, доводит до предела теология Деррика Дишоу, называющего себя Венгером Сатанисом, и являющегося, пожалуй, самым ярким сторонником религии, уходящей своими корнями в Мифы Ктулху. Дишоу — бывший член Церкви Сатаны ЛаВея и основатель Культа Ктулху, которому в 2008-ом году правительство США предоставило статус официально признанного религиозного учреждения, освобожденного от уплаты налогов. Дишоу откололся от церкви ЛаВея из-за своего фанатичного Лавкрафтианского Теизма, противоречившего атеистическим принципам Церкви Сатаны. Вместо того, чтобы привнести Лавкрафтовских Древних в эту организацию, Дишоу решил внести их в свою собственную Церковь Культа Ктулху. Когда число членов этой церкви стало исчисляться сотнями и, как утверждается, постоянно росло, Дишоу опубликовал своего рода первую Лавкрафтианскую Библию под названием «Культ Ктулху» (2007): проклятые писания этого ужасного культа и его нечестивых практик, посредством которых можно пробудить Древних..., были широко растиражированы как собрание работ, вырезанных и скопированных из Википедии и других бесплатных интернет-источников, а затем переупакованных и продававшихся по 25 долларов за экземпляр (во всём этом недавно признался сам Дишоу). Во Введении к книге говорится, что это вероучение представляет собой «интеграцию Лавкрафтовских Мифов Ктулху, Сатанизма, Магии Хаоса, Четвёртого Пути и других традиций Пути Левой Руки». Подобно главному герою многих рассказов Лавкрафта, Дишоу утверждает, что раскрыл ужасающую истину: «Когда Древние вернутся, этот мир утонет перед Их могуществом». Обильно черпая и буквально опираясь на труды Лавкрафта и явно вдохновлённый магом Филом Хайном, Дишоу заявляет: «Мы — дети Древних, и мы их прародители». Напоминая о Евангельском апокалипсисе, Дишоу предупреждает: «Эон Ктулху теперь уже близок. Древние отвлекли внимание от повседневной обыденности нашей жизни и направили его в самые глубокие, самые тёмные уголки. Прежде чем мы что-то сделаем, мы должны пробудиться!». Пробудиться — значит принять Лавкрафтианскую псевдо-мифологию и следовать тайным истинам, раскрытым в библии Культа Ктулху, Деррика Дишоу.

Как мы сможем во всём этом разобраться?

Лавкрафт считал, что его собственная философия основана на «космическом индифферентизме», по которому здесь нет богов, чтобы нам помочь. Моральная нравственность социально сконструирована обществом. Это научное мировоззрение привело его к убеждению, что Вселенная существует просто двигаясь своим чередом, не заботясь о нас. Его инопланетные существа представляют такую точку зрения. По мнению Лавкрафта, их не следовало понимать буквально. Так как же получается, что некоторых людей привлекает его послание об инопланетных богах в буквальном смысле?

Чтобы понять это, нам нужно начать с самого творчества Лавкрафта. В своих величайших произведениях — тех, которые считаются основой так называемых Мифов Ктулху, таких как «Зов Ктулху» (1926), «Шепчущий во тьме» (1930), «В хребтах безумия» (1931), и это лишь некоторые — Лавкрафт настолько органично переплетает реальных людей, места и события со своей собственной вымышленной фантастикой, что зачастую бывает трудно отличить реальность от воображения Лавкрафта. История «В хребтах безумия» наполнена таким большим количеством технического жаргона, взятого из географии, палеонтологии и биологии 1930-ых годов, что нужна энциклопедия, дабы следить за сюжетом, и карта Антарктиды для точного определения указаний широты и долготы, включённых в насыщенные первые несколько глав Лавкрафтовского романа. Поэтому, когда «секреты» Древних и Шогготов в этой истории позже раскрываются, читатель уже будет погружён в реализм произведения и, как ожидается, должен доверять «открытиям» исследователей. Именно этот реализм привлекает многих в воображаемую Лавкрафтианскую космологию. (Помню, как я задавал «Зов Ктулху» на общеобразовательном курсе в колледже, и несколько студентов спрашивали меня, была ли эта книга основана на реальных событиях!)

Также важно, что расцвет Мифологии Ктулху не закончился со смертью их создателя. Лавкрафтовские божества не защищены авторским правом и свободно включены в литературу, кино и музыку. Многие из его современников, друзья и корреспонденты использовали придуманную Лавкрафтом мифологию в своих произведениях, расширили вселенную и даже повлияли на самого Лавкрафта, дополнив то, что он создал. Возможно, самым важным носителем Мифов о Ктулху был Август Дерлет (1909-1971), который неустанно сохранял художественную литературу и другие произведения Лавкрафта, публиковал их в своём издательстве, названном в честь вымышленного писателем города Аркхэм, использовал в своих авторских рассказах Лавкрафтовских богов и изобретал собственных. Он, больше чем кто-либо другой, популяризировал Мифы Ктулху и был ответственен за посмертное возвышение Лавкрафта как значимого автора в Американском литературном пантеоне. Однако, Дерлет трансформировал Мифы в нечто совершенно не-Лавкрафтианское. Боги из Мифов Ктулху больше не были аморальными инопланетными пришельцами. Для Дерлета они являлись участниками квази-Христианской демонологии, в которой добрые Старшие Боги сражались со злыми Древними. Этот дуализм, безусловно, мог бы привлечь теистических сатанистов, таких как Деррик Дишоу, или магов Хаоса, как Брат Тенебрус, поскольку Ктулху символизирует тёмные силы, о которых проповедовалось в церковных проповедях на протяжении всей Американской истории. Использование образов Зла является отличительной чертой многих оккультных групп.

Есть ещё две причины того, почему некоторых людей так привлекают Лавкрафтовские Мифы о Ктулху. Во-первых, начиная со времён Коперника и рассвета современности Земля больше не является центром Вселенной, с богами наблюдавшими сверху за каждым нашим шагом. Вселенная — это необъятное, зловещее и пустынное место. Истории о внеземных визитёрах оказали мощное влияние на массовое сознание людей, несмотря на то, что учёные, невзирая на свои титанические усилия, до сих пор не обнаружили ни одного ощутимого доказательства существования инопланетной жизни в космосе. Тем не менее, в нашем современном обществе, для многих инопланетяне явно заменили богов и демонов. Некоторые считают, что пришельцы наблюдают за нами, живут среди нас, передавая нам секретную информацию со своих высокоразвитых планет. За последние несколько десятилетий в средствах массовой информации появилось множество сообщений о похищениях людей инопланетянами, правительственных заговорах с представителями внеземных цивилизаций и различных контактёрах, настроенных на связь с инопланетными сущностями. Кто не помнит о 39-ти членах оккультной организации «Небесные Врата», совершивших в 1997-ом году под руководством Маршалла Эпплуайта (1931-1997) групповое самоубийство, чтобы перенести свои души на комету Хейла-Боппа, «в действительности» якобы являвшейся инопланетным космическим кораблём, который должен был доставить их в межпланетный рай? Это лишь верхушка айсберга, неуклонно появляющихся новых Уфологических верований. Лавкрафтианские культы можно рассматривать как часть этой более широкой тенденции, хотя боги из Мифологии Ктулху не так «заботливы», как некоторые другие инопланетные божества.

Во-вторых, что также связано с этим, мифы Лавкрафта, резко контрастируя с этно-центрическими взглядами и общей ксенофобией своего создателя, являются идеальной мифологией в мульти-культурном обществе. Боги Лавкрафта не привязаны к какой-либо этнической принадлежности, как и боги Древней Греции, Рима, Израиля, Аравии, Северной Европы, Америки, Африки и так далее. Несмотря на то, что их изобрёл житель Новой Англии, они по определению космические и не из этого мира. Они вне-земные, вне-пространственные и пост-расовые. Как и другие инопланетные божества, Лавкрафтовские боги имеют космическую этничность, что делает наши продолжающиеся споры о расовой и этнической принадлежности на этой планете бесконечно ничтожными.

Возможно, верования, вдохновлённые Г.Ф. Лавкрафтом, в конце-концов не так уж удивительны. Литературные работы, вдохновляющие религиозность, кажутся нормой в Западном мире. Несмотря на дальнейшее развитие разнообразных религиозных течений, основанных на таких книгах, как Библия, Коран или Книга Мормона. Даже современные художественные произведения порождают религиозные сообщества и духовность. Из научной фантастики, книга Роберта Хайнлайна «Чужак в Стране Чужой» (1961) создала нео-языческую Церковь Всех Миров и, конечно, на рассказах 1940-ых годов Л. Рона Хаббарда была основана известная Церковь Саентологии. Базирующаяся на популярной кино-медиафраншизе «Звёздные Войны» режиссёра Джорджа Лукаса — Церковь Джедаев, сегодня является четвёртой по величине религиозной организацией в Великобритании! Из произведений фэнтези, трилогия «Властелин Колец» (1955) Дж. Р.Р. Толкиена, роман «Туманы Авалона» (1983) Мэрион Брэдли, роман «Путь Вирда» (1983) Брайана Бейтса, и серия фэнтезийных книг «Плоский Мир» (1983) Терри Пратчетта стали глубокими духовными резервуарами для многих современных языческих объединений. Возможно, мы будем наблюдать, как Лавкрафтианские культы станут такими же популярными, что и другие. Если бы Лавкрафт дожил до сегодняшнего времени, чтобы увидеть распространение религиозных верований, основанных на его фантастических творениях, он вполне мог бы посмеяться над иронией и, пожалуй, сделал бы их действующими элементами одной из своих странных историй.

.

.                                                                                                     ***                                                                                                                                            

Authored by: © 2010 PopMatters Staff.

Independently International Online Magazine of Cultural Criticism and Analysis.

© 2021 PopMatters Media, Inc. Chicago, Illinois, US.

Перевод: © 2021 ZaverLast.

Ссылка: https://www.popmatters.com/

_________________________________________

Иллюстрация ниже: «Образ Священного Ктулху» © Элисса Эрнст.





234
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх