Три басни, посвящённые событиям Отечественной войны 1812 года, иллюстрации к которым имеются только у Нарбута, целенаправленно подбиравшего басни этой тематики. Точнее, в моих сборниках иллюстраций других художников к этим басням нет: собрание далеко не полное, но выборка всё равно репрезентативная.
Считается, что басни должны быть построены на иносказании — это игра для посвящённых. Все читают про собачью драку, и только некоторые понимают, что это про Венский конгресс. Снобистский такой жанр. А бывает и так: злободневность прошла, и в басне только банальная схема осталась. У Крылова все поводы написания басен забыты, но воспринимается всё с увлечением (даже просто собачья драка захватывает). Статус классика зря не даётся.
Одна из немногих басен, которая не содержит двойного дна — это «Ворона и курица». Там с первых строк прямым текстом — про Кутузова, про сдачу Москвы, про исход населения. Про французов, которые с голоду ворон жрут. Вроде и не басня даже — сказка из жизни животных в конкретную эпоху. А захватывает.
цитатаКогда Смоленский Князь,Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Иллюстрации Нарбута к столетней годовщине Отечественной войны. Рисунки из сборника «1812 год в баснях Крылова». Силуэты.
Классно Нарбут нарисовал: огромная курица на возу, а кучером — человек таких же размеров. А вот ворона — обычных размеров. Её же французы есть будут. Нехорошо получилось бы, если бы Нарбут её как курицу нарисовал: с человечьим телом и размером с человека. Канибализм ведь будет.
Традиционные страничные украшения: исторические зарисовки.
Ворона-то осталась в пустой Москве потому что
цитата«Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»
Казалось бы, высмеивается селюковская смекалка — поймали европейцы воронушку и говорят: «Думала, самая умная?». Но у Крылова оказалась философская концовка, и какая-то выстраданная. Совсем не про голодных французов.
цитатаТак часто человек в расчетах слеп и глуп.За счастьем, кажется, ты по пятам несешься;
А как на деле с ним сочтешься –
Попался, как ворона в суп!
Соблюл-таки Крылов и в этой басне требование иносказания!
Басня, которая имеет косвенное отношение к «героям 1812 года». Про благотворительность. Птенцы остались без матери. Лисица сидит под гнездом и призывает всех птиц сделать что-нибудь для сироток. Птенцы, поверив лисице (или просто ослабев от голода), падают к ней в объятья. Лисица птенцов пожирает.
Рисунки из сборника «Спасённая Россия в баснях Крылова». Басня слишком затянутая, к числу лучших не относится. Но актуальная, конечно, с точки зрения последствий любой войны. Ну и общая злободневная тема — про благотворительность под руководством деловых людей.
Помню эту басню отчётливо. Классе в четвёртом просматривал на удивление полный сборник Крылова в серии «Школьная библиотека», что-то читал, но в памяти отпечатался именно «Чиж и ёж». Историей я увлекался, так что понял, о чём идёт речь. Детская бескомпромиссность: расстроился, что дедушка Крылов был таким подхалимом. Теперь пишут, что это издёвка Крылова. Но думаю всё же, что подхалимаж: Крылов мне кажется человеком Осьмнадцатого века, когда грубые прогибы перед власть предержащими были нормой. И постоянное обличение льстецов этому не противоречит — оно тоже в духе Осьмнадцатого века.
Рисунки из сборника «Спасённая Россия в баснях Крылова».
Чиж чирикает, но умолкает, как только восход Солнца-Феба начинают воспевать соловьи.
цитатаМой Чиж замолк. «Ты что ж»,
Спросил его с насмешкой Еж:
«Приятель, не поешь?»
Забавно смотрится голова ежа с прилизанными иголками на человеческом теле — без подсказки не догадаешься.
цитатаСквозь слез Чиж бедный отвечал:
«А слабым голосом я Феба петь не смею».
Так уж сразу и со слезами.
Бедный Крылов оправдывается:
цитатаТак я крушуся и жалею,Что лиры Пиндара мне не дано в удел:
Я б Александра пел.
А почему он всё же не написал оды Александру? Крылов — худший по технике из русских стихотворцев (даже на фоне Тредиаковского). Как он ломает язык и уродует слова, чтобы соблюсти размер! Такое только в баснях и можно терпеть.