Дайте мне цветной экзистенции...
Разумеется, найдутся как люди, которые скажут что в легенде о времена Артура многовато персонажей с темной кожей, так и люди, восхитившиеся расовым балансом. Но дело совершенно не в оттенках лиц.
Любые претензии к исторической достоверности тут не по адресу, потому как режиссер показывал чисто условные декорации. Ему важно было сконструировать ощущение, медленно погрузить зрителя в теплую ванну сюжета, попытаться создать чувство преходящего времени и вечных развилок в историях людей.
А для этого он пересмотрел «Ёжика в тумане», откалибровал «Сталкером», не забыл о «Новых приключениях янки при дворе короля Артура». И, разумеется, много, много Параджанова.
Или Дэвид Лоури смотрел совершенно другие материалы, но стилистика у него получилась именно такая. Не новаторская, сплошь да рядом анахроничная, медитативная.
Тягучее действие, в котором разжеван и постоянно повторяется верхний слой сюжета, но все что ниже — зритель должен конструировать сам.
И сконструировать получается плохо, потому как режиссер выдал очень много намеков, но не потрудился в финале затереть лишние подсказки. Ведь чтобы сюжет соответствовал туманности кадра — надо его недосказывать. Соблазнение в замке состоялось или нет? Лисица, которая не лисица, предупреждает о неминуемой смерти или же испытывает? Голову отрубили или только провели пальцем по шее?
На экране — медленные переходы от цвета к цвету, но не крупными блоками, как в китайском «Герое», а по настроению персонажа и завитку сюжета.
Пиктореализм с импрессионизмом почти захватывают кадр. Мастеровитое упражнение колориста, вот холст этого фильма.
Визуализация метафор — крупно, детально, фактурно. Нужны капюшоны-колпаки? Ок, половина придворных будет в таких. Нужен странный замок? Тоже будет. Весь в тумане с башней и загадкой внутри. Нужно, чтобы топор был образом смерти и жизни? Ок, на каменном полу под ним тут же вырастет мох.
Но все эти детали и недосказанности не порождают истинной сложности. Идет упрощение мифа и рыцарского романа до уровня сказки.
Именно сказки — волшебной нравоучительной истории.
Постаревший Артур на троне — но его наследник не знаменит, никак себя не показал, ничем не известен.
И что за человек — так и не скажешь. Иван-дурак? Может быть. Или обыкновенный племянник-бездарь. Как понять?
А это плохо.
Его вынимают из нафталина, приводят к королю. Тут появляется зеленый рыцарь, предлагает обмен ударами и сэр Гавейн хватается за шанс.
И тут все заверте... То есть не завертелось, а медленно и размеренно началось развертывание сюжета.
А сюжета толком и нет.
Легенда ведь умещается в пять строчек. Интриги и сложные реконструкции — не про этот фильм. Режиссеру важнее детали декораций.
Вот над формой топора он думал. Над прихожей замка, над потолком обеденной залы, над образом четырёх ведьм-норн (не трех) он явно размышлял. А латунные нимбы? А печать на письме Зеленого рыцаря? А мраморный круглый стол — не замкнутый? А бирюзовый балдахин, снятый с такого ракурса, что превращается в колодец, на дне которого лежит Гавейн? А повязка на глазах старухи в замке, многослойный образ того, что она не заметит лишнего.
Вот истинные креатуры Дэвида Лоури.
И ещё образ «жизни, промелькнувшей перед глазами» — когда Гавейну показалось, что он не кладет голову под топор зеленого рыцаря, а бежит, все объясняет людям, наследует Артуру, вступает в брак, растит сына, терпит поражения в войнах и вот уже перед лицом краха королевства у него отваливается голова. Потому рыцарь решил играть честно — платить за уважение Артура настоящей монетой.
Инициация-путешествие-испытание.
Что-то среднее между одиссеей и походом к медвежонку на чай.
Возвращаться не обязательно. Желтый туман — необходим...
Имхо, подражание старым фильмам — ограничило режиссера. Ведь вся компьютерная графика к его услугам. Можно попытаться выдумать что-то новое. Не повторять слонопотамов Гая Ричи или бесконечные туманы пиктореалистов. Потому как сейчас образы говорящей лисы и вдруг пробившегося зеленого ростка — при всем качестве «рисовки» моментально опознаются именно как спецэффекты.
Итого: если у вас нет подходящего настроения, не хочется убить пару часиков перед экраном, успокоив нервы, то смотреть будет скучно. Конечно, если вы не стремитесь разбирать цветосветовые решения и анализировать метафоры, сравнивая этот фильм с работами 70-х годов...