Легенда о зеленом


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Легенда о зеленом рыцаре
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Легенда о зеленом рыцаре

Статья написана 22 августа 2021 г. 11:37

Дайте мне цветной экзистенции...

Разумеется, найдутся как люди, которые скажут что в легенде о времена Артура многовато персонажей с темной кожей, так и люди, восхитившиеся расовым балансом. Но дело совершенно не в оттенках лиц.

Любые претензии к исторической достоверности тут не по адресу, потому как режиссер показывал чисто условные декорации. Ему важно было сконструировать ощущение, медленно погрузить зрителя в теплую ванну сюжета, попытаться создать чувство преходящего времени и вечных развилок в историях людей.

А для этого он пересмотрел «Ёжика в тумане», откалибровал «Сталкером», не забыл о «Новых приключениях янки при дворе короля Артура». И, разумеется, много, много Параджанова.

Или Дэвид Лоури смотрел совершенно другие материалы, но стилистика у него получилась именно такая. Не новаторская, сплошь да рядом анахроничная, медитативная.

Тягучее действие, в котором разжеван и постоянно повторяется верхний слой сюжета, но все что ниже — зритель должен конструировать сам.

И сконструировать получается плохо, потому как режиссер выдал очень много намеков, но не потрудился в финале затереть лишние подсказки. Ведь чтобы сюжет соответствовал туманности кадра — надо его недосказывать. Соблазнение в замке состоялось или нет? Лисица, которая не лисица, предупреждает о неминуемой смерти или же испытывает? Голову отрубили или только провели пальцем по шее?

На экране — медленные переходы от цвета к цвету, но не крупными блоками, как в китайском «Герое», а по настроению персонажа и завитку сюжета.

Пиктореализм с импрессионизмом почти захватывают кадр. Мастеровитое упражнение колориста, вот холст этого фильма.

Визуализация метафор — крупно, детально, фактурно. Нужны капюшоны-колпаки? Ок, половина придворных будет в таких. Нужен странный замок? Тоже будет. Весь в тумане с башней и загадкой внутри. Нужно, чтобы топор был образом смерти и жизни? Ок, на каменном полу под ним тут же вырастет мох.

Но все эти детали и недосказанности не порождают истинной сложности. Идет упрощение мифа и рыцарского романа до уровня сказки.

Именно сказки — волшебной нравоучительной истории.

Постаревший Артур на троне — но его наследник не знаменит, никак себя не показал, ничем не известен.

И что за человек — так и не скажешь. Иван-дурак? Может быть. Или обыкновенный племянник-бездарь. Как понять?

А это плохо.

Его вынимают из нафталина, приводят к королю. Тут появляется зеленый рыцарь, предлагает обмен ударами и сэр Гавейн хватается за шанс.

И тут все заверте... То есть не завертелось, а медленно и размеренно началось развертывание сюжета.

А сюжета толком и нет.

Легенда ведь умещается в пять строчек. Интриги и сложные реконструкции — не про этот фильм. Режиссеру важнее детали декораций.

Вот над формой топора он думал. Над прихожей замка, над потолком обеденной залы, над образом четырёх ведьм-норн (не трех) он явно размышлял. А латунные нимбы? А печать на письме Зеленого рыцаря? А мраморный круглый стол — не замкнутый? А бирюзовый балдахин, снятый с такого ракурса, что превращается в колодец, на дне которого лежит Гавейн? А повязка на глазах старухи в замке, многослойный образ того, что она не заметит лишнего.

Вот истинные креатуры Дэвида Лоури.

И ещё образ «жизни, промелькнувшей перед глазами» — когда Гавейну показалось, что он не кладет голову под топор зеленого рыцаря, а бежит, все объясняет людям, наследует Артуру, вступает в брак, растит сына, терпит поражения в войнах и вот уже перед лицом краха королевства у него отваливается голова. Потому рыцарь решил играть честно — платить за уважение Артура настоящей монетой.

Инициация-путешествие-испытание.

Что-то среднее между одиссеей и походом к медвежонку на чай.

Возвращаться не обязательно. Желтый туман — необходим...

Имхо, подражание старым фильмам — ограничило режиссера. Ведь вся компьютерная графика к его услугам. Можно попытаться выдумать что-то новое. Не повторять слонопотамов Гая Ричи или бесконечные туманы пиктореалистов. Потому как сейчас образы говорящей лисы и вдруг пробившегося зеленого ростка — при всем качестве «рисовки» моментально опознаются именно как спецэффекты.

Итого: если у вас нет подходящего настроения, не хочется убить пару часиков перед экраном, успокоив нервы, то смотреть будет скучно. Конечно, если вы не стремитесь разбирать цветосветовые решения и анализировать метафоры, сравнивая этот фильм с работами 70-х годов...





1985
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 августа 2021 г. 12:14

цитата

И ещё образ «жизни, промелькнувшей перед глазами»

Этот спойлер лучше бы убрать, так как сам момент достаточно пробирающий, когда думаешь, что это и есть настоящая концовка фильма.


Ссылка на сообщение22 августа 2021 г. 15:18
Старый фильм, кстати, норм, и этот то же, так как сейчас более менее годного кина нет в жанре, «на без рыбье и рак рыба»


Ссылка на сообщение22 августа 2021 г. 17:21
Прекрасная рецензия, захотелось посмотреть.


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 11:29
Браво! Как раз тот случай, когда читаешь с удовольствием и смотреть эту фигню не надо. Здорово написано.
Если мне память не изменяет, Зеленым Рыцарем был в пору оно сам Шон Коннери. А сама легенда довольно коротенькая.
Я не хочу «Ежика в тумане» откалиброванного «Сталкером»... «Монти Пайтона» не перескачешь...
Не хочу негров в Артуриане. Вот сарацин — тут логично и понятно. Или ОДИН черный рыцарь, спасенный из рабства и верный друг героя. Это и правда, и история, и глаз не режет.
Но если «слишком много» — включается сигнал предупреждение — плохо, спекуляция.
Так что посмотрю семидесятые — того же Бурмана с «Экскалибуром», а потом более «новое» — «Первый рыцарь» — когда Шон Коннери Артур. Постаревший Артур.
Спасибо за рецензию! Смотрим Шона Коннери!!!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 17:21
...«Великого Мерлина»...
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 06:50
:beer:


Ссылка на сообщение23 августа 2021 г. 17:08
Фильм выглядит переусложнённым.
Здесь приятная «театральная» картинка, где атмосферу задаёт освещение (поэтому всё так темно, задёргивайте шторки) и звук. Интерпретация оригинального сюжета хорошая. Здесь, конечно, нет переноса в наши дни, как в «Человеке, который убил Дон Кихота», но Гевейн тоже сталкивается с бедой современного лишнего человека — когда вокруг все такие успешные, и ты, как бы, тоже хочешь, но ты ещё и ленивое ссыкло, не способное ни на какие поступки вообще. Всё, что делает Гевейн, он делает вынужденно и как бы в полсилы, сразу боясь последствий. И это, одновременно, плюс и минус фильма. Потому что, повторюсь, проблематика для современной взрослой сказки интересная. Но смотреть за приключением, которое больше всех не нужно самому герою — не интересно.
В рамках сюжета о своеобразном обряде инициации, выпавшем нашему мальчику не на совершеннолетие, а на добрый тридцатник, Легенда о Зелёном рыцаре очень проста. Но вокруг этого сюжета наверчена колбаса символов и намёков. Само по себе это неплохо. В конце концов, символизм и неспешное повествование делают то, что должны — убаюкивают зрителя, погружая в состояние сказочной дрёмы. Но, когда за туманные намёки и параллели берётся мастер, у зрителя в голове всё складывается в связную, пусть и лишенную формально логики, картинку. В том же «Дон Кихоте» Гиллиама, насколько смутно помню, все элементы были при деле. Здесь же... у меня то и дело возникало ощущение, что я просто вообще ничего не понимаю (версия, что я просто слишком тупой — допустима). Вот Говейн не проходит первое испытание благодарностью. И мелкий мальчишка говорит, что заменит его. Герой теряет оружие и, возможно, умирает. Но не умирает. И мелкий мальчишка его не заменит. И оружие к нему вернётся, когда герой точно тем же способом провалит второе испытание. Это важно? Я должен делать из этого какие-то выводы? К чему это всё было-то? И так весь фильм!
То есть, повторюсь, фильм получился красивый, со своей атмосферой. Но, как и главный герой, фильм немножко блефует насчет доблести — он ищет одобрения, пусть даже и незаслуженного.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 06:49
«Говейн тоже сталкивается с бедой современного лишнего человека — когда вокруг все такие успешные, и ты, как бы, тоже хочешь, но ты ещё и ленивое ссыкло, не способное ни на какие поступки вообще...
...о своеобразном обряде инициации, выпавшем нашему мальчику не на совершеннолетие, а на добрый тридцатник»

Очень верно замечено.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 10:00

цитата Burn_1982

но Говейн тоже сталкивается

цитата Burn_1982

Всё, что делает Говейн


На всякий случай напомню, что этого рыцаря принято именовать Гавейном.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 18:05
Я знаю. Опечатался (торопился).


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 12:51

цитата

Легенда ведь умещается в пять строчек.

А можно попросить ссылку на легенду, умещённую в пять строчек?
Я не спора ради, мне правда интересно.

За рецензию — огромное спасибо! :beer: Чуть было не решил посмотреть. Чур меня!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 13:17
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0...

Конечно, строчек там чуть больше, но если отжать воду, будет именно пять :)
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 14:43
Принято! :beer: Тогда и «Илиаду» с «Одиссеей», в принципе, «если отжать воду», можно и одной строчкой пересказать:
Ахейцы активно пытаются взять Трою, троянцы — активно сопротивляются.
Одиссей много лет плывёт домой, на Итаку, и по пути его ждут различные приключения.

Не, ну а чё? :-)))
 


Ссылка на сообщение24 августа 2021 г. 15:11
Просто в Илиаде — уходят все причины, вся суть и все персонажи конфликта. А тут — пяти строчек оказывается достаточно, чтобы упомянуть пять человек: Гавейн, рыцарь, хозяин замка, его жена, Артур.


⇑ Наверх