Темный кристалл Иной мир


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > "Темный кристалл": Иной мир, иное время - все иное
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Темный кристалл»: Иной мир, иное время — все иное

Статья написана 4 августа 2021 г. 11:04

Во времена, когда компьютерные спецэффекты еще не достигли современных вершин, создание фильма в жанре фэнтези представляло собой не самую тривиальную задачу. Это сейчас мастера клавиатуры и мыши могут нарисовать что угодно, до нулевых такое и помыслить было невозможно. Тем не менее, фильмы в этом жанре выходили, некоторые уже давно считаются классикой. Из-за технических сложностей порой было проще сделать мультфильм, а не игровое кино. Так, например, первая экранизация «Властелина Колец» как раз и была осуществлена именно средствами рисованной мультипликации. Но некоторые режиссеры предпочитали кукольную. В 1980-ых Джим Хенсон выпустил два таких фильма: в соавторстве с Фрэнком Озом «Темный кристалл» (1982) и сольно «Лабиринт (1986), в котором, кстати, также играли и живые актеры. Речь пойдет про «Темный кристалл», который, будем честны, сюжетом не блещет, зато до сих пор поражает воображение именно что визуальной составляющей.

«Иной мир, иное время…». Именно этими словами встречает зрителя закадровый голос. А на экране нам показывают некую пустошь, на которой стоит уродливый замок. Уже скоро мы узнаем, что, благодаря волшебному кристаллу, все тут когда-то процветало. За тысячу лет до начала событий фильма этот кристалл был поврежден, часть его откололась. После этого началось страшное противостояние между грифоподобными скексисами и черепаходобными (только без панциря) мистиками. Первые были злыми, вторые – добрыми. В итоге именно скексисы захватили власть, и ситуация после этого окончательно испортилась. Но теперь появилась надежда: во время Слияния Трех Солнц (написал на всякий случай с больших букв) можно починить кристалл. Пророчество гласит, что суждено это сделать представителю расы гелфлингов (выглядит человечней всех остальных). Главный герой Джен вроде бы является последним из гелфлингов, ему и собираться в путь-дорогу. Квест банальней не придумаешь: найти потерянный осколок кристалла, проникнуть в замок скексисов, в назначенное время починить кристалл. И все наладится. Разумеется, скексисы собираются ему помешать… Повторю: с сюжетом тут, конечно, не очень, смотреть надо ради анимации и атмосферы.

Именно Джим Хенсон придумал несколько кукол для легендарной «Улицы Сезам» и является автором не менее легендарного «Шоу Маппетов». Уже скоро ему стало тесно в телевизионном формате, потому он обратился уже к полнометражным фильмам. В 1979-ом на экраны выходит «Фильм Маппетов» (и, кстати, получает две номинации на «Оскар» в музыкальных категориях), в 1981-ом – «Большое ограбление Маппетов» (и снова номинация на «Оскар» за лучшую песню). Как уже говорилось выше, в 1982-ом Хенсон всех удивил, отойдя от привычной тематики, «Темный кристалл» не имел ничего общего с «Маппетами». Американская Киноакадемия проигнорировала новый фильм Хенсона, зато он получил «Сатурн» в номинации «Лучший фильм-фэнтези». А вот с «Хьюго» не сложилось: в тот год балом правил «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта.

У Джима Хенсона с «Темным кристаллом» были поистине наполеоновские планы (возможно, они воплотились бы в жизнь хотя бы частично, если бы он не умер в 1990-ом в возрасте пятидесяти трех лет). Вдохновленный «Звездными войнами» Джорджа Лукаса он разработал сложный и необычный мир, который должен был стать основой далеко не для одного фильма. Почти ничего из этого так и не попало на экран, потому зрителю вселенная «Темного кристалла» и кажется бедноватой и плохо проработанной. Более того: чтобы произвести впечатление инородности мира фильма по отношению к нашему, все реплики должны были произноситься на выдуманных языках. (И это учитывая то, что в фильме, вообще, нет людей. Воистину – иной мир, иное время!) Чтобы народ все-таки разобрался в происходящем на экране, предполагалось давать перевод с помощью субтитров. Лингвистической составляющей, кстати говоря, занимался английский писатель Алан Гарнер, знающий толк в мрачных историях для подростков. Зрители на текстовых просмотрах пришли в полной недоумение от такого художественного приема, потому ленту пришлось все-таки переозвучить. Да уж, времена триумфа Мела Гибсона с его «Страстями Христовыми» (на реконструированном арамейском и латыни) и «Апокалипто» (на юкатекском) еще не наступили. Тем не менее, вымышленный язык в фильме все-таки звучит, на нем говорит речной народец, к которому в какой-то момент попадает главный герой. Русскоязычному зрителю в речи этого народца могут слышаться знакомые слова, и это неудивительно, авторы использовали в качестве основы славянские языки.

Не смотря на то, что фильм задумывался как семейное фэнтези, его не назовешь теплым и пушистым: тут все мрачно и жутковато, есть несколько особенно отталкивающих сцен. Один только обед скексисов чего стоит! В этой сцене царит почти тошнотворный гротеск и вывернутый до предела сюрреализм. И все это выглядит достаточно невинно по сравнению с последним получасом фильма. Нет ничего удивительного, что в Сети можно обнаружить отзывы в духе: «самый страшный фильм моего детства», «лучше бы я не смотрел его в шесть лет», «мне кажется, моя психика травмирована этим фильмом» и так далее в том же духе. Хотя, конечно, нашлись дети, которым все понравилось, во многом именно из-за мрачного тона повествования. Джим Хенсон, вообще, придерживался мнения, что сказки должны быть пугающими, именно таким образом ребенок и может испытать важное чувство страха без особого для себя вреда. Если этого вам мало, то стоит еще добавить, что, продумывая идеологическую составляющую «Темного кристалла», Хенсон использовал эзотерическую книгу Джейн Робертс «Материалы Сета». Да, эти идеи даются в фильме упрощенными, но при этом именно они выделяют его на фоне остального кинофэнтези того времени. Да и нынешнего – тоже. Вряд ли родители детей предполагали, что в по идеи семейном фильме обнаружится нью-эйдж, но он там присутствует более чем явно. И это опять же роднит «Темный кристалл» со «Звездными войнами», которые, правда, изначально и не пытались прикинуться детским фильмом.

Видимо понимая некоторую ущербность фабулы, Джим Хенсон превратил «Темный кристалл» в притчу о механизмах судьбы. Главный герой тут практически безволен, он, скорее, плывет по течению, чем активно действует. За ним гонятся враги, но он легко уходит от них. Когда нужна помощь, кто-нибудь да спасет. Потому что мир устроен так, что все, что должно случиться, случится. И спешка тут абсолютно не нужна. Хотя эта идея гораздо ярче выражена в медленных движениях мистиков. Они не торопятся в своих действиях, совершают каждое именно тогда, когда нужно, потому что мир похож на часовой механизм. И сломаться он может именно тогда, когда кто-то начнет делать то, чего не нужно делать. Эта идея вряд ли могла бы стать ясной юному зрителю, она скорее – для родителей. При этом она, конечно, предельно характерна для жанра, в котором и Предназначение пишут с большой буквы, и без Пророчества не обойдется, а уж Судьба всегда подразумевается.

Анимация в «Темном кристалле» выглядела для начала 1980-ых просто запредельно. Это была такая высокая планка качества, что превзойти ее и сейчас сложно. Персонажи выглядят поразительно живыми. Двигаются они предельно легко и правдоподобно. И это учитывая то, что порой для работы с одной куклой требовалось больше пяти человек. Смотря «Темный кристалл» в 2021 году, порой ловишь себя на мысли: а как это, вообще, было возможно снять? Но ведь сняли же. Вообще, весь фильм переполнен чем-нибудь движущимся, куда-то ползущим, перемещающимся, в общем, одухотворенным. Порой Джим Хенсон просто показывает ландшафт, а тот шевелится, дышит, одни существа едят других существ, а третьи при этом делают что-то и вовсе непонятное. Именно таков эпизод на болоте, куда в какой-то момент забредает главный герой. При его просмотре в голову сразу лезут мысли, что вот именно этим фильмом и вдохновлялся Джеймс Кэмерон, придумывая концепт своего «Аватара».

Все перечисленное вызвало у публики неоднозначную реакцию, хотя «Темный кристалл» в итоге не только окупился, но и принес некоторую прибыль (во многом за счет мирового проката). В любом случае зрители в 1982 году должны были понимать, что столкнулись со штучным продуктом, ручной работой, такое не каждый год увидишь в кинотеатре, возможно, даже всего раз за всю историю кинематографа. Воздействие «Темного кристалла» на массовую культуру можно описать, сравнив его с камнем, упавшем в воду. Чем больше проходит времени, тем ясней видно это воздействие. Волны разошлись в разные стороны и затронули многих и многих. Аллюзии, отсылки, влияние ощущаются в самых разных вещах. Потому если вам интересно, что и откуда берется, то этот фильм просто обязателен к просмотру. Да и просто так посмотреть стоит, благо хронометраж не велик, всего полтора часа. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы он был в два раза больше.

P.S. В 2019 году стараниями «Netflix» к удивлению многих вышел сериал «Темный кристалл: Эпоха сопротивления». Так что, мы все-таки получили еще примерно десять часов путешествия по этому столь странному и нечеловеческому миру. Правда, сериал закрыли после первого же сезона. Но все это, конечно, совсем другая история, и мы поговорим об этом в другой раз. Считайте это не только отсылкой к «Бесконечной истории», но еще и обещанием.





1625
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 августа 2021 г. 12:04
Очень интересный фильм.!


Ссылка на сообщение4 августа 2021 г. 12:08

цитата

И это опять же роднит «Темный кристалл» со «Звездными войнами», которые, правда, изначально и не пытались прикинуться детским фильмом.
А ведь звездные войны в отличии от Кристалла фильм как раз детский...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2021 г. 12:11
Ну, я не назвал бы «Звездные войны» именно детским фильмом. А то все классическое фэнтези и классическую космическую оперу придется отправлять на полку с детской литературой. У Лукаса, скорее, получилось кино для любой возрастной категории.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2021 г. 12:14
Эм... Понятно для любой не так выразился. просто ЗВ хорошо воспринимаются в любом возрасте. а темный Кристалл шестилетнему рановато:-) А ЗВ в самый раз
 


Ссылка на сообщение4 августа 2021 г. 12:29
Я думаю, что и восьмилетнему рановато)
Но да, «Темный кристалл» позиционировался именно как детский фильм, «Звездные войны» никогда так не позиционировались.


Ссылка на сообщение4 августа 2021 г. 15:20
Хороший фильм. Мне в детстве понравился, и ничего жуткого я там не заметил )
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2021 г. 15:47
Некоторые граждане по отзывам в детстве после мульт-экранизации «Муми-тролля и кометы» в ужас впадали. А вы говорите «Темный кристалл». Для некоторых это вообще хоррор.
 


Ссылка на сообщение5 августа 2021 г. 10:21
ando8
Да, Вы правы. Оказывается, моя жена в 9 лет тоже боялась «Муми-тролля и кометы».

В таких случаях я обычно развожу руками и говорю: «Дикие городские люди!» Я и мои друзья в дошкольном возрасте вечером и прямо у места действия ели уши свежезабитого и опалённого борова, которого чесали днём, и эмпирически пытались понять, почему не кукарекает отрубленная петушиная голова, когда в неё дуешь.
 


Ссылка на сообщение6 августа 2021 г. 02:28
Все мы разные. Нас и пугает разное. Так же, как и веселит. Да и растрогать могут принципиально противоположные вещи. И это зависит от кучи моменетов, в том числе и от обстоятельств детства. Тем не менее, мы можем говорить, что вот есть вещи, которые вот так вот действуют на большинство. Не на всех, а на многих. И «Темный кристалл» как раз на многих детей произвел когда-то пугающее впечатление. Не более того. Я вот его в детстве не смотрел, не знаю, как он на меня подействовал бы. Зато в детстве по первому каналу видел «Босоногого Гена». И после этого было страшно на небо смотреть.
 


Ссылка на сообщение6 августа 2021 г. 16:06
Igor_k
Да я и не собираюсь спорить. У меня много контрастных знакомых!
 


Ссылка на сообщение5 августа 2021 г. 11:00
ando8, а я очень боялся Морры из рисованной версии мультфильма о мумий-троллях. Прямо по-настоящему боялся. Спасибо, что напомнили об этом страхе.
 


Ссылка на сообщение12 августа 2021 г. 15:49
А «Аленький цветочек» ? Там еще и от одной озвучки чудовища обделаться можно было.


Ссылка на сообщение5 августа 2021 г. 10:57
Когда в детстве я первый раз в детской программе «С утра пораньше» увидел отрывок из «Темного кристалла» со сражением двух скекси, то рисовал их потом чуть ли не с закрытыми глазами — так меня впечатлили эти монстры.
Igor_k, превосходная статья. Теперь с нетерпением жду статью по сериалу. На мой взгляд, дух оригинального фильма передаёт вполне достойно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 августа 2021 г. 02:29
Рад, что рецензия была вам интересна и понравилась.
Про сериал точно напишу, но, когда это случится, пока не представляю. Для начала его надо посмотреть...


Ссылка на сообщение5 августа 2021 г. 14:39
Да уж, образы персонажей из этого фильма западают в душу надолго... :-D
Ещё бы — Брайан Фрауд фигни не нарисует! :-[
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 августа 2021 г. 02:29
Забыть уже не получится)


Ссылка на сообщение6 августа 2021 г. 10:32
Кошкин дом 1982 г. — вот где жуть и кошмар всего детства сосредоточены)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 августа 2021 г. 14:35
Смотрел в детстве, ничего пугающего не обнаружил.
То ли дело заставка кинокомпании «Вид»)
А, вообще, всякой пугающей анимации в позднем СССР наснимали много.


Ссылка на сообщение12 августа 2021 г. 15:55
Спасибо за отличную стать о прекрасном фильме.

цитата Igor_k

Считайте это не только отсылкой к «Бесконечной истории», но еще и обещанием.

С большим интересом прочту и об этом культовом фильме. На мой взгляд, лучшие фэнтези — сняты именно в то время, в 80-е. Сказки перестали уже быть похожи на театральные постановки, как до этого. Но еще спецэффектами и экшеном не был заслонен дух таинственности и волшебства.


⇑ Наверх