Have you run your fingers down the wall
And have you felt your neck skin crawl
When you're searching for the light?
Sometimes when you're scared to take a look
At the corner of the room
You've sensed that something's watching you
-------------------------------
“Don't Stay Up Late” by Р.Л.Стайн (2015) (https://fantlab.ru/work699339)
Наконец-то ваш покорный слуга покончил с безумием сессии у господ студентов, и свободный, аки дохлый дятел, получил возможность всласть до конца лета зачитаться по самые уши. Поскольку из любого запоя, в том числе и рабочего, нужно выходить постепенно, выбор мой пал на одного из самых моих любимых авторов, давно уже кем-то прозванного “Стивеном Кингом от детской литературы”.
И первым делом хочу признаться в любви к творчеству старика Стайна. Берет чем-то за душу этот американец с его прелюбопытнейшими русско-еврейскими корнями. И, похоже, не одного меня этот светоч детско-подросткового повелителя кошмаров завораживает при всей кажущейся простоте его творчества. К примеру, его серия “GooseBumps”, известная русскоязычному читателю под nom de plume “Ужастики”, английским телеканалом BBC была внесена, на минуточку, в список ста лучших произведений мировой литературы! Noblesse oblige, что называется.
Знатоки англоязычного телевидения также могут припомнить телесериал с одноименным названием, выдержавший в свое время аж четыре сезона. Тоже показатель, если вдуматься.
Открывая его книжки, в твоей голове словно мгновенно включается тумблер переноса во времени, когда мы, совсем еще юные балбесы, жадно поглощали по ночам в пионерском лагере все эти зловещие истории про “черную руку, красную простыню и зеленые пальцы”, с таким блеском собранные потом Э. Успенским в своей высокозанимательной книжице. Продолжая это славное дело, стайновские книжки четко располагаются где-то посередине между хоррором, фэнтези и фантастикой с периодическими заходами на территорию более взрослого триллера.
Основной упор здесь делается вовсе не на приключения девочки Аленки (та которая, “кровь, кишки и расчлененка”), а на атмосферу таинственности и саспенса, что подстегивает воображение и не отпугивает страшащихся бессмысленного “экстрима” читателей. Впрочем, дятлы-сторонники “традиционных ценностей” и прочих глупостей даже здесь находили повод придраться к безобидным книжкам и временами требовали убрать стайновские повести из школьных библиотек. Тут, как говорил мой учитель астрономии, не оценку ставить нужно, а диагноз. Nuff said.
Впрочем, данная книжка, название которой вынесено мною в заголовок, принадлежит как раз к более суровому циклу Стайна “Fear Street”, с которой, собственно, и начался путь к успеху начинающего автора, и при появлении на свет быстро завоевавшему всеобщие симпатии. Одно время данный цикл был даже самой популярной YA-серией в США. Это, кстати, и сыграло со Стайном злую шутку, когда от него потребовали буквально стахановских темпов в творчестве. Когда выдаешь по книге в месяц, сами понимаете, к чему это приводит.
К счастью, “Не ложись поздно” принадлежит к более новому подциклу “Fear Street Relaunch”, начатому в 2014-том году, который лично для меня оказался глотком свежего воздуха в позднем стайновском творчестве, что не может не радовать.
Итак, о чем же это все?
Есть на свете милый американский провинциальный городишко Шейдисайд, живущий сонной, до одури размеренной жизнью, знакомой нам по Эвересту книг и фильмов, включая того самого Кинга. Но, как и в любом хумансовом поселении, здесь тоже имеются свои неполадки в пробирной палатке. В Шейдисайде располагается улица, носящая многозначительное наименование Фиар-Стрит, то есть Улица Страха. Как известно, как корабль назовешь, так он и поплывет. Вот что хорошего может происходить в такой локации? Я бы дважды, например, подумал, прежде чем погулять по Кладбищенской улице или переулку Ужаса. Мало ли что может прийти в голову там живущим туземцам, вдруг они уже точат ножи-топоры, поджидая доверчивого прохожего, торопящегося на работу и срезающего на свою голову путь-дорогу через их обиталище?
Вот и про Фиар-стрит по Шейдисайду ходит множество слухов, один другого макабричнее. И немудрено, ведь старожилы рассказывают, что некогда в городке обитали два искренне и горячо ненавидящих друг друга семейства — Фиар и Гуд, чье противостояние в итоге привело к тому, что они начали баловаться наложением проклятий друг на друга. А что, вполне логично, нет? Как известно, любой американский школьник может сэкономить на завтраках, прикупить колдовского инвентаря и в ближайшую ночь полнолуния прогуляться по кладбищу, дабы исключительно эксперимента ради призвать кого-нибудь симпатичного, клыкасто-когтистого. Вы никогда так в детстве не развлекались? Что ж, казуалам не понять…
Главной героиней книжки является Лиза Брукс, гордо в первом же абзаце именующей себя “чокнутой психопаткой”. И вовсе не из желания покрасоваться перед очешуевшими слушателями. Судьба девчонки весьма трагична и вызывает у читателя горячее сочувствие. Невольно она послужила причиной дорожной автокатастрофы, в которой погиб ее отец и куда-то сбежал любимый пес. ПТС, это, знаете ли, не шуточки. Лизу начинают преследовать жуткие сны и не менее кошмарные галлюцинацими, настолько выматывающие, что девушка потихоньку перестает различать, где реальность, а где кошмары.
Ее личный психиатр доктор Шейн с разной степенью безуспешности пытается пробить скорлупу, в которую Лиза себя заключила. Пожираемая чувством вины, героиня старается как можно меньше общаться с окружающими и даже из дома старается лишний раз не выходить. Врагу не пожелаешь такой участи… Хотя врагу как раз и хочется пожелать, пусть скотина помучается.
В качестве компромисса, доктор Шейн советует Лизе поработать бэби-ситтером и рассказывает ей о своей подруге, которой вот прямо срочно требуется няня для ее сынишки. Как известно из классики хоррора, еще неизвестно, кто более страшен — маньяк или лечащий его психиатр. Бедной девушке не повезло связаться с подобным советчиком, хотя, казалось бы, “ничто не предвещало”.
Мало того, что дом Хартов находится на Фиар-стрит, так еще и сама атмосфера особняка подчеркнуто странная. Чего только стоит требование матери Гарри ни в коем случае не позволять ему ложиться поздно, хотя сам мальчишка, в общем-то, даже настаивает на таком послаблении домашних правил, хотя бы изредка. Странные звуки в доме, жуткие крики из подвала, объясняемые проголодавшимся кошаком, хотя стоны гораздо больше похожи на человеческие, и общая тоскливо-готическая атмосфера прилагаются.
Я бы на месте героини давно бы уже сделал ноги из столь милого домика и поискал бы себе работенку попроще, но, видимо, чувство самосохранения героини пропало вместе со спокойным сном по ночам, и Лиза соглашается на это времяпровождение. Ее даже не смутило видение мрачной жуткой человекоподобной фигуры, которую она увидела в темном коридоре, ведущем в спальню Гарри. Героини хоррора, они такие, да.
И далее, как водится, пошло-поехало. Поскольку дальнейший пересказ превратится в махровый спойлер, автор колонки дозволенные речи прекращает.
Что еще следует отметить, так это заметный прогресс автора по сравнению с не столь мною любимыми сериями “Nightmare Room” и “Rotten School”. Стайн явно решил реабилитироваться в моих глазах и рассказал вполне себе забавную историю, написанную фирменным летучим стилем. Прогресс налицо, однако. Читал и словно наяву видел и кошмарную сцену автокатастрофы, и этот укутанный мрачными тенями рассыпающийся старый особняк, и этого загадочного мальчишку, в чьем поведении нет-нет, да и проскользнет нечто очень необычное для паренька в его возрасте. Дочитав последнюю страницу, ваш покорный слуга довольно зажмурился и уже поглядывает на книжную полку, дабы перечитать что-нибудь из древних стайновских ужастиков. “Full Moon Halloween”, к примеру, почему бы и нет?
Отдельное мерси хочу передать переводчику, отлично поработавшему над текстом и успешно передавшему на языке родных осин обманчиво простецкий стайновский стиль. Ждем-с теперь “The Lost Girl”, уверен, что не разочаруюсь.
Вердикт: симпатичная книжка, гораздо более мрачная и жесткая по сравнению с его обычными “GooseBumps”. Всем активно не чурающихся YA-ужастиков и тем, кто хочет хотя бы на мгновение погрузиться в благословенные времена далекого детства, горячо рекомендуется. Ждем-с теперь “December Park” от Малфи и продолжение стайновской шейдсайдовской серии. Похоже, это лето будет интересным.